Сон про Берлин

Я проснулась в скоростном поезде "Москва - Берлин". Минут пять соображала, где и как я сюда попала. Наконец вспомнила: выставка! Меня пригласили принять участие в международной художественной выставке в Берлинском музее Современных Искусств. Обещали встретить на вокзале.

"Дорогие пассажиры!" - вдруг прорвалось из динамиков, - "Наш поезд через тридцать минут прибывает в столицу Германии город Берлин. Будьте внимательны, не забывайте личные вещи в вагоне. Желаем Вам приятного пребывания на немецкой земле!" Сообщение повторилось ещё раз, по-немецки. Я подскочила с койки. Тридцать минут! Полчаса! Я не успею! Схватив полотенце, я выскочила из купе и побежала в конец вагона, в туалет. Мне повезло, очереди не было. Кроме унитаза и умывальника, в кабине обнаружился ещё и душ, но мне уже было не до него. Наскоро умывшись, кинулась обратно в своё купе. Быстро переоделась, накрасилась, покидала в чемодан вещи в надежде, что ничего не забыла.

Сама не заметила, как оказалась на платформе. В одной руке я держала чемодан, в другой - мою самую большую драгоценность - пакет с картинами для выставки. Солнышко выглянуло из-за облаков, ласково улыбнулось мне, я - ему. Я - в Берлине! Немного порадовалась и стала озираться в поисках встречающих. Ошибиться было сложно: молодой парень с торчащими в разные стороны по последней моде волосами, в ярко-красной с оранжевым рисунком футболке и в шортах держал в руках плакат, на котором по-русски было написано: "Музей современных искусств. Выставка "Полнолуние". Россия, Надежда." Я подошла к парню. "Здравствуйте", - широко улыбаясь, сказала я, - " Меня зовут Надежда, я из России, я приехала по приглашению Музея современных искусств. Вы меня встречаете?" Я нерешительно замолчала. Вдруг парень меня не понимает?  Ведь если надпись на плакате на русском, это ещё не значит, что тот, кто держит плакат, говорит по-русски. К своему стыда я не говорю на иностранных языках. "Меня зовут Эрих", - ответил парень по-русски с едва заметным акцентом, - "Я сотрудник Музея современных искусств. Да, я Вас встречаю. Давайте я помогут донести Ваш багаж до электромобиля, потом довезу Вас до отеля, где мы забронировали номера участникам выставки".

Эрих галантно подхватил мой багаж и направился к зданию вокзала. А я-то думала, что в Европе сплошные феминистки, и мужчины уже разучились предлагать женщинам помощь при переноске тяжестей. Поступок Эриха меня приятно удивил, ия радостно поспешила за молодым немцем и своими вещами. Эрих шёл быстро, я даже налегке еле поспевала за ним. И не заметила, как налетела на прохожего... странного прохожего... нет, это оказался странный механизм! Ростом с лилипута, голова - шар со смайликом вместо лица, туловище - цилиндр, левая "рука" заканчивалась воронкой, из которой на асфальт длилась вода, вместо правой "руки" - то ли щётка, то ли швабра, вместо "ног" - каток. Я невольно остановилась, чтобы получше разглядеть это чудо техники. "Вы что, робота-уборщика никогда не видели?" - обернулся ко мне Эрих. Он был уже метрах в десяти впереди меня. "Таких - не видела", - ответила я Эриху. На самом деле я видела роботов только в научно-технических журналах, стиральная машина, холодильник и пылесос не в счёт. А тут прямо на вокзале настоящий робот. Самостоятельно чистит платформу, без всякого видимого управления. "У нас везде эти роботы-уборщики", - сказал Эрих, когда я его догнала, - "на всех улицах по всей Германии. Можно было сделать их проще и дешевле, но наши дизайнеры решили, что они должны быть похожи на людей. Симпатичные работяги, да?" " Конечно, да", - улыбнулась я, - "но как же гастарбайтеры?". "Кто-кто?" - удивился Эрих, - "Какие гастарбайтеры?". "Ну, я слышала", - смутилась я, - "в Германию приезжают на заработки много турок и поляков". Теперь пришла очередь смутиться Эриху. "Наверное, я что-то не так понял. Простите меня, я полиглот, возможно, количество изученных мной языков пошло в ущерб качеству. Кто такие гастарбайтеры? Турки живут в Турции, поляки - в Польше, там и зарабатывают, если хотят. Конечно, в Германию приезжают много иностранцев, в том числе и поляки, и турки. Путешествуют на отдыхе или по работе на научные симпозиумы, художественные выставки. А", - вдруг обрадовался Эрих, - "я понял! Вы хотите узнать, есть ли среди участников выставки "Полнолуние" представители Польши и Турции? Да, есть. Из Турции молодой талантливый неоабстракционист Хамаль, а из Польши вот-вот приедет такая милая пани Ядвига, ей сто лет, она пишет картины в жанре гиперреализма. Вы сможете познакомиться с ними сегодня за ужином". "Спасибо", - только и смогла я ответить. Объяснять немцу, кто такие гастарбайтеры, отчего-то расхотелось.

