Ивдель

Мы сошли с поезда в половину второго ночи, Петрович начал скрипеть:

- Почему нас никто не встречает?

- Юра, стареть нужно красиво, чего брюзжишь? Автобус до базы будет в 6 утра, посидим на вокзале, первый раз, что-ли? Буровики приезжают позже, с ними и уедем…

- Ты не умеешь организовывать поля, начальник хренов, на этом вокзале мочой пахнет! Я это должен нюхать?

- Добавь свою, нюхать будет приятней. Ладно, вызову такси.

Вызвал, доехали, на моё удивление, на базе заказчика оказался круглосуточный сторож. Нам выделили комнату с тремя кроватями на втором этаже вытянутого двухэтажного строения. Оно обогревалось собственной кочегаркой на дровах…, было натоплено конкретно, для декабря, а на улице начало сентября. Даже для северного Урала стояла относительно тёплая осенняя погода, но, видимо, кочегар был особенно теплолюбив…

Окна в комнате были закрыты насмерть, форточки похоронены давно, если только выбивать стёкла. После душных остатков бессонной ночи Петрович пошёл искать этого теплового террориста. Пойманный Дедок не понял, о чём идёт речь:

- Будьте любезны, не надо так сильно топить ночью, спать невозможно…

- Жар костей не ломит…

- Это – высказывание про баню…, там понятно, но мы не в бане спим…

- Запаренных геологов ещё не находили, а вот замёрзших – сколько угодно…

- А это вообще про многодневные маршруты и ночёвку в тайге, тундре, горах, а здесь база, не надо топить так сильно…

- Ладно, попробую.

На следующую ночь часа в 3 Петрович обнаружил Дедка в кочегарке, который с упоением кидал дрова в топку, топить меньше у него не получалось…

Я тоже не могу спать в жаре, которая обязательно сопровождается духотой, но периодически приходилось в полях обитать в одной палатке или балке с людьми, чаще всего северянами или сибиряками, которые в этой атмосфере себя прекрасно чувствовали. На все мои «подкладывай дрова в печь без фанатизма, станет холодать, я не поленюсь вылезти из спальника…» (иногда, особенно после многодневок, это было самонадеянно), смотрели с недоумением:

- Зачем спать в холоде?

- Не в холоде, а со свежим воздухом. В спальнике тепло, чего от жары и духоты изнывать?

Вопреки увещеваниям, когда я приходил на ночлег из маршрута или камералки, в воздухе над спальником могли спокойно висеть одновременно топор, колун и кувалда совместно со сваезабивающей машиной.

Пролежав бесполезно поверх спальника и обливаясь потом какое-то количество времени, заслышав сопение или храп соседа, я шёл открывать дверь. Проветрив жилище, ложился спать. Час я  мог спать спокойно, так как минут через сорок просыпался сосед…. Так мы и веселились на протяжении ночи по очереди.

А, ну да, про Ивдель… Буровики приехали часа на три позже нас, личный состав представлял собой бурового мастера, бурильщика и помбура Васю. Всем нам предстояло ждать вертолёт. Ещё в компанию присоединился водитель «Газели», что приехал с продуктами для геологов из Е-бурга. Он был молчалив и задумчив, с приходом бурового мастера после сеанса связи и вестью, что вертолёта сегодня не будет, также молча, двигал в магазин, напротив, через улицу за литровой бутылкой водки. Он принадлежал к той эксклюзивной части населения, что перерабатывает спиртное много и без последствий для организма. «Болеть с бодуна» он знал только в теории и все последующие десять дней с изумлением глядел на Васю, который страдальчески жадно по утрам глотал бутылочное пиво из того же магазина.

Тема бодуна крайне плодотворна. Я собираю коллекцию высказываний по этому поводу
и, на мой взгляд, есть несколько словесных шедевров.

Кунашир. Утро после празднования по случаю рождения сына у техника-геолога. Сосед по жилищу, геолог лет 27-ми:

- Ой, чем лучше вечером, тем хуже утром, вчера мне было особенно хорошо…!

Телефонный звонок друзьям после вчерашнего праздника на их территории:

- Серёга, привет! Как самочувствие?

