Перформанс Лолита и Казаки

История с набоковской Лолитой и казаками произошла несколько месяцев назад. Вроде бы срок достаточный, чтобы забыть сию ахинею, как бредовый сон, ан нет..
То тут, то там появляются люди, которые до сих пор "не могут прийти в себя от шока", "не понимают, как же так могло произойти, чтобы в Петербурге могло такое случиться"!
Одни скорбят об опозоренном городе, другие охают об охаянной культуре. Главное, что делают это в одном и том же траурном и скорбном духе!
Так вот, лузеры. Мне вас даже не жаль. Вы тот самый пипл, который хавает. Взгляните на себя и устрашитесь. За прошедшие месяцы вы могли бы не только слюни пускать и мокрым носиком шмыгать, но хотя бы на секунду задуматься, а был ли мальчик. Точнее, девочка.
Ну а так как озарение к вам не приходит, то придется мне, как пионеру-тимуровцу расчистить от мусора ваши извилины и пустить по ним живительную влагу, именуемую логикой, рассуждением и здравым смыслом.
Итак, погнали. Слушаем презабавнейшую сказочку про то, как "Казаки писали письмо в министерство культуры".
Такого то дня, такого то года, страницы газет самого разного пошиба и телепередачки самого разного фасона, пунктиром прошила информация, что в Петербурге, на имя чиновников от культуры пришло грозное письмо, подписанное пятью казаками, двумя педагогами и тремя студентами, где мол, требуют запретить к показу моноспектакль "Лолита".
Далее, ессно, следовал текст, который отчего-то варьировался в зависимости от издания, а поэтому точного текста послания никто так и не знает, но суть такова, что "Лолита" - это де произведение, где пропагандируется педофилия, разврат, наркотики; оно де дурно влияет на несовершеннолетних и отвращает детские умы от истинных ценностей.
Вот как-то так...
Смешно? Ога. Абсурдно! Да. Глупо? Ещё как!
И почему то никто даже не усомнился, а не шутка ли это? И не дурной ли это розыгрыш, тем более, что был в этой истории с самого начала намек на пошлый анекдотец - ведь подписей, то есть фамилий, в письме не оказалось. В реальности ни один автор так и не засветился, и вообще никак себя не обнаружил, даже «поторжествовать» не пришел. Странно предположить, что казаков end студентов обуяла повальная стыдливость!?
Да и можно ли вообще серьезно рассматривать письмо, подписанное "казак-студент и педагог"?
Я бы не смог. А вот кое-кто, не поперхнувшись, мигом поднял истерику и стал гнать волну про произвол, про гонение на литературу, закоснелость и даже диктат! Не знаю, кому как, а мне «подфартило» узреть целую передачку на "Дожде", где на колченогих стульчиках восседал целый выводок "интеллигентов" и с постными лицами вещали, "ах, чтой-то не то стало с Петербургом". И на целый час, пока я лицезрел, да слушал, моими спутниками были рвотный рефлекс, нервный тик и дурное послевкусие.
Не скрою, как же мне тогда захотелось оказаться в той самой студии, да по подходить эдак медленно, культурненько к каждой персоналюшке, да по личику им половой тряпочкой потереть для умывания. Исключением, пожалуй, назову Петкуна, который, судя по выражению лица, испытывал те же симптомы, что и я.
Впрочем, черт с ними, с симптомами. Включаем логику.
Первое, что меня удивило, отчего так легко поверили? Да все просто. Чем абсурднее и глупее, тем и проще. Затрахали наших людей «фактами-интригами-расследованиями». Затрахали так сильно, что нет уже сил разбирать, где чистые трусы, а где не очень. И не от брезгливости разбираться не будем, а от апатии.
Я тоже апатичен, но то ли из-за возраста, то ли из-за физиологии, но мое мышление ко всему прочему ещё и образное. И мозг мой упорно отказывался рисовать картинку, где восседают в тесной компании пятеро казаков, три студиозуса и два препода. Не сросталось, как-то...
И,если студиозусы с преподами ещё куда ни шло; преподы с казаками - тоже, то студенты с казаками почти невозможно. Ну а так, чтоб все трое, да в одном флаконе, это как? И, главное, где? Где та точка координат, где должны сойтись такие персонажи, которые по сути своей из разных миров? И что самое интересное, кто в этом салате основной "ингредиент", а кто так, яйцо с зеленым горошком? Ведь все по отдельности - эти категории настолько самодостаточны, что никогда не будут нуждаться в "костылях" в виде кого-то другого. В общем, невкусный салат получался. Несъедобный.
