Необыкновенная история -2- бриллианта Санси

Начало здесь:
http://www.proza.ru/2015/06/13/1163

Осенью 1836 года весь Петербург был взбудоражен сенсационной новостью: богатейший жених России - 38-летний Павел Демидов решил расстаться с холостой жизнью. Избранницей его стала фрейлина императорского двора, дочь выборгского губернатора, красавица Аврора Шернваль, воспетая Е.А.Баратынским, П.А.Вяземским, В.А.Жуковским, Ф.И.Тютчевым.

Она появлялась на балах Петербурга вместе с сестрой Эмилией Шернваль, которых называли «финляндскими звездами». Обе они были дочерьми коменданта крепости Выборг. Прекрасная Аврора приобрела славу «роковой», причина была в том, что красавице-Авроре фатально не везло с женихами, ходили слухи, что женихи погибали накануне свадьбы. Настоящая же причина слухов была в том, что Аврора была бесприданницей. Говорят, на судьбу прекрасной Авроры повлияла императорская чета, как бы то ни было, но в 9 ноября 1836 году Павел Демидов женился на Авроре Шернваль.

В день свадьбы Демидов преподнес невесте великолепную шкатулку, которая была инкрустирована уральскими драгоценными камнями, в шкатулке красовалось ожерелье, которое было сделано из жемчуга, расположенного в четыре ряда, каждая жемчужина была величиной с лесной орех, среди этого великолепия сверкал и переливался всеми гранями знаменитый «Санси», некогда украшавший французскую корону и приобретенный Павлом Демидовым во Франции за 500 тысяч франков.

Уехать сразу после свадьбы за границу супругам Демидовым не удалось. После Гельсингфорса они перебрались в Петербург и только летом 1837 года покинули Россию, сначала обосновавшись в Германии, а затем перебравшись во Флоренцию в фамильное имение Демидовых Сан-Донато.

 
Но счастье супругов было недолгим. Прожив в согласии три года, Павел Демидов умер по дороге из Брюсселя во Франкфурт (ревматизм суставов). После себя он оставил единственного сына, Павла, который вместе с матерью унаследовал не только состояние отца, но позже и состояние своего бездетного дяди Анатолия.

После смерти мужа Аврора носила лишь темные наряды, а ее шею украшал «Санси» на тоненькой платиновой цепочке.

Через шесть лет Аврора Карловна вышла замуж второй раз за Андрея Николаевича Карамзина, который был младшим сыном знаменитого автора «Истории государства Российского».

 Весной 1854 года во время русско-турецкой войны второй муж Авроры Карловны был убит  Валахии совсем молодым.  Став второй раз вдовой, хозяйка «Санси» полностью посвятила свою жизнь благотворительности и семье своего сына. Карамзи­на скончалась в 1902 г., и бриллиант, подаренный ей пер­вым мужем, находился все время у нее. Так, по крайней мере, сообщает М. И. Пыляев во 2-м издании своей кни­ги о драгоценных камнях (1896). Два десятилетия спустя в «Новом энциклопеди­ческом словаре» Пыляев снова утверждает, что деми­довский бриллиант находится в семействе Карамзиных. Судьба этого солитера после 1917 г. неизвестна.

Сын Авроры Карловны имел шестерых детей: трех сыновей и трех дочерей от двух браков. Одну из дочерей назвали в честь бабушки Авророй, которая унаследовала красоту Авроры Карловны; предполагается, что именно она могла стать наследницей бриллианта. Но внучка ненадолго пережила бабушку и умерла в 1904 году. Дальнейшая история «Санси» туманна.

...Интересна история  рода Демидовых. Основатель рода  Демид Григорьевич Антуфьев, происходил из государственных крестьян. Он приехал в Тулу из села Павшино, чтобы заняться кузнечным делом при тульском оружейном заводе.
Из троих его сыновей — Никиты, Семёна и Григория самым предприимчивым и энергичным оказался старший сын — Никита.

Никита Демидович (родился 26.03.1656 в Туле, там же умер 17.11.1725)
начал с подмастерья кузнеца в Туле и зарабатывал 3 копейки в неделю. Мастеровой молодой человек сам открыл свою мастерскую и поставлял ружья юному царю Петру Алексеевичу для его потешного войска.  Спустя несколько лет у царя сломался пистолет, сделанный знаменитым немецким мастером Кухенрейтером. Сломанный пистолет передали кузнецу Никите вечером, а утром Никита вручил царю уже починенный. И тогда царь посетовал, что на Руси такие пистолеты не умеют делать. Никита-мастер вынул из кармана другой пистолет и сказал: "Вот этот немецкий, а в руках твоей милости тот, который ночью сделал я".

