Котров Василий Петрович

Родился  3  (15)  марта  1902  года  на  станции  Лихая  Ростовской  области  (Россия).  Русский. 
В  РККА  с  1918  года. 
Участвовал  в  гражданской  войне  с  1918  года  по  1921  год.
Воевал  в  составе  команды  бронепоезда. 
Окончил  Военно-воздушную  академию.   
В  звании  майора  был  командиром  и  комиссаром  119-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  Закавказского  военного  округа.         
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  17  января  по  26  октября  1938  года  в  качестве  командира  группы  истребителей  и  советника  при  штабе  11-й  авиационной  эскадры. 
Имел  псевдоним  «Николас».
Всего  в  Испании  совершил  около  60  боевых  вылетов,  участвовал  в  13  воздушных  боях,  лично  сбил  2  истребителя.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
Присвоено  воинское  звание  «комбриг».
Служил  помощником  командира  дивизии,  командиром  бригады.  В  январе  1941  года  был  назначен  помощником  командующего  ВВС  Одесского  военного  округа,  а  затем  стал  командующим  ВВС  Приморской  армии.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  23  июня  1941  года.   
Будучи  командующим  ВВС  Одесского  оборонительного  района  и  с  19  августа  1941  года  заместителем  командующего  Одесского  оборонительного  района,  умело  руководил  действиями  авиации  во  время  обороны  Одессы.

     «…Мы  сидели  в  комнате,  тускло  освещенной  керосиновой  лампой.  Дымили  махоркой,  тихо  переговаривались.  Ждали  начальства.  Наконец,  появился  комбриг  Котров  в  сопровождении  начальника  штаба  Шанина,  полкового  комиссара  Мельшанова  и  майора  Шестакова.  Комбриг,  окинув  взглядом  присутствующих,  заметил  негромко:
     -  Что-то  маловато  народу…
     -  Трое  больных,  остальные  на  месте,  -  объяснил  Лев  Львович.
     -  Не  густо,  не  густо,  конечно,  -  сказал  Котров,  усаживаясь  за  стол.  -  Ну,  что  ж,  начнем,  товарищи…  -  он  придвинул  ближе  к  себе  керосиновую  лампу.  Наступила  тишина.
     -  Прежде  всего,  хочу  вам  сообщить,  что  командующий  оборонительным  районом  контр-адмирал  Гавриил  Васильевич  Жуков  поручил  передать  вам  -  летчикам,  инженерам,  техникам,  всему  личному  составу  полка  сердечную  благодарность  за  активную  помощь  в  обороне  города.  Летчики  крепко  подпирают  наземные  части.  За  проявленные  мужество  и  отвагу  многие  из  вас  будут  представлены  к  правительственным  наградам,  к  высокому  званию  Героя  Советского  Союза…  -  комбриг  помолчал.  -  На  этом  торжественную  часть  закончим,  -  продолжил  он,  улыбнувшись  уголками  губ,  -  и  начнем  деловую.  Гитлеровцы  не  унимаются.  И  наша  задача  -  удвоить  удары  по  врагу.  Вот  давайте  вместе  обсудим,  что  необходимо  для  этого…  Из  района  Дофиновки  по  утрам  бьет  вражеская  артиллерия,  сеет  смерть  и  разрушения.  Мне  самому  довелось  видеть,  как  падали  сраженные  осколками  люди  -  они  стояли  в  очереди  за  водой…  Мы,  обязаны  защитить  их.  Понимаете,  товарищи,  какие  надежды  возлагают  на  нас  бойцы,  трудящиеся  города?  В  их  представлении  летчики  всесильны,  всемогущи.  Что  ж,  это  соответствует  действительности:  наши  соколы  на  всех  фронтах  сражаются  храбро.  И  под  Одессой  уже  десятки  воздушных  разбойников  нашли  себе  могилу.  Наша  задача  состоит  в  том,  чтобы  еще  крепче  бить  фашистов!
     -  Нечем!  -  послышались  голоса.
     -  Разрешите,  товарищ  комбриг?  -  поднялся  капитан  Елохин.
     Котров  кивнул  головой.
     -  Что  нам  нужно…  Самолеты  нужны,  товарищ  комбриг.  Те,  на  которых  сейчас  воюем,  отработали  свое  и  требуют  замены…  Ведь  мы  даже  маневрировать  ими  не  можем  полной  мерой…
     -  Дорогой  капитан!  -  мягко,  увещевающе  заговорил  комбриг.  -  Мне  известно  о  положении  полка,  но  ничем  пока  помочь  не  могу.  Хотел  бы,  но  не  в  моих  силах,  как  говорится…  Надо  воевать  на  тех  самолетах,  которые  у  нас  имеются,  новые  придется  подождать.  Используйте  внутренние  резервы.  Берегите  машины,  восстанавливайте  неисправные.  Приходится  считаться  с  положением  страны…
     …Мы  возвращались  с  совещания  твердо  убежденные,  что  Одессу  отстоим,  чего  бы  это  ни  стоило…»
     (Из  книги  А.  Т.  Череватенко  «Небо  Одессы,  1941-й»)

За  участие  в  обороне  Одессы  ему  был  вручен  именной  пистолет  системы  «Маузер». 
Участвовал  в  обороне  Крыма,  был  заместителем  командующего  ВВС  Крыма.  Командовал  ВВС  27-й  Амии. 
Служил  в  ПВО  Москвы,  был  заместителем  командира  6-го  истребительного  авиационного  корпуса  ПВО. 
10  ноября  1942  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации».
В  дальнейшем  был  заместителем  командующего  1-й  Воздушной  истребительной  армии,  возглавлял  ВВС  Западного  фронта  ПВО. 
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  командных  должностях.
Вышел  в  отставку  в  звании  генерал-майора  авиации.
Проживал  в  городе  Москва  (Россия).
Умер  17  октября  1959  года.  Похоронен  на  Преображенском  кладбище  в  Москве. 

Список  известных  воздушных  побед  В.  П.  Котрова:
00.00.1938       1       Фиат-32                Испания                лично
00.00.1938       1       Ме-109                Испания                лично

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (05.11.1941,  21.02.1945),  четырьмя  орденами  Красного  Знамени  (22.02.1939*,  03.11.1944,  22.11.1944,  15.11.1950),  орденом  Кутузова  2-й  степени  (18.8.1945),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (3.8.1944),  медалями  «XX  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии» (1938),  «За  оборону  Одессы»,  «За  оборону  Севастополя»,  «За  оборону  Москвы»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.

Примечание:
*       Орден  имел  порядковый  №  2676.


Рецензии