Но пипл захавал, а я задумался. И открылось мне море безбрежное таких умилительных фактов, что «было бы смешно, когда бы не было так грустно»(с). Первое. Где должна была состояться премьера «Лолиты»? Оказывается, в некоем музее «Эрарта», который расположен на Васильевском острове, мягко выражаясь, в самой жопе от культурной жизни культурной столицы. Музей этот посвящен современному искусству, что как-то само собой навевает знакомые слова про перформанс и инсталляцию. Возник вопрос, а чой-то «Лолиту», мировое наследие ставят в каком-то музее, а не в театре, пусть даже на малой сцене? Однако тут могут сказать, что сие дело вкуса и материальных возможностей. Отлично. Принимается.
Тогда возник вопрос, а как 5 казаков и сотоварищи узнали о готовящемся мероприятии? Обычно только большие театры оповещают, мол, дорогие граждане, мы репетируем «Сюсяндру», просим вас дожить до премьеры! И касается это только основной сцены, а что делается на малых, то публики вообще не касается, для этого афиша есть, зырьте в неё сколько влезет.
Неужели «Эрарта», музей(!!), вдруг вывесил анонс о репетициях моноспектакля в ущерб основной своей деятельности? Можете не париться. Анонса не было.
Так как же узнали? Да никак. Хотя, вру, есть вариант, что десять никак не стыкуемых людей не только смогли найти место для «тайной вечери», но ещё и помедитировали, чтоб астральным телом своим найти, где в городе творится непотребное.
Если вы в состоянии такое себе представить, то дуйте со своей буйной фантазией прямиком к психиатрам. Надеюсь, они вам помогут.
Но письмо то было. И, что самое забавное, копии его оказались ещё и в газетах. Предусмотрительно, правда? Ай да "казаки"!
И помчались тогда встревоженные журналисты брать интервью у единственного актера этого моноспектакля, господина Мозгового. И задавали ему единственный стоящий вопрос, чо делать собираетесь, заслуженный то вы наш?
И Мозговой отвечал: «Как что? Конечно же спектакля не будет! Ни за что и никогда! Не желаю я брать грех на душу, чтобы уважаемые зрители и ценители искусства пострадали из-за каких-то ущербных людей».
Иными словами, Мозговой – это герой. Своим волевым решением он пресек кровопролитие, готовое вот-вот выплеснуться под стенами музея «Эрарта»! Медаль ему за это и барабан на шею.
Одно но. Нет вокруг музея «Эрарта» толп страждущих проникнуть внутрь его и насладиться зрелищем. Так что кровопролитие состоялось бы только в одном случае, если бы сам господин Мозговой крепко приложился лбом к асфальту.
Но это не единственное, что должно насторожить. Откуда такая готовность пойти на условия «ущербных людей»? Ни тебе попыток договориться, объяснить, что ребятки опасаются зря. Где диалог, призыв к общественности, просьбы защитить искусство?! А сразу, брык и лапки к верху!
Ответ один. Никакой «премьеры» и не должно было быть. Потому что в этом случае надо было бы предъявить публике ещё и разъяренных казаков, студентов и педагогов. Ну а где их взять? Рожать что ли? А так ни спектакля, ни казаков. Все чисто. Главное, что на некоторое время музей привлек к себе интерес и хоть кто-то туда пришел. Спасибо вам, товарищ Мозговой.
Впрочем, чего это я? Спектакль то идет. Хотите посмотреть? Идите. 500 рублей в зубы и можете не опасаться - никакие казаки там не стоят и саблями не машут.
Но основной вопрос остался. Доколе люди будут лузерами?
Почему ни у кого не заработали ролики и мысль не возникла, что этот винегрет из казаков, студентов и учителей, да ещё в таком плюгавом количестве, которое отчего-то зело испугало заслуженного артиста – это галимая комедия, цель которой поднять к себе интерес?
И ведь лихо сработано. По всем правилам психологии. Даже похвалить захотелось.
Да, если вдуматься, то никто и не пострадал:
1.Спектакль в репертуаре.
2.«Эрарта» получил свою порцию рекламы.
3.Студенты? Так эта каста, как была самой передовой, таковой и осталась.
4.Педагоги? Эти вообще в роли святых в виду святости профессии.
5.Ну а за казаками прочно закрепилось амплуа ревнителей нравственности и морали. Плохо шоль?

Пострадал только пипл. Потому что при всем разборе видно, что относятся к нему не более уважительно, чем к выгребной яме. Всему верящей и всё хавающей яме. Но, если честно, мне его тоже не жаль.
Пусть учатся сомневаться и думать.
 2011 г.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Добрый Инквизитор.
Прочитала я как-то "Лолиту" из любопытства, причем с определенными усилиями, связанные с самим сюжетом, ничего шедеврального не нашла.

Александра Вежливая   14.04.2018 20:59     Заявить о нарушении
"Лолиту" хорошо читать в возрасте бунтарства. Я и прочел лет в 18.
А вот "КАмера-обскура" меня не торкнула, хотя эта книга предвестник "Лолиты" и фактически романы-близнецы. Скучно показалось.

Спасибо. Мэл.

Добрый Инквизитор 4   14.04.2018 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.