С тех пор Никита обрел фамилию Демидов.  Поставляемые Никитой Демидовым ружья были значительно дешевле заграничных и одинакового с ними качества.
За успешное выполнение заказа ему в 1702 году были дарованы обширные земельные владения на Урале с казенными Верхотурскими заводами. Их стоимость он обязался выплачивать поставками железных изделий в течение пяти лет.

Указом Петра I от 19 декабря 1720 года ему поручалось сплавлять дубовый лес в Санкт-Петербург из Казанской губернии "с волжских и свияжских пристаней", а губернаторам запрещалось чинить ему препятствия. Никиту по праву называли одним из главных помощников Петра I при основании и строительстве Санкт-Петербурга.

В 1720 году Никита Демидович был возведен в личное дворянство.
Заводы Демидовых отливали и пушки, и ядра. И благодаря таланту и предприимчивости отца с сыном, сделались самыми успешными в тогдашней мировой металлургии. Демидовы открывали новые месторождения. заводы и к концу 18 века стали богатейшими людьми в России. Теперь уже они делали царям подарки : например, полторы тонны чистого серебра на гробницу Александра Невского, что ныне стоит в Эрмитаже.

Сыновья и внуки , благодаря своим талантам, сумели еще больше приумножить состояние семьи. Кто-то ит них покинул Урал, кто-то поселился в столице, а кто-то уехал за границу.

У Никиты Демидовича было три сына. Старший сын Акинфий Никитич (1678-1745) унаследовал значительную часть имущества отца. Он основал 17 новых железо- и медеплавильных заводов, осваивал богатства недр Урала (открыл новые медные, свинцовые рудники, разрабатывал месторождения малахита и асбеста, обнаружил месторождения серебра и золота). За заслуги в развитии промышленности императрица Екатерина I в 1726 году возвела его с братьями в потомственное дворянство.

Старший сын Акинфия прослыл московским чудаком. Построив дворец, который нынче занимает Президиум Академии наук, насадил ботанический сад, куда допускались все. Но обнаружив, что светские дамы срывают редчайшие цветы и уносят с собой, расставил в аллеях в виде скульптур голых мужиков, покрашенных мелом. И дамы не раз падали в обморок, обнаружив, что ожившая среди роскошных растений скульптура грозит им кулаком.

Но когда Екатерине II срочно понадобились 4 миллиона рублей для продолжения войны с Турцией, он, не раздумывая, вручил ей эту огромную сумму.

Другой потомок, Николай Никитич, приехав  во Флоренцию, где он был русским посланником, решил навсегда остаться в Италии. В предместье Флоренции Николай  покупает у монахов Санта-Кроче владение Сан-Донато и приступает к строительству виллы, которую впоследствии его сын, Анатолий Демидов, достроит и превратит в великолепный дворец, разместив в нем свою грандиозную художественную коллекцию.

Сразу после смерти Николая Никитича его дети Анатолий и Петр заказали у скульптора Лоренцо Бартолини мраморный памятник, который должен был увековечить отца. Поначалу предполагалось, что памятник разместиться на Вилле Сан-Донато, принадлежавшей Демидовым. Скульптурная группа была завершена лишь в 1871 году учеником Лоренцо Бартолини Паскуале Романелли. В центре композиции - памятник Николаю Никитичу Демидову, изображенному в виде римского сенатора, обнимающего своего сына. Женская фигура, сидящая с лавровым венком у ног сенатора, символизирует Признательность населения Флоренции. По углам постамента располагаются четыре аллегорические скульптуры – «Природа», «Милосердие», «Искусство» и «Сибирь». Тогда же было принято решение поместить композицию на площади Мулина ди Сан-Джорджио, примыкавшей к Палаццо Серристори. Площадь, соответственно, была переименована в площадь Демидова (Piazza Demidoff).

С семьей Демидовых тесно связаны  два сооружения во Флоренции – Вилла Сан-Донато и Вилла Пратолино (также именуемая Вилла Демидофф).