- Не спрашивай! У меня так ум болит…!

Ну и закончить тройку хит-парада рискну собственным произведением, рождённым, правда, послезавтра от застолья:

Город Находка, гостиница отдыха локомотивных бригад РЖД, нас в комнате трое. Я просыпаюсь, встаю с кровати и говорю:

- Как хорошо, что кончился вчерашний день!

Двое коллег ржали минут пять, моё вчерашнее состояние в маршруте их сильно травмировало.

Ожидание вертолёта – это отдельное испытание в полевой жизни, причём, оно разительно отличается в двух случаях, в зависимости, по какую сторону пути ты ожидаешь. В полевом лагере - это ежеутренний сбор, упаковка и передислокация к месту посадки всего имущества. Вертолёт мог прилететь в любые 20 минут, именно столько, примерно, проходило времени от слабого звука приближающегося борта, до его посадки. Не всегда по рации вовремя радовали, что вертолёта не будет, и после грустного вывода, палатки ставились на место, разворачивалась кухня и расстилались спальники до следующего раза…

В более цивилизованном месте, ожидание разными персонами полевой жизни было так же разнообразным, чаще всего народ «тренировал печень» (выражение моего уважаемого коллеги, не могу персонифицировать, так как не знаю его реакцию), кто-то бродил с фотоаппаратом по окрестностям, кто-то со смурным видом читал запасённые на полевой сезон книги. Но чаще всего тренировали печень…! Ах, да, Ивдель…

Мы тренировали печень. Петрович не в счёт, он, на третий день начал нервничать, так как в смутные времена, для выживания, стал репетитором, учил ребятишек.

Сентябрь – пограничное время для сбора учеников на учебный год, надежда заработать со мной какие-то деньги в две первые недели сентября таяли с каждым днём…! Юре были выданы командировочные и средства на билеты до Питера, я остался один, но в хорошем окружении…

В первый вечер знакомства нашей мужской компании появилась сменившийся сторож этого хозяйства, женщина лет 35 со спившимся лицом:

- О, новые мальчики…! Налейте даме что-нибудь…

- Вы же на работе…

- Ночная смена…, вы что, меня сдадите? Как Тебя зовут, красавчик?

- Вася!

- Ты интересен, о… телефон, Мужчинки, прошу соблюдать тишину. А…, нет, это подруга. Валька, привет…, а ты откуда знаешь? Ну, один толстоват (это про меня), один староват (про Петровича), остальные сгодятся. А чего хочешь-то? Так переспи с моим… Уже? Ну и успокойся, не надо мне создавать конкуренцию, пока. Вася, проводи меня до сторожки…

Простота и непосредственность…

Вася отбивался, сначала шутливо, затем с некоторым остервенением, (удивляло то, что женщина не стеснялась окружающих). Не знаю, чем закончилось…, и неинтересно было.

Я сам родом из глубинки, в моих Боровичах также народ не блещет знанием Софокла или Бодлера (любимая цитата от Стругацких: «До сих пор не понимаю, что она думала, когда я читал ей Бодлера»). Но я воспитан в почитании и обожании ЖЕНЩИНЫ, поэтому всегда дивлюсь и расстраиваюсь, лицезрея что-либо подобное.

Стоим с буровым мастером на улице, разговариваем и дышим свежим уральским воздухом. У входа в магазин собралась толпа местных парней, из-за угла вышли две девчушки.

Самый высокий парень и, видимо, местный лидер:

- О, Анька, пошли трахаться (было сказано гораздо более крепкое и крайне матерное слово)…

У нас увеличились глаза, буровой мастер был на пару лет младше меня, мы одного поколения:

- Сергей, прикинь, как всё просто, не надо никаких цветов, стихов, шампанского…. Никаких сомнений, как подойти, выглядеть, что говорить…! Как бы такому научиться?

- Чему тут учиться? У нас с тобой уже так не получится. Девки-то мимо прошли, даже не отреагировали, надо этому длинному подругу Васи посоветовать, та точно не откажет…, заодно заразит чем-нибудь.

- Ты жесток, это ж сколько надо ему на грудь принять, чтобы на неё залезть?

