Прогулки по Арбату

 


Поселились  мы   в  одной  из  гостиниц  в   самом  историческом  центре Москвы – на Старом Арбате,   и  сразу после короткого отдыха окунулись  в  эту  яркую,   московскую жизнь.  Мне так хотелось показать Ксюше Москву! Я  давно мечтала  побывать на Старом Арбате, и  вот моя мечта сбылась. Вот она эта знаменитая улица художников и поэтов,  которой более 500 лет! Мне всё тут интересно – вот синий троллейбус   от   клуба  - кафе авторской песни «Гнездо глухаря». Там сидят люди за столиками, слышны звуки гитары. Так хочется войти и посидеть,  но неожиданно противится Ксюша и решительно   тянет меня за рукав. Идем дальше по Арбату  и видим картины.

 Вот она Мекка московских художников! Мы останавливаемся тут надолго. Картины разные по жанру и ценам. Посмотреть есть на что – тут и городские пейзажи,  и прекрасные натюрморты, и портретная живопись. Я  делаю фото еще и еще, поглядывая на продавцов   картин. В основном это пожилые серьезные люди,  среди которых есть и женщины.
Каждый день  по утрам они  привозят сюда  картины, в машине или на тележке, потом выставляют на продажу.  Здесь же на Арбате  можно заказать свой портрет или шарж  за  умеренную плату.  И желающие находятся, художники пишут тут же  с натуры – надо только найти час  -  полтора времени  и   позировать.    Я не решилась   и  стала  смотреть книги у букинистов, и кое-что для себя нашла, купила  сразу несколько книг.
 Кого только не увидишь  на Старом Арбате!  Всё здесь для меня необычно и интересно: фокусники, фехтовальщики, поэты, музыканты, клоуны.   Исполнители   разные – опытные профессионалы и не очень. Один гитарист  так зажигал публику, что оборвал  струны своей гитары под смех и одобрение зрителей.   А публика здесь  самая разношерстная,  гуляют как москвичи, так и гости столицы.  А устанешь – можно посидеть на скамейке, которых здесь много.  Гулять тут  очень хорошо  –  это же пешеходная улица, машины  увидишь только по утрам   и   только те,  которые моют щетками мостовую.   Красивые вазоны с цветами и фонари   придают улице неповторимый шарм.

На Арбате немало разных кафе и ресторанов,    мы проголодались и зашли в кафе  « Му-Му», перед которым стояла в полный рост  корова, совсем как настоящая. А  рядом со столиками  в проеме арки  памятник Булату Окуджаве, который словно вышел  в  раздумье   на свою родную улицу  детства  - Старый  Арбат,  засунув руки в карманы брюк, а из кармана пиджака выглядывают листки только что написанной   рукописи.  Поэт будто живой  в раме  ворот.  Я не удержалась и попросила Ксюшу  сфотографировать меня рядом с Окуджавой.  Снимок получился хороший.

Идем дальше,  и вдруг открывается стена Виктора  Цоя.  Она так красочно расписана! Читаю разноцветные надписи: « КТО УМЕР,   НО  НЕ ЗАБЫТ,  ТОТ БЕССМЕРТЕН.  ВИТЯ,  МЫ ТЕБЯ ПОМНИМ.   Дима и его друзья.  СЛОВ НЕ НАДО! »   И правда,  слов не надо  –  помним мы Виктора Цоя,  сумел проложить он дорожку в наших сердцах…


На Арбате много достопримечательностей.  Здесь каждый дом дышит историей.   И как интересно узнать,  что   раньше это были доходные купеческие дома, где жили  поэты, писатели художники, артисты.  Оказывается,  в    доме  53    поселился  когда-то  Пушкин со своей молодой женой Натали.  Теперь  здесь  музей  и  возле дома  памятник им обоим.  Недалеко   в  ресторане  «Прага»  после премьеры   « Чайки»  праздновал с  артистами  Мхата  Антон  Павлович  Чехов.   
Лев  Толстой  тоже хаживал по  Арбату  и даже  устроил однажды публичные чтения романа  «Воскресение».  По этой улице  гуляла Анна Ахматова,  о  чем   говорит  строчка  из  одного  из  стихотворения, посвященного  Пастернаку:    В  арбатских переулках тишина….