Как-то вдруг мы с Эрихом очутились на огромной подземной автостоянке вокзала. Прямо перед нами стоял небольшой красный в рыжую полоску автомобильчик, словно его покрасили в тон одежды хозяина. Эрих сказал несколько слов на родном немецком, и автомобильчик отозвался: заиграла приятная мелодия, в салоне засверкали огоньки цветомузыки, передние дверцы плавно распахнулись. "Прошу садиться!" - Эрих элегантно показал мне на сиденье рядом с водителем. Я села в машину, Эрих сложил мои вещи в багажник и сел на место водителя. Он не притронулся ни к рулю, ни к сцеплению, ни к ключам в замке зажигания, хотя все эти детали в машине были. Эрих сказал ещё несколько слов на немецком, и дверцы закрылись, машина тронулась, аккуратно выезжая со стоянки на улицу. Прямо на лобовом стекле возникла прозрачная карта Берлина, по которой Эрих пальцем проложил маршрут. Карта исчезла, а машина сама свернула на один из отходящих от вокзала автобанов и понеслась к намеченной цели. "Автопилот с голосовым управлением", - с лёгкой завистью подумала я, - "неужели Берлинский музей современных искусств так богат, что может себе позволить закупать для своих сотрудников электромобили с автопилотом? Или это личная машина Эриха?" Эрих заметил, с каким интересом я наблюдаю за его манипуляциями и сказал: "Да, я знаю, у Вас в России все ездят на солнечно-ветровых батареях, такие смешные вертящиеся штуки на крыше. Но у нас в Германии ещё много народу ездят по старинке, на электромобилях, и я в том числе". "А бензиновые двигатели?" - не удержалась я от вопроса, - "Автомобили на бензиновых двигателях в Германии есть?" "Шутите? Если серьёзно, такой раритет можно достать только у коллекционеров, но зачем? Ездить на нём всё равно нельзя, неприлично так портить воздух".

Некоторое время после этого разговора мы ехали в молчании, а потом Эрих сказал: "Знаете, у нас есть немного времени, и если Вы не очень устали в дороге, то я мог бы провести для Вас маленькую обзорную экскурсию по городу. Назовите, какие места Вы хотели бы посетить в Берлине, и я там остановлюсь, чтобы Вы могли посмотреть. Только, пожалуйста, называйте достопримечательности, которые не требуют длительного осмотра". "Ну, Рейхстаг, Берлинская стена, Бранденбургские ворота...", - начала я выдавать заранее заготовленных типовой туристический набор. "Какая стена?" - перебил меня Эрих, - "В Берлине нет никакой стены!" "Ну да", - смутилась я, - "стену разрушили, но обломки остались, к ним и ходят туристы". "А!" - сообразил Эрих, - "Вы, наверное, имеете в виду древние руины. К сожалению, они находятся на Острове Музеев, это далеко от центра города, и осмотр займёт много времени". Эрих увидел моё недовольное лицо и поспешил добавить: "После открытия выставки у участников будет целый день для осмотра Острова Музеев. Уже специально заказана экскурсия!" "А Бранденбургские ворота?" - спросила я. "Раз нет стены, нет и ворот", - Эрих, видимо, пошутил. - "Могу показать Вам рейхстаг, если Вам действительно интересно это ничем не примечательное здание парламента. Да, оно построено ещё в девятнадцатом веке, но в Германии есть и более древние здания. Предупреждаю, что если Вы хотите присутствовать на заседании парламента, то это займёт длительное время". Тут что-то было не так. Эрих смотрел на меня по-доброму, но с явной усмешкой. Неужели какой-то розыгрыш? Вроде бы не в немецком характере разыгрывать гостей... Я решила посмотреть своими глазами и разобраться сама. "Хорошо, давайте осмотрим рейхстаг", - сказала я Эриху.