- Ты ещё Вальку не видел, вот где Страх Господень. Вчера припёрлась в надежде…, ты у себя клаву на компе топтал, многое потерял, такой колорит. Не лицо, а один сплошной синяк.

- Бедные женщины, что из них мужики сотворили…

- Это ты о чём?

- Не обращай внимания, так…, философия….

Когда мне было двадцать три года, после одного события я для себя сформулировал постулат: В каждой ошибке женщины виноват мужчина (через двадцать лет появился постскриптум: если женщина не начинает наглеть). До сих пор убеждён, что это так, но попытки донести смысл фразы до окружающего мира всегда вызывали удивление и ехидные насмешки обоих полов. Меньше всего в жизни я люблю навязываться, поэтому перестал вещать окружающим о своих РАЗДУМЬЯХ. И правда, Хто ты такой?

И однажды прилетел вертолёт.

Кроме четырёх персонажей (трёх буровиков и меня) на борт загружались продукты: мешки с картошкой, морковкой, капустой, крупами, коробки вермишелей и прочих макарон, тушёнка и другая снедь. Вертолёт мог забрать не всё, три раза мы отрывались от земли и три раза выгружали лишние килограммы. Каждый раз Вася кричал:

- Сергей Иванович, сгрузи лучше Олега, три мешка картошки спасём… (Ох уж этот Вася, всё посчитал, вместе с рюкзаком я тогда и, правда, весил 150 килограмм (справедливости ради, рюкзак чуток, килограмма на три, не дотягивал до 50)).

- Да? А кто анекдоты будет рассказывать в суровой действительности полевого сезона?

Меня не выгрузили и мы улетели. На северном Урале я работал первый раз и впервые глазел через иллюминатор на восточный склон Уральских гор. Величавая сказка….

База Котлинской партии мне понравилась, единственная дорога имела гордое название «улица Ленина», каждое строение, вплоть до туалетов, снабжено табличками с адресами. Коллектив партии был творческим, существовало собственное телевидение.

Главный геолог партии Евгений талантливо и с хорошим юмором снимал на видео повседневную жизнь партии, накладывал музыку, делал выпуски новостей, которые вела жена начальника партии Ольга, единственная женщина в округе и очень породистая. Поваром партии был Андрей, это по-русски, я не смог запомнить, как он звался по манси. Небольшого роста, коренастый, спокойный и молчаливый местный житель:

- Олег, не собирайся в маршрут, завтра дождь.

Он ни разу не ошибся.

Больше всего на базе мне нравилась баня, её сделали сами геологи во главе с начальником, с любовью. Там была классная парная, до реки Котлия с водой из снежников главного хребта Урала бежать три секунды. Я ходил в баню каждый день, даже камеральный, пропускать удовольствие, которого нет в городе, было бы преступлением. Единственный минус - отсутствие классических веников из дуба или берёзы, веник из пихты не впечатлил, но, это мелочи…. Баня после маршрута по количеству положительных эмоций уступает только встрече с женщиной в интимной обстановке.

Маршруты были тяжёлыми, я даже порадовался за Петровича, что ему не пришлось почти тонуть в болотах, форсировать стремительные горные реки и таскать тяжёлые рюкзаки с пробами. С его-то спиной…! Тяжело наблюдать, как стареют друзья, внимательней начинаешь смотреться  в зеркало в процессе бритья….

Так как у меня не было напарника, мне заказчик выделил маршрутного рабочего. Начальник партии пытался соблюдать правила техники безопасности. Не всегда получалось, рабочий периодически им был нужен самим, меня это не расстраивало:

- Сергей, я завтра пойду один, времени мало, погода испортится, за меня не переживай, почти все сезоны хожу в одиночки…!

- Понимаю, но, боязно…

- Чего? На перевал Дятлова я не пойду, он южнее площади работ, кого здесь бояться?

- У тебя оружия нет…

- А оно зачем? Врагов здесь тоже нет, осень, медведь сытый. У меня есть шокер, он ещё противный визг издаёт, и рация в кармане…. Хочешь, напишу заявление, что формально Тебе не подчиняюсь и все риски беру на себя.

