Нестор Летописец отрывок
А о жизни самого Нестора мы знаем очень мало. Родился он предположительно в 1056 году, а умер в 1114 году. Семнадцати лет от роду Нестор пришёл в Печерский монастырь, где и прожил всю оставшуюся земную жизнь.
Как работал преподобный Нестор над «Повестью временных лет» и насколько он был независим в своих изысканиях?
Несомненно, он трудился по благословению настоятеля Печерского монастыря и, будучи монахом, подчинялся игумену. А монастырь, в свою очередь, зависел и от киевского князя, и от киевского митрополита... Печерский монастырь находился за пределами городских стен Киева и не был надёжно защищён от неприятеля. (В «Повести» есть рассказ о том, как в 1096 году монастырь захватили и разграбили половцы.) Следовательно, в то время большой библиотеки в самом монастыре, вероятнее всего, не имелось. Но Нестор пользовался многочисленными письменными источниками. Где же он брал книги?
Сам Летописец рассказывает о том, что князь Ярослав Мудрый «книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным... Ярослав... любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время».
Именно этими книгами в основном и пользовался преподобный Нестор. Конечно, книги в «библиотеке Ярослава» не были в открытом доступе, а для знакомства с особо ценными фолиантами требовалось «специальное разрешение». И если у Нестора была возможность беспрепятственно изучать книги, то у тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича и у киевских митрополитов была возможность контролировать работу Летописца... Но к чести людей того далёкого времени следует признать, что за свой труд преподобный Нестор отвечал прежде всего перед Богом, а не перед земным начальством. В «Повести» сохранены для потомков факты, весьма неприятные и для княжеской династии, и для церковного руководства. И это не какие-то «фиги в кармане», а честный пересказ сведений, изложенных в старинных книгах или сохранившихся в памяти народной...
Во многих современных публикациях можно прочитать, что Нестор был монахом Киево-Печерской лавры. Это не совсем правильно: наименование лавры Печерский монастырь получил лишь в 1598 году. Неточность не принципиальная, но весьма типичная: очень часто мы переносим реалии сегодняшнего дня на прошлые века...
Свидетельство о публикации №215053001604
Нестор действительно был отцом русской истории.По крайней мере более древние русские книги до нас не дошли.Все, что мы знаем о династии Рюриковичей, мы знаем от Нестора.
Был ли Нестор зависим от сильных мира сего? Вы правильно заметили, что в его творении сохранилось много негатива на русских князей. Правда следует заметить, что обычно речь шла о языческом периоде. Поэтому унижая князей в язычестве, еще больше возносил их в христианстве. Этот прием в древней литературе видимо был стандартным. Если читали Галицко-Волынскую летопись, то тоже самое мы видим на примере Войшелка.Был жестоким убийцей - после крещения стал добрым скромным монахом.Но тут вопрос еще вот в чем. А все ли князья интересовались, что пишут в монастырях? Много ли было людей способных прочесть то, что написано? Думаю, что не очень. А потому князья вряд ли считали это весомой угрозой себе, если речь не шла о них лично.
Духовенство другое дело. Все высшие чины церкви были греками.Но и здесь вопрос. А насколько хорошо они сами владели русским языком?
Главное, чем руководствовался Нестор, на мой взгляд, было общественное мнение среди монахов того времени. Не думаю, что там витал какой-то бунтарский дух ил плюрализм. Вот эти общепринятые взгляды Нестор и изложил в своей работе. Это были не только общепринятые, но и взгляды самого Нестора. Ведь он относится видимо к поколению монахов, которые пещеры в Киевско-Печорской Лавре рыли. Это был коллектив единомышленников.
Книги должны были быть в монастыре. Ведь они и размножались только в монастырях. Что Нестор имел какие-то записи, говорит тот факт, что иногда притчи, изложенные самим Нестором, противоречат собственному мнению Нестора.
Это говорит еще и о том, что Нестор не выдумывал никаких сказок. Он просто изложил в своей работе то, что до него было написано (а возможно и просто сохранилось в фолклере).
Да, достоверность рассказа о выборе Владимиром религии весьма сомнительна. Да и вообще христианство раскололось только после смерти Ярослава Мудрого. Поэтому говорить о каких-то противоречиях между православными и католиками не приходится.Притча скорее всего и появилась после Раскола. Но это ведь и были времена Нестора. Так что какого-то особого редактирования и не требовалось. Нестор сам записал то, что устно и без его говорилось.
Не думаю, что князья как-то противились демонизации западной церкви или ее защищали. Последние русские цари ведь были в общем-то немцами по происхождению. Но это никак не влияло на политику государства ими возглавляемого. Та же 1-я Мировая. Да и Екатерина явно льстила общественному мнению, подражая русским обычаям.
Владимир Старовойтенко 21.06.2015 23:12 Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: Вот прочел Вашу статью и невольно заметил, что для Вас все беды организуют иностранцы. В данном случае греки. Боюсь, что это не больше, чем стереотип.
АНДРЕЙ: Наверное, я не совсем точно выразил свою мысль... Я так не считаю. Что касается греков, они принесли пользы Руси намного больше, чем вреда. Но они действовали в интересах своей страны, а интересы Руси и Византии не всегда совпадали.
ВЛАДИМИР: А все ли князья интересовались, что пишут в монастырях? Много ли было людей способных прочесть то, что написано?
АНДРЕЙ: Владимир Мономах утверждал, что его отец Всеволод знал пять языков. Сам Мономах тоже писал, и весьма недурно. Разве могли такие люди не читать,что пишут в монастырях?
ВЛАДИМИР: Да и вообще христианство раскололось только после смерти Ярослава Мудрого.
АНДРЕЙ: С какого года считать раскол — вопрос спорный. Официально это 1054 год, когда папа Римский и патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме. Но насколько это анафемствование коснулось монастырскую братию? В начале 12 века игумен одного из черниговских монастырей Даниил посетил захваченный крестоносцами Иерусалим, был там принят с большим почетом и, возвратясь на Русь, написал «Хождение игумена Даниила», пользовавшееся большой популярностью. Получается, что и черниговский игумен с православной братией и крестоносцы не слишком интересовались взаимными анафемами... Но Руси в полной мере оценили раскол лишь в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь...
ПОСТСКРИПТУМ: Приношу свои извинения за то, что не смогу продолжить разговор. Мой компьютер в ремонте, и пока не наладят — бываю здесь только урывками...
Всего доброго.
С уважением,
Андрей Иванович Ляпчев 25.06.2015 15:45 Заявить о нарушении