Нестор Летописец отрывок

Преподобный Нестор Летописец по справедливости может быть назван «отцом русской истории». Он является основным автором знаменитой «Повести временных лет», древнейшего дошедшего до нас и лучшего летописного свода Киевской Руси. «Повесть» является основным письменным источником по истории Руси со второй половины IX до начала XII века от Рождества Христова. Перу Нестора также принадлежат жития страстотерпцев Бориса и Глеба и преподобного Феодосия Печерского.
А о жизни самого Нестора мы знаем очень мало. Родился он предположительно в 1056 году, а умер в 1114 году. Семнадцати лет от роду Нестор пришёл в Печерский монастырь, где и прожил всю оставшуюся земную жизнь.
Как работал преподобный Нестор над «Повестью временных лет» и насколько он был независим в своих изысканиях?
Несомненно, он трудился по благословению настоятеля Печерского монастыря и, будучи монахом, подчинялся игумену. А монастырь, в свою очередь, зависел и от киевского князя, и от киевского митрополита... Печерский монастырь находился за пределами городских стен Киева и не был надёжно защищён от неприятеля. (В «Повести» есть рассказ о том, как в 1096 году монастырь захватили и разграбили половцы.) Следовательно, в то время большой библиотеки в самом монастыре, вероятнее всего, не имелось. Но Нестор пользовался многочисленными письменными источниками. Где же он брал книги?
Сам Летописец рассказывает о том, что князь Ярослав Мудрый «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным... Ярослав... любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время».
Именно этими книгами в основном и пользовался преподобный Нестор. Конечно, книги в «библиотеке Ярослава» не были в открытом доступе, а для знакомства с особо ценными фолиантами требовалось «специальное разрешение». И если у Нестора была возможность беспрепятственно изучать книги, то у тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича и у киевских митрополитов была возможность контролировать работу Летописца... Но к чести людей того далёкого времени следует признать, что за свой труд преподобный Нестор отвечал прежде всего перед Богом, а не перед земным начальством. В «Повести» сохранены для потомков факты, весьма неприятные и для княжеской династии, и для церковного руководства. И это не какие-то «фиги в кармане», а честный пересказ сведений, изложенных в старинных книгах или сохранившихся в памяти народной...
Во многих современных публикациях можно прочитать, что Нестор был монахом Киево-Печерской лавры. Это не совсем правильно: наименование лавры Печерский монастырь получил лишь в 1598 году. Неточность не принципиальная, но весьма типичная: очень часто мы переносим реалии сегодняшнего дня на прошлые века...


Рецензии
Здравствуйте Андрей Иванович.Вот прочел Вашу статью и невольно заметил, что для Вас все беды организуют иностранцы. В данном случае греки.Боюсь, что это не больше, чем стереотип.
Нестор действительно был отцом русской истории.По крайней мере более древние русские книги до нас не дошли.Все, что мы знаем о династии Рюриковичей, мы знаем от Нестора.
Был ли Нестор зависим от сильных мира сего? Вы правильно заметили, что в его творении сохранилось много негатива на русских князей. Правда следует заметить, что обычно речь шла о языческом периоде. Поэтому унижая князей в язычестве, еще больше возносил их в христианстве. Этот прием в древней литературе видимо был стандартным. Если читали Галицко-Волынскую летопись, то тоже самое мы видим на примере Войшелка.Был жестоким убийцей - после крещения стал добрым скромным монахом.Но тут вопрос еще вот в чем. А все ли князья интересовались, что пишут в монастырях? Много ли было людей способных прочесть то, что написано? Думаю, что не очень. А потому князья вряд ли считали это весомой угрозой себе, если речь не шла о них лично.
Духовенство другое дело. Все высшие чины церкви были греками.Но и здесь вопрос. А насколько хорошо они сами владели русским языком?
Главное, чем руководствовался Нестор, на мой взгляд, было общественное мнение среди монахов того времени. Не думаю, что там витал какой-то бунтарский дух ил плюрализм. Вот эти общепринятые взгляды Нестор и изложил в своей работе. Это были не только общепринятые, но и взгляды самого Нестора. Ведь он относится видимо к поколению монахов, которые пещеры в Киевско-Печорской Лавре рыли. Это был коллектив единомышленников.
Книги должны были быть в монастыре. Ведь они и размножались только в монастырях. Что Нестор имел какие-то записи, говорит тот факт, что иногда притчи, изложенные самим Нестором, противоречат собственному мнению Нестора.
Это говорит еще и о том, что Нестор не выдумывал никаких сказок. Он просто изложил в своей работе то, что до него было написано (а возможно и просто сохранилось в фолклере).
Да, достоверность рассказа о выборе Владимиром религии весьма сомнительна. Да и вообще христианство раскололось только после смерти Ярослава Мудрого. Поэтому говорить о каких-то противоречиях между православными и католиками не приходится.Притча скорее всего и появилась после Раскола. Но это ведь и были времена Нестора. Так что какого-то особого редактирования и не требовалось. Нестор сам записал то, что устно и без его говорилось.
Не думаю, что князья как-то противились демонизации западной церкви или ее защищали. Последние русские цари ведь были в общем-то немцами по происхождению. Но это никак не влияло на политику государства ими возглавляемого. Та же 1-я Мировая. Да и Екатерина явно льстила общественному мнению, подражая русским обычаям.

Владимир Старовойтенко   21.06.2015 23:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Владимир.
ВЛАДИМИР: Вот прочел Вашу статью и невольно заметил, что для Вас все беды организуют иностранцы. В данном случае греки. Боюсь, что это не больше, чем стереотип.
АНДРЕЙ: Наверное, я не совсем точно выразил свою мысль... Я так не считаю. Что касается греков, они принесли пользы Руси намного больше, чем вреда. Но они действовали в интересах своей страны, а интересы Руси и Византии не всегда совпадали.
ВЛАДИМИР: А все ли князья интересовались, что пишут в монастырях? Много ли было людей способных прочесть то, что написано?
АНДРЕЙ: Владимир Мономах утверждал, что его отец Всеволод знал пять языков. Сам Мономах тоже писал, и весьма недурно. Разве могли такие люди не читать,что пишут в монастырях?
ВЛАДИМИР: Да и вообще христианство раскололось только после смерти Ярослава Мудрого.
АНДРЕЙ: С какого года считать раскол — вопрос спорный. Официально это 1054 год, когда папа Римский и патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме. Но насколько это анафемствование коснулось монастырскую братию? В начале 12 века игумен одного из черниговских монастырей Даниил посетил захваченный крестоносцами Иерусалим, был там принят с большим почетом и, возвратясь на Русь, написал «Хождение игумена Даниила», пользовавшееся большой популярностью. Получается, что и черниговский игумен с православной братией и крестоносцы не слишком интересовались взаимными анафемами... Но Руси в полной мере оценили раскол лишь в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь...
ПОСТСКРИПТУМ: Приношу свои извинения за то, что не смогу продолжить разговор. Мой компьютер в ремонте, и пока не наладят — бываю здесь только урывками...
Всего доброго.
С уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   25.06.2015 15:45   Заявить о нарушении