- Это чересчур, Ты, всё-таки, должен мне подчиняться!

- Согласен, полностью, иначе и не спрашивал бы разрешения!

- Ладно, куда идёшь?

- 17 и 18 профили.

- Понятно! Будь аккуратен…!

- «Сам не хочу…»!

Три недели маршрутов прошли относительно быстро, неделя ушла на обработку проб и камеральные работы, в процессе этой недели я начал задумываться, как выбираться из этих мест, в сторону лаборатории для анализа проб, вертолёт планировался только через месяц. И тут сломалась импортная буровая установка. Починить вышедший из строя блок в полевых условиях невозможно. Начальником было принято решение организовать выезд части сотрудников посредством вездехода МТЛБУ на базу в Ивдель:

- Олег, Ты готов ехать?

- Как бывший пионер «Всегда готов»!

- Это почти двое суток с ночёвкой на открытом воздухе…!

- Сергей Николаевич! Ты чем собрался меня напугать?

- Ну, мало ли, столичный житель, привык к комфорту, вертолёты Тебе подавай…!

- Обидеть хочешь?

- Нет, выезд завтра в 9-00.

Мне уже 43 года, таких поездок на вездеходах было много, но всякий раз новые впечатления от новых мест и новых людей. Сидеть внутри вездехода не хотел никто, все разместились на броне. Балагурный буровой мастер сидел рядом. Река Сосьва, девственный лес, и повезло с погодой. По пути встретили группу местных жителей манси, что заготавливали тайменя:

- Привет, хозяева! Как рыбалка?

- Привет, Сергей! Нет тайменя в этом году, совсем мало!

- Ну, ещё повезёт! Удачи!

- И вам!

Во второй половине дня приехали к жилищу семейства, состоявшего из отца, матери, пятерых сыновей и одной дочери. Они жили в добротном деревянном доме, без электричества и прочих удобств. На веранде висела свежая шкура довольно большого медведя. За десять минут остановки начальник обговорил с хозяином, что нужно тому привезти из Ивделя и заказал национальную обувь манси для внучки главного геолога. Двинули дальше. Застряли в болоте, с помощью привязанного к гусеницам бревна вылезли, у шикарной речки встали на ночлег.

Ужинали супчиком из подстреленной по пути тетёрки. Спать было холодно, но не сильно, тревожно и прерывисто снились маршруты. Повторялся профиль, на котором было особенно большое болото, где я долго форсировал очень топкое место. Помогли уроки папаши на морошковых и клюквенных болотах родины, предыдущая деятельность в Карелии и республике Коми. Утонуть там можно было только по собственной воле, но болото радостно предлагало остаться в виде торчуна, достигшего ногами многолетнемёрзлых пород на глубине 1,5 метра, голова на поверхности, отдыхай, дыши, лицезрей окрестности, философствуй, сколько хочешь…! Не хотелось! Если достать дна болота ногами, вылезти самостоятельно из трясины затруднительно. Сны отличаются от реальности, все тревожные моменты забытья я пытался оторваться от дна болота. Так и не выбрался, проснулся с мерзким чувством собственного бессилия….

Следующий день ехали по остаткам деятельности заброшенной советской цивилизации: бывшие леспромхозы, объекты НКВД, разваливающиеся бараки с бельмами полиэтиленовых окон! Тягостное впечатление!

На подъезде к Полуночному нас встречала «Буханка» (другое название этой машины  УАЗ-452: «Таблетка»), людей с брони в цивилизации надо было снимать.

Снова база в Ивделе.

Буровой мастер маслеными глазками посмотрел на магазин, потом на меня:

- Ты сегодня хочешь уехать ночным поездом? И не проставиться? На тебя не похоже! Такое свинство по отношению к коллегам…!

- Серёга, я готов, но будет ли согласен начальник?

- Ты прав, он не пьёт, но, может из уважения к тебе разрешит посидеть?

- Пойду, спрошу!

Начальник партии даже после долгой дороги и в 7 часов вечера работал: обозревал хозяйство и что-то пересчитывал.

- Сергей Николаевич, разреши ребят угостить за ужином парой бутылок водки, я хочу ночным поездом уехать в Екатеринбург!