Здесь   были     поэты  Александр  Блок,   Максимилиан  Волошин,  Константин Бальмонт, Владимир  Маяковский и   Сергей  Есенин.  Заходили  они   часто  в ресторан,  читали свои стихи,  пили вино,  спорили.
  Знаменитый  ресторан  « Прага»  был открыт,  как трактир в 1878 году, там  любили  бывать извозчики  и звали  трактир  по свойски  «Брага».  Интересно,  что  туда не только ходили сами писатели, но иногда   « посылали»  своих литературных героев.   В 20-е годы   это была образцово  - показательная  столовая   «Моссельпрома»,    и именно  туда  Ипполит   Матвеевич  Воробьянинов  повел Лизу обедать и так там оконфузился.  По Арбату  гулял Пьер Безухов,  а   булгаковская  Маргарита    летала,   превратившись в ведьму….
А  по одной из легенд   в  доме  14  водились привидения.  Правда, как узнали спустя долгие годы,  роль  привидений исполняли нищие, которые ночевали  здесь  в  подвале…

  В 1812 году Москва горела, горели  и  деревянные   дома Арбата,   но  отстраивались  вновь,   и улица становилась  еще краше и была любима  русской интеллигенцией.
  Одно время  Бунин  жил   рядом с рестораном    « Прага», а в доме   55  -   Андрей Белый,  по Арбату ездил   Иосиф Сталин.  Здесь жил знаменитый  полярник    Папанин.  А Булат Окуджава  - в доме  43  в квартире 12,  и кто не помнит его вдохновенные строки о родной улице?
Ах,  Арбат, мой Арбат,  ты - моя религия,
Мостовые  твои подо мной лежат.
От любви твоей  вовсе не излечишься,
 Сорок  тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат,  мой Арбат – ты моё  отечество,
Никогда до конца не  пройти тебя.

 О себе  знаменитый бард  говорил   в  стихах : 
 Пускай моя любовь,  как мир стара – лишь ей одной служил и доверялся.
Я – дворянин с арбатского двора, своим двором введенный во дворянство…

   Арбат пережил Великую Отечественную  войну, как и его   мальчишки – герои   известной книги Анатолия Рыбакова «Дети Арбата»,  солдатами они  погибали, защищая Родину, израненные на фронтах лежали в лазарете.  И каждый мог бы  сказать  словами   из стихотворения  Владимира  Высоцкого:
Жил я с матерью и  батей  на Арбате, век бы так! А теперь я в медсанбате весь в бинтах…
Об Арбате писали многие, а  поэт  Николай Глазков сказал  так:
Живу в своей квартире  тем,  что пилю дрова, Арбат 44, квартира 22.

А нам  тоже понравилось жить и  гулять здесь, отдыхать на скамеечках, есть вкусное мороженое и  обедать в кафе « Му-Му»,  хотя там всегда было много людей, особенно когда на улице моросил дождь и народ тянулся в  теплое местечко.   Я  брала салат,  чаще из рукколы,  свиную отбивную,   сок или кофе, а Ксюша -   супы в горшочках, горячие блинчики,  вареники,  пирожные и фирменные конфеты с одноименным названием   «Му-Му», которые мы получали  к  чаю или кофе.
 
 Здесь оригинальный интерьер под  сельский двор с «русской печью», под потолком висят веники и вообще очень уютно и сравнительно недорого. Нам  так понравилось, что  мы  заходили  сюда  почти  каждый день обедать и ужинать, а утром завтракали   в гостинице. Там можно было самим приготовить себе какое-нибудь  блюдо из своих продуктов, попить чая или кофе.  А заодно  можно пользоваться компьютерами – их тут несколько, да и вообще условия неплохие, можно в любое время принять душ, постирать вещи и отдохнуть,   спросить  что-то   вежливых ресепшен.