Эрих проложил пальцем по карте новый маршрут, электромобиль свернул на другой автобан, и в мгновенье ока мы оказались перед зданием рейхстага. Что-то снова было не так: здание не походило ни на картинку из школьного учебника, ни на современную фотографию. Когда я сообразила, в чём дело, сразу бросилась из открывшейся двери машины к зданию. Не веря своим глазам, я ощупывала стены. Никакого шарообразного стеклянного купола, никаких следов бомбёжек и ни одной надписи на русском. "Он... оно... он целый!" - крикнула я подошедшему Эриху. "Конечно он целый. Вы, что ожидали увидеть на этом месте древние развалины?" - недоумевал Эрих. "Но как же? - я всё ещё не могла поверить в увиденное, - "Рейхстаг же был разрушен во время Второй Мировой войны!" "Какой войны?" - продолжал недоумевать Эрих, - "Последняя война на Земле была в Эпоху Мрачного Средневековья, более пятисот лет назад, тогда рейхстаг ещё не был построен". Я не могла поверить своим ушам: "Как, разве в Германии не было нацистов? Не было Адольфа Гитлера? Да Германия завоевала бы всю Европу, если бы русские не победили!" Эрих посмотрел на меня как на сумасшедшую: "Кто это - нацисты? Русские с немцами никогда не воевали, даже в мрачные Средние Века. Адольф Гитлер? Известный немецкий художник, который никогда не был в Германии? Родился в Австро- Венгрии, учился в Венской Академии, работал в Париже, путешествовал по Италии и по России. Вы про этого Гитлера? Когда будет экскурсия на Остров Музеев, напомнить мне, я покажу Вам знаменитую картину Адольфа Гитлера "Старый еврей". "Не может быть!" - снова почти закричала я, - "Гитлер ненавидел евреев, по его приказу немцы убили миллионы евреев по всей Европе!" "Какая чушь!" - Эрих уже точно посчитал меня сумасшедшей, - "Зачем немцам убивать евреев? Евреи живут по всей Европе, по всему миру, такая же нация, как другие, только их государство распалось ещё в Античное время". "А Израиль?" "Не знаю такой страны!" Я внимательно посмотрела на Эриха. Нет, он не шутил и не издевался. Решил, что я сумасшедшая, но в психушку сдавать вроде не собирался. Может, в этом Берлине, в котором был целый рейхстаг, просто не было психушек?

"Я пока не готова осматривать Ваши достопримечательности", - мрачно сказала я Эриху, - "поехали в отель". Электромобильчик снова приветливо распахнул дверцы, мы сели, и умная машина, закрыв за нами двери, сама повезла нас по городу. "Хорошо, на Земле давно не было войн", - никак не могла я успокоиться, - "но революции, смуты, бунты, восстания бедных против богатых? Неужели на Земле никогда ничего этого не было?" "Были восстания рабов в античное время", - серьёзно ответил Эрих, - "Но в начале Эпохи Возрождения все жители Земли уже были обеспечены всем необходимым: едой, водой, одеждой, жильём. Больше никаких смут не было. А теперь на Земле общедоступны образование, медицинское обслуживание, транспорт, развлечения. Против чего бунтовать?" "Подождите, а какой сейчас год?" - мне вдруг показалось, что меня каким-то образом занесло в отдалённое будущее. "2015-й от Рождества Христова". Ну хоть Христос здесь был! Надо спросить при случае, закончил ли он и здесь свою жизнь распятием на кресте? Или в этом мире он дожил до глубокой старости и всё-таки сумел внушить людям свою первую заповедь "Не убий"? "У нас тоже 2015-й", - со вздохом ответила я Эриху. "Хорошо, значит, Вы не прибыли к нам на машине времени из глубин мрачного Средневековья", - вот теперь в голосе Эриха сквозила лёгкая насмешка.