- Не стоит, с тобой и мастером всё нормально, а за остальных мне тревожно, на подвиги их потянет, разбирайся потом с местными мужиками…!

- Они и без меня могут в магазин сходить.

- Не-а, я специально у них все деньги забрал.

- Понятно, как скажешь!

- Спасибо за понимание! А чего ты торопишься? Завтра утром уедем на машине, поживёшь пару дней у нас с Ольгой, город посмотришь! Дети выросли, квартира большая, стеснять не будешь.

- Спасибо, Сергей, но в Питере ждут, есть новый заказ, да и эту работу надо сделать быстрее, сроки по договору поджимают.

- Как скажешь, тогда удачи! Приятно было вместе поработать!

- Аналогично! Машину дашь до станции доехать? Или такси вызывать?

- Зачем такси? Такси нам не нужен, я уже распорядился, вижу, что ты - торопыга. Удивляюсь, что в нашем возрасте ещё нужно так по жизни бежать, в одиночки ходить. Не находился ещё? Пора остепениться, начальником стать, других заставлять работать.

- Это упрёк? Зависть? Сарказм? Я начальник с 24-х лет, надоело заставлять работать, мне проще самому всё сделать! И не тебе, Сергей Николаевич, вещать о «заставлять работать», бревно под вездеход ты лично налаживал, подчинённые с брони советы давали…!

- Извини, что я не пью, повечеряли бы славно!

- Спасибо Тебе за всё, Сергей Николаевич!

Увидев мои разведённые руки, буровой мастер грустно вздохнул:

- Ясно! Плохо, когда начальник партии не пьёт, не нюхает и другим не даёт!

На вокзале всё ещё пахло мочой! Билеты на прибывающий поезд продавались только на 38-е место в нескольких плацкартных вагонах (за свою бродячую жизнь я наездился на этом месте достаточно), и в спальный вагон (СВ). Жаба давила сильно, но после двух суток пути и таёжной ночи с клочьями сна, хотелось выспаться, а не содрогаться от ударов дверей жаждущих туалета. Я обнаглел и купил билет в СВ. Первый раз в жизни! Еле успел проснуться перед прибытием на конечный пункт.

Через двое суток с рюкзаком и большой сумкой «мечта оккупанта», где располагались пробы, я появился в лаборатории, всё сдал и двинул домой.

Через час звонок на мобильный телефон:

- Олег, а с камнем-то что делать?

- С каким камнем?

- На дне сумки под пробами лежал, там ещё надпись «Привет Олегу с реки Сосьва»!

- Выкинуть, это бурильно-уральский юмор.

А он ещё хотел, чтобы я его водкой поил…!


Рецензии
Тоже ненавижу спать в жаре и духоте, как-то довелось работать в одном вагончике с одним товарищем, который - правда, когда он там был один, - спал при температуре не менее 45 градусов, хотя сам потел при этом так, что хоть простынь выжимай. Я тоже на Кунашире поработал, вот здесь можно об этом почитать, думаю, будет интересно: http://www.proza.ru/2009/10/04/1068
С уважением ГБ

Геннадий Ботряков   02.07.2015 12:59     Заявить о нарушении
Спасибо, ГБ! Обязательно почитаю. Все кто был на Кунашире - уже братство!

Олег Грачёв   04.07.2015 09:17   Заявить о нарушении
Во как, оказывается я уже писал отзыв на этот рассказ, то-то смотрю что-то знакомое, и свой рассказ про Курилы ещё пять лет назад проанонсировал! А у нас, оказывается, общий знакомый есть, Александр Соболев, сегодня прорекламировал ему Ваше литературное творчество.

Геннадий Ботряков   23.04.2020 09:22   Заявить о нарушении
Вышел на Ваши рассказы благодаря "Коварной красавицы Ипритки" Игоря Фешелева, он и мои впечатления о встрече с ней там поместил.

Геннадий Ботряков   23.04.2020 14:21   Заявить о нарушении
ГБ! Геологический мир маленький! И приятно читать творчество людей, близких по профессии и по духу.

Олег Грачёв   13.05.2020 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.