 А  постояльцы тут  отовсюду и много иностранцев.  Одно только  смущало  и   было   очень неприятно -  мужчин  селили  в одном номере с женщинами, но пришлось мириться  с  этим обстоятельством.  Да и опьяненная воздухом Арбата,  я старалась не замечать  неудобств.   
 Один из них был пакистанец,  жгучий брюнет, корреспондент какой-то зарубежной газеты. Он без конца говорил с кем-то по телефону на  английском, передавал сообщения, работая с ноутбуком  до глубокой ночи.   Я не большой знаток английского языка, но и этого было достаточно понять весь негатив передаваемых сведений и ту  не любовь,  если не ненависть к  России и презрение к нам, россиянам.
 
Южанин в Москве простыл, чихал и кашлял, принимал таблетки.  К счастью, на следующий день он  съехал, чему  я очень обрадовалась,   и   следующую  ночь  спала спокойно.  А потом к  нам подселили  молодых сербов – юношу и девушку.  Парень ни слова не знал по-русски,  а  его  улыбчивая, смуглая,  красивая подруга  говорила на  ломаном  русском  языке, оба были студенты и приехали посмотреть  Россию.  Они пробыли сутки и поехали  путешествовать дальше, а   мы  остались и целыми днями ездили по Москве, выполняя свою культурную программу,    но  Арбат  был для  меня  каким-то  магнитом,  который притягивал  всё сильнее,   особенно  по  вечерам  в хорошую  погоду.   В это время к нему непрерывным потоком подтягивались люди.

Среди  них встречались  известные личности.  Я видела в толпе Дмитрия Быкова с семьей, популярную телеведущую, знаменитого  барда.  Звенела  гитара, звучали стихи, пелись песни, веселый клоун рисовал  смешные шаржи с натуры,   и рядом стоящие люди  смеялись. Вот такая  атмосфера и аура  Старого Арбата, и она мне очень нравится.  Я гуляю  на Арбате каждый день  до самого отъезда,   и  так не хочется  расставаться с этой улицей, которая теперь стала и немножко  моей.   И если бы мне  теперь  довелось выбирать место на жительство –  я   выбрала бы  этот один километр России…

Хотя и не всё мне так уж понравилось. Например,  недалеко от нашего хостела  стояла машина  с манекеном -  перевернутыми женскими  ногами, одетыми  в  яркие колготки  с  недвусмысленным предложением интимных товаров.   А вечерами   по Арбату  без устали лихо  катались на велосипеде  два длинноухих    «зайца», одетых отвратительно,   вульгарно  и вызывающе – в  бюстгалтеры  и трусики- стринги   и тоже  кое-что предлагали.

На прощание фотографирую Ксюшу на фоне золотой Турандот, возле театра Вахтангова, на котором висит  баннер с  афишей спектакля: « Улыбнись нам,  Господи!» Так хочется сходить на этот спектакль!  Но  денег у нас в обрез, а билеты не дёшевы,  да и  времени  уже нет.  Покупаем сувениры родным, собираем вещи, благодарим  ресепшен  - милую девушку   с  туго-заплетенными африканскими косичками,  вызываем такси  и  спускаемся во двор.

Прощай приют, российской   интеллигенции. Прощайте, переулочки  Арбата.  Но мы обязательно еще сюда вернемся!

Продолжение следует.


Рецензии
На Арбате художник за две минуты нарисовал на меня шарж. До сих пор смеюсь, глядя на рисунок! В чём-то художник определил мои смешные черты. И всем также шарж нравится.
С уважением,

Лавров Виктор   09.02.2021 22:36     Заявить о нарушении
Да, мы тоже видели их там. Художников там много.
Арбат мне очень нравится.
С теплом.

Татьяна Шмидт   11.02.2021 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.