Неожиданно я услышала какой-то странный гул, похожий на звук взлетающего самолёта, только гораздо мощнее. "Что это?" - не смогла я сдержать своё удивление. "Грузовой космолёт с берлинского космопорта взлетел", - автоматически ответил Эрих, а потом, вспомнив наш разговор, добавил, - "Если Вы вдруг не знаете: космопорты есть во всех крупных городах Земли. Пусть люди ещё не освоили звёзды, но наши колонии на планетах Солнечной системы нуждаются в регулярном транспортном сообщении с Землёй". "Конечно", - горько подумала я, - "можно как дикие звери драться изо всех сил за кормовые угодья, а можно стать гуманоидами и тратить свободные ресурсы на освоение необитаемых планет". А вслух спросила: "И как - на Марсе сейчас яблони цветут?" Мне отчего-то вспомнились слова с детства знакомой песни. "Да, на Марсе сейчас сезон цветения плодовых деревьев", - подтвердил мои догадки Эрих, - "Вот видите, Вы это знаете. А я уже начал думать, что Вы к нам прибыли из какой-нибудь далёкой воинственной галактики". "Нет, я на Земле родилась", - со вздохом ответила я. - "Только мне кажется, что до сих пор я жила на какой-то другой Земле. Вот скажите, кто сейчас правит миром?"

"В каком смысле правит? Общемирового правительства пока нет, о нём только разговоры ведутся. Даже в Объединённой Европе в каждой стране своё правительство, хоть оно и подчиняется Брюсселю. В Германии, например, власть делится между парламентом, канцлером Ангелой Меркель и королём Фридрихом Прусским Двадцатым. В России - между Государственной Думой, премьер-министром Медведевым и царём Владимиром Романовым." "Логично", - подумала я, - "если не было ни войн, ни революций, то в России до сих пор должна править династия Романовых. Но..." "А имя Владимир Путин ничего Вам не говорит?", - я не очень-то расчитывала на положительный ответ и всё же не могла не задать этот вопрос. "Владимир Путин? Известный русский историк и философ?" - я не ошиблась, это имя здесь было известно, - "Автор многочисленных трудов о вреде неограниченной единоличной власти? Благодаря работам Вашего Владимира Путина даже упрямый Вождь Океании стал больше прислушиваться к своим советникам! Не то, что Объединённая Европа... Владимир Путин - лауреат международной премии мира!" "Россия тоже входит в Объединённую Европу?" - уточнила я у Эриха. "Россия - единственная страна в мире, которая входит сразу в два конгломерата: Объединённую Европу и Азиатский Союз. Хорошо, что между Брюсселем и Пекином нет острых противоречий". "А с кем есть противоречия? С Америкой?". "У краснокожих просто очень своеобразные представления о мире, другой путь развития. Вождь Северной Америки Чингачгук Орлиный Глаз и Вождь Южной Америки Уилиплитокотцль - очень колоритные ребята. В головных уборах из перьев ходят. Там у них вместо премьер-министра или канцлера Верховный Шаман, а вместо парламента или Думы - круг или совет старейшин". Я невольно улыбнулась, представив себе индейских вождей в перьях на дипломатическом приёме. А почему нет? Значит, в этом мире Америку не покоряли, только открыли. Или индейцы открыли Европу, приплыв из-за океана на своих пирогах? "А Вождь Союза Африканских Племён Барак Обама", - продолжал Эрих, - "облачается в европейский костюм только во время визитов в холодные страны. У себя на родине он обычно принимает гостей в белой тунике, а то и в набедренной повязке". Я засмеялась. Значит, никаких африканских рабов ни в Америке, ни где-то ещё не было. Хороший мир!

"А у нас Барак Обама - президент Соединённых Штатов Америки", - вдруг вырвалось у меня. "Параллельный мир", - неожиданно серьёзно ответил Эрих. "Вы верите в параллельные миры?" - изумилась я. "Почему верю?" - настал черёд изумиться Эриху, - "Учёные уже точно доказали их существование в теории, но практические эксперименты держат в тайне - пока не будет стойких результатов, которые не стыдно показывать широкой публике". "Значит, я - жертва таинственных экспериментов ваших учёных", - развеселилась я. "Всё может быть", - Эрих смотрел на меня уже без насмешки, даже с некоторым, как мне показалось, уважением.

