Концепция любви
Осознание своей бессмысленной конечности дается тяжело. Очень трудно смирить себя с мыслью, что твоя жизнь – это краткая, не имеющая смысла случайность, ведь каждый день мы делаем выбор и стараемся сделать его правильно, всю жизнь ищем свою дорогу в жизни , чтобы достойно пройти по ней. И чем старше мы становимся, тем острее делается этот не отвеченный вопрос: для чего все? Для чего я? И судя по всему, ответить на него – это та самая работа, на которой мы, не осознавая этого, трудимся всю свою жизнь.
Недавно мне попалась на глаза книга, о которой я, к своему великому стыду, долго не знала ничего. Это книга Л.Н. Толстого «Без любви жить легче». С предисловия она поразила меня настолько, что мне показалось очень важным пересказать ее некоторыми лаконичными выкладками, в которых, как мне кажется, и заключена история о том, что такое бог.
Эта книга – воспоминания совершенно незнакомого читателю Толстого, человека, который « убивал людей на войне, вызывал на дуэли, чтоб убить, проигрывал в карты, проедал труды мужиков, казнил их, блудил, обманывал. Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство…», и самое неожиданное в этой книге то, что сам Толстой придал этому своему сочинению ценность более высокую, чем двенадцать томов всех его сочинений. Это исповедь не художника, но человека, который всю жизнь пытался понять, зачем мы все каждый день просыпаемся в эту жизнь и совершаем те ужасные поступки, о которых потом жалеем.
Самым внезапным для меня стало шокирующее признание Толстого, что в самый , казалось бы, успешный период своей жизни, когда он был физически здоров, у него была прекрасная семья, он был признанным, печатающимся писателем, именно в это самое время он много и долго думал о самоубийстве. Он чувствовал, что болен, что бьется об стену и не может решить самый важный для себя вопрос. И корнем того душевного заболевания, которое поразило его, было то, что он вдруг почувствовал, что не может понять, зачем он жил и зачем ему продолжает быть необходимым это делать.
«Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости, чтобы не привести ее слишком поспешно в исполнение. <> И вот тогда я, счастливый человек, вынес из своей комнаты шнурок, где я каждый вечер бывал один, раздеваясь, чтобы не повеситься на перекладине между шапками, и перестал ходить с ружьем на охоту, чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни»
Про то, как это расстройство началось с ним, он пишет так: «… пять лет тому назад со мною стало случаться что-то очень странное: на меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему. Потом эти минуты недоумения стали повторяться чаще и чаще и все в той же самой форме. Эти остановки жизни выражались всегда одинаковыми вопросами: Зачем? Ну а потом?... <> Случилось то, что случается с каждым заболевающим смертельною внутреннею болезнью. <> Я понял, что это – не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что если повторяются все те же вопросы, то надо ответить на них. И я попытался ответить. Вопросы казались такими глупыми, простыми, детскими вопросами. Но только что я тронул их и попытался разрешить, я тотчас же убедился, во-первых, в том, что это не детские и глупые вопросы, а самые важные и глубокие вопросы в жизни, и, во-вторых, в том, что я не могу и не могу, сколько бы я ни думал, разрешить их. Прежде чем заняться самарским имением, воспитанием сына, писанием книги, надо знать, ЗАЧЕМ я это буду делать»
И далее он начинает расписывать некую логику, по которой мечется человеческий разум в поисках смысла и цели. Выглядит это примерно так:
1. Что ожидает в дальнейшем? Дела забудутся, потомки умрут, тело ожидают старость и смерть. Ничего не останется, кроме смрада и червей. Удовольствие от жизни есть лишь обман, происходящий от того, что ты не думаешь о смерти. Как только чувствуешь, что смерть близка, рассеивается обман жизни, и ты понимаешь, что радости тебе были даны лишь затем, чтобы ты не думал о смерти, а на самом деле истина в том, что ты превращаешься в ничто.
2. Поиск смысла жизни в знании. Есть много наук, которые объясняют физические явления мира, реакции и микрочастицы, но они не объясняют главного – ЗАЧЕМ. То, что жизнь – часть бесконечных реакций, не придает ей смысла, а наоборот, уничтожает его. Поиск смысла в науке – это тупик.
3. Наблюдения за тем, как окружающие люди разрешают это противоречие: жить надо, но жизнь – бессмыслица! Осознание того, что в массе своей люди слишком заняты и глупы, и противоречия либо не видят, либо, увидев, стараются избегать думать о нем. Но если ты не уничтожаешь это противоречие в себе, рано или поздно оно разрушит тебя.
