Реферат мертв? Да здравствует реферат!

У нескольких авторов, которые так или иначе связаны с системой образования, прочитал, что рефераты как жанр умерли, потому де, что в интернете валяется множество готовых, которыми всегда может воспользоваться нерадивый ученик.
Навскидку привожу два контраргумента этому тезису. Самый очевидный контртезис состоит в том, что сами по себе компаративный анализ различных источников, их сравнение, оценка достоверности и аргументаци, а так же творческая компиляция представляют определенную ценность. Если уж в сети так много готового, то почему бы не обязать учащегося посвятить отдельную главку их анализу и синтезу неких выводов.
Тезис менее очевидный состоит в следующем. Как правило, на плагиат жалуются те преподаватели, которые годами и десятилетиями дают одни и те же темы для составления рефератов. Да, преподавателям так проще, потому что им не нужно перенапрягаться при проверке. Но так ли полезно для ученика пережевываение уже неоднократно переваренного другими? Мне думается, что вряд ли. Зачастую, темы с годами теряют актуальность – это частный случай известной проблемы, когда ученики считают изучение классических произведений надуманным, а сам курс – оторванным от повседневности, которая ученику куда более инетересна, потому что куда болеедля ученика актуальна.
Почему бы не подойти к решению обозначенных двух проблем «произведение неактуально, а потому неинтересно» и «если тема для меня неактуальна, то зачем тратить время и силы на свои мысли, когда можно позаимствовать чужие» творчески и просто переформулировать тему реферата. К примеру, если вышло некое новое произведение на историческую тему, то почему бы не предложить ученику написать на это произведение рецензию с точки зрения эксперта-историка? А чтобы ученику неповадно было использовать в своих рассуждениях исключительно мысли других экспертов, предложить отдельной главкой сравнить уже имеющиеся экспертные оценки и подумать над их причинами и мотивацией экспертов, которые дали обсуждаемому произведению ту или иную оценку?
Мысли эти не претендуют на новизну. Но если это так, то почему разные преподаватели бьются головой об одну и ту же стену? Что «предлагать писать рефераты бессмысленно, потому что ученики их все равно позаимствуют у других в интернете»?


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.