"Не знаю, из какого Вы мира", - добавил Эрих, - "но картины у Вас с собой, значит, Вы примете участие в нашей выставке "Полнолуние". Вот Ваш отель, мы приехали". Оказалось, машина уже остановилась возле футуристического небоскрёба, из стеклянных дверей которого к нам на встречу выскочил портье в весёлой полосатой униформе. Пришлось выходить из умного электромобиля. "Если я правильно запомнил, Ваш номер на шестнадцатом этаже, оттуда открывается чудесный вид на Берлин. Не полный обзор, как на телебашне, но Старый Город виден почти весь", - сказал Эрих, доставая из машины и передавая портье мой багаж, - "Пока отдыхайте, в номере Ваш ждёт завтрак. Можете сами, если не боитесь чудес параллельного мира, немного прогуляться по Берлину. Вечером, с пяти до семи часов, спускайтесь в большой ресторан отеля на первом этаже. Там состоится встреча-знакомство художников участников выставки. Завтра с утра поедем в галерею развешивать картины. Завтра вечером - открытие выставки "Полнолуние"! А сейчас я должен Вас покинуть, мне надо ехать в аэропорт, встречать пани Ядвигу из Польши. До встречи вечером в ресторане!" "До свидания!" - ответила я Эриху и поспешила за портье в отель.

Но, может быть, это был не портье, а швейцар - или как там называются в этом мире работники отеля? За стойкой в старинном стиле никого не было, зато перед ней висел огромный сенсорный экран с мерцающей надписью на английском. Портье-швейцар коснулся экрана, и на экране появился длинный список фамилий и имён латинскими буквами. "Найдите себя в списке постояльцев и зарегистрируйте своё прибытие!" - сказал портье-швейцар на русском. Наверное, в этом Берлине весь обслуживающий персонал был из полиглотов. Я понятия не имела, как надо тут регистрироваться, но послушно нашла свою фамилию в списке и ткнула в неё пальцем. Что-то пискнуло, и на экране высветилась надпись уже на русском: "Спасибо за регистрацию прибытия! Счастливого пребывания в нашем отеле!" Лифт взлетел на шестнадцатый этаж в мгновение ока. Дверь номера открылась, как только я коснулась ручки. Портье поставил чемодан и пакет с картинами у входа. "До свидания", - сказал он, - "если Вам что-то понадобится, просто снимите трубку этого телефона. Номер набирать не нужно, это у нас в отеле вызов персонала стилизован под старину". Действительно, на тумбочке стоял старинный, ещё дисковый телефон с трубкой на рычаге. "Как мило", - улыбнулась я, - "Обязательно при случае воспользуюсь. Спасибо Вам! До свиданья!"

Портье ушёл, и тут я заметила на столике возле окна ждавший меня завтрак. Там был какой-то салат, сыр, кофе с восхитительным ароматом, какие-то странные, наверное, марсианские фрукты и знаменитые берлинские пончики. Я подошла к окну. Из окна открывался по-настоящему прекрасный вид на город. Город, в котором улочки старинных зданий соседствовали с необычными футуристическим конструкциями, маленькие аккуратные немецкие домики - с небоскрёбами, только уродливых панельных многоэтажек я не увидела. Вон там - серебристая лента реки с эстакадами мостов. Наверное, это Шпрее. Вон там вдалеке на ней зелёное пятно - не тот ли самый Остров Музеев? Как же красив этот Берлин! В задумчивости я не почувствовала вкус завтрака. Внезапно мне остро захотелось прогуляться по этому другому Берлину, побродить по его причудливым улицам, поверить в возможность вечного счастья. Но меня сморил сон. После сытного завтрака я поняла, как сильно устала с дороги, сколько новых впечатлений навалилось сразу. "Немного посплю, потом смою дорожную пыль в душе, потом погуляю", - решила я. И буквально повалилась на широкую кровать, тут же и заснула.

Я проснулась у себя дома в России. Приснился мне весь этот параллельный мир! Никуда я не ездила. Никто ни в какой Берлин ни на какую выставку меня не приглашал. Кому они нужны, мои картинки! И всё-таки, может быть, это был вещий сон?


Рецензии