4. По всему получается, что рационального смысла нет. Но я жил и живу, и миллионы людей живы и живут, не может быть так, чтобы это было ошибкой, а значит, я ищу разгадку в неверном месте. Не было бы жизни, не было бы и разума, который делает вывод, что жизнь, его породившая, бессмысленна. «Разум есть плод жизни, и разум этот отрицает самую жизнь. Я чувствовал, что тут что-то неладно»
5. Я ищу не там и ничего не знаю. Миллионы людей ставят этот вопрос перед собой и могут ответить на него. И ответ этот- в вере. «По разумному знанию выходило так, что жизнь есть зло, и люди знают это, а они жили и живут, и сам я жил, хотя и знал давно уже то, что жизнь бессмысленна и есть зло. По вере выходило, что для того, чтобы понять смысл жизни, я должен отречься от разума, того самого, для которого нужен смысл».
6. Нахождение ошибки в постановке вопроса. Ты спрашиваешь себя : какое глобальное, вневременное, внепричинное значение может иметь моя жизнь? А отвечаешь себе на совсем другой вопрос: какое конечное, обусловленное причинно-следственными связями имеет значение жизнь. Это происходит потому, что мозг не может осознать абстрактную вечность, то пространство, которое существует вне причинно-следственных и временных ограничений Для того, чтобы постичь бесконечное, в человеческом теле нет ИНСТРУМЕНТА.
7. Вера – единственный метод, которым можно работать с понятием бесконечности, попытаться придать смысл своей жизни за пределами технических границ работы своего ума.
8. Какую религиозное учение выбрать? Плюсы и минусы каждой из религий.
9. В любой религии есть ложь. Догматы веры ( например, «непогрешимая церковь») – явление, служащее более цели политической, нежели духовной. Особенности каждого течения веры не объединяют, но разобщают людей, следовательно, не могут являться универсальной истиной.
10. Признание того, что основа любой веры, а значит, главный нерушимый закон – это любовь. Есть два вида любви : любовь к себе и любовь к людям. Если ты делаешь для себя, из любви к себе, то каждое действие, которое ты совершаешь, конечно, так как оно более не имеет смысла после твоей смерти. Совершая поступки для других и во имя других, ты распространяешь эту любовь и доброту за пределы своего существования, таким образом, существование твое и твои поступки становятся исполненной смысла частью бесконечного.
При этом Толстой неоднократно говорит, что работа духовная не менее сложная, чем работа физическая: если хочешь продвинуться вперед и достигнуть результата, ты должен заниматься этим каждый день. Ты каждый день должен бороться с чувством неприязни к другим людям, находя его ложным и заменяя любовью, и так же подходить ко всем процессам и действиям, которые ты совершаешь. Любить надо всё вокруг и делать всё с любовью, тогда даже самое ничтожное, небольшое дело будет иметь больше значения и пользы для людей, чем любое большое дело, которое ты делаешь из тщеславия или корысти.
Несчастье, в той форме, которую мы так хорошо понимаем, страдания, тоска, уныние, происходят оттого, что мы живем эгоистической жизнью, жаждой наслаждений, которые скоротечны и оставляют за собой только пустоту. Но каждый человек может стать счастливым, служа другим людям , научившись любить и их, и саму жизнь.
Заканчивает свою книгу он призывом к действию: « Ни про одно дело нельзя узнать, хорошо оно или дурно, если не испытал его на деле в жизни <> Попробуйте: возьмите на себя на известный срок следовать во всем требованиям любви: жить так, чтобы во всех делах прежде всего помнить, чтобы со всяким человеком, с вором, с пьяницей, с грубым начальником или подчиненным, не отступить от любви, т.е. имея с ним дело, помнить о том, что нужно ЕМУ, а не себе. <> …Постарайтесь отвечать добром на зло, ничего не сказать дурного о человеке, не обойтись грубо даже со скотиной, с собакой, а с добротой и лаской, проживите так день, два или больше и сравните ваше за это время душевное состояние с тем, какое было прежде.»
То, о чем пишет Толстой, - это не религия. Это скорее философская концепция жизни, концепция любви, которая позволяет, не засоряя сознания религиозной мишурой и фанатичной глупостью, ответить себе на фундаментальные вопросы бытия. Ведь вопрос «зачем?» - основной в жизни, и поиск ответа на него является самым важным делом в каждой человеческой жизни.
Свидетельство о публикации №215011201075
Жизнеутверждающая и абсоютно необходимая книга. Гений начал за упокой, а кончил за здравие. Апогея достигают строчки в конце от слов :"если хочешь продвинуться вперед и достигнуть результата, ты должен заниматься этим каждый день...." до завершающего гимна жизни: ..."каждый человек может стать счастливым, служа другим людям , научившись любить и их, и саму жизнь."
Спасибо за находку!
Томас Памиес 16.07.2015 13:26 Заявить о нарушении
Юлия Чудакова 30.07.2015 22:02 Заявить о нарушении