Возникновение современной переплетенной книги

Форма современной переплетенной книги  возникла из диптиха.

Диптих (др.-греч. «сложенный вдвое»). Это были две таблицы, сложенные как скрижали*, на которых писались имена живых и умерших В диптихах-месяцесловax (календарях)  были отмечены и важнейшие события церковной жизни.

"В древности были распространены несколько видов диптихов, как-то:
 
1) диптихи крещальные, для записи сподобившихся св. крещения;

2) диптихи  живых, для записи принадлежащих к известной церкви;

3) диптихи  святых или мартирологии и

4) диптихи умерших. В диптихах последнего вида записывались прежде всего местные епископы, отличавшиеся святостью жизни и безупречностью в нравственном отношении, затем таковые же епископы иных епархий, священники и, наконец, миряне всякого состояния, возраста и пола".

Николай Федорович Марков,
кандидат канонического права С.-Петербурского университета.

В первые века христианства богослужебные книги, написанные на пергаменте, часто вделывали в старинные, богато украшенные диптихоны.

На заре книгопечатания выбор книжного переплета оставался за владельцем книги. Человеку выдавали пачку отпечатанных листов, с которыми он шел к любимому переплетчику и заказывал материал переплета, исходя из своих эстетических или финансовых соображений.

Изначально корешок считался тыльной стороной, поэтому все книги ставились корешком к стене, а страницами в комнату. Только в XVI веке на корешках стали тиснуть название и имя автора. Текст размещался горизонтально, а тонкие книги вообще не подписывали.

 Книги постоянно дешевели в производстве, поэтому их стало много. Так много, что без подписанного корешка было уже тяжело найти нужную книгу. Так много, что переплеты стали изготовлять сами типографии. Так много, что подписывать корешки стали даже у тонких книг.

 В этот момент и зародилось разделение на тупоконечников и остроконечников. По одной традиции корешок подписывался сверху вниз, по другой — наоборот. За каждой из этих традиций стоит рациональное За каждой из этих традиций стоит рациональное объяснение.

 Традиция размещать надпись на корешке сверху вниз более старая, она уходит корнями в те времена, когда книг было мало. Соображение было такое: если книга лежит на столе (или в небольшой стопке), читателю должно быть удобно прочесть название.

 Традиция подписывать корешок снизу вверх более новая, она опирается на соображения об удобстве владельца книжной полки. Читать снизу вверх удобнее, потому что это направление больше соответствует европейской традиции письма слева направо, что особенно заметно при наличии нескольких строк текста на корешке (естественно желание читать строки слева направо).

* Скрижа;ль — доска или таблица с написанным на ней текстом (преимущ. священным, культовым). По библейскому сказанию, 10 заповедей Моисея были записаны на каменных табличках с горы Синай. Под влиянием христианского итальянского католического Ренессанса почти во всех странах скрижали стали изображаться как страницы раскрытой книги (с дугообразной формой верхней части). Помимо этого скрижалями именуют платы, которые нашиваются на мантии Архимандритов и Епископов.

Источники: интернет-сайты
 http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/122/


Рецензии
Добрый день, Валентина!

Мне кажется, что в наш век бумажная книга немного подвинута электронной.

А многие балбесы так вообще слушают аудиокниги. Так что этот вопрос смещен незначительно в сторону дебилизации.

С уважением,

ИраЛео

Ирина Склярова   10.03.2017 15:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.