Вилла Сан-Донато, расположенная в полукилометре к северо-востоку от Парка Кашине, за пределами исторической части Флоренции, была построена в 1822 – 1831 году на болотистом участке земли, приобретенном Николаем Никитичем Демидовым. Вилла выстроена архитектором Джован Баттиста Сильвестри в неоклассическом стиле. На вилле разместилась ценнейшая коллекция картин и других предметов искусства семьи Демидовых. Купол виллы, расположенный над бальным салоном, был украшен фресками Доменико Морелли. Внук Николая Никитича Павел II Демидов не любил Сан-Донато, предпочтя заниматься обустройством бывшего поместья Медичи Виллы Пратолино. В 1881 году вилла и коллекция предметов искусства и минералов были проданы с аукциона.

Вилла Пратолино (сейчас чаще именуемая Вилла Демидофф) была построена на месте разрушенной в 1822 году виллы Медичи, в местечке Пратолино, что в 15 км к северу от исторической части Флоренции.
Управляя издалека уральскими заводами, он сумел вдвое увеличить капитал, который после его смерти перешел к двум сыновьям: старшему Павлу и младшему Анатолию.

Анатолий Николаевич Демидов ( 1812—1870). Большую часть своей жизни прожил в Европе, изредка лишь приезжая в Россию. Родным для него был итальянский язык. как и отец, он активно занимался благотворительностью. И помогал русским художникам. Без него не было бы знаменитой картины Брюллова "Последний день Помпеи".

В те годы археологи как раз раскапывали погибший под пеплом вулкана Везувия город. Анатолий вместе с Брюлловым посетили раскопки и, когда Брюллов обмолвился, что  неплохо бы написать на этот сюжет картину, Анатолий тут же ее ему заказал. Был составлен договор, и работа началась. Демидов выставил ее сначала в Италии, затем на Парижской выставке, а потом перевез в Россию. Всюду полотно имело оглушительный успех.

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Подлинной сенсацией стало открытие в демидовской меднорудянской шахте «Надежная» в 1835 году многотонного (400 т) гнезда поделочного малахита, в том числе монолита весом около 40 тонн, названного в «Горном журнале» произведением, «которого до сих пор не встречали в коре Земного шара». С этого момента Анатолий становится «признанным королем малахита», взяв в свои руки как продажу его внутри страны, так и вывоз за границу.

Демидовским уральским камнем лучшего качества и цвета отделываются парадный зал в доме П.Н.Демидова на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге и знаменитая на весь мир Малахитовая гостиная Зимнего дворца. Из малахита тагильских заводов Павла и Анатолия Демидова на императорских фабриках изготавливаются вазы, камины, столы, мозаичные панно и другие изделия, до сих пор поражающие своим великолепием посетителей многих русских и европейских музеев. В библиотеке Ватиканского дворца находится большое распятие из малахита замечательной русской работы, подаренное Анатолием Демидовым Папе Пию IX.

Императорскому же Эрмитажу в 1835 году он дарит грандиозную малахитовую ротонду, ныне украшающую аванзал Зимнего дворца, а несколькими годами позже безвозмездно

В этом же, 1835 году,  Анатолий Демидов становится официальным владельцем знаменитого пропавшего было бриллианта Санти. Для этого пришлось пройти суд, так как бриллиант был похищен из Лувра около 40 лет назад. Но французский суд, выяснив, что он приобретается у особы королевской крови, признал законность сделки, а Минералогическое общество России, изучив драгоценный Санси, подтвердило его подлинность и отдало Анатолию Демидову.

Заинтересованный в развитии горного дела на роди­не, он снарядил на свои средства крупную экспедицию для изучения юга России и Крыма. В ней участвовали знаменитые западноевропейские ученые и несколько художников, призванных запечатлеть виды тавричес­ких и новороссийских земель. Описание этого путеше­ствия вышло в Париже в  4-томном издании, снабженном гравюрами и рисунками. Вскоре это французское издание было переведено не только на русский, но и на основные европейские языки. Участие в составлении описания этого путешествия было не един­ственным литературным трудом А. Демидова. В 1839 г. он издал альбом гравюр французского художника М. Дюрана, разъезжавшего по России также на деми­довские деньги: «Живописное и археологическое пу­тешествие по России», а еще Анатолий пописывал ста­тьи в популярную парижскую «Журналь де Деба»; по­том выпустил книги о своих путешествиях по Крыму, Каталонии и Андалусии.

Активно поддерживал русских художников, особенно Карла Брюллова. По его заказу написана картина "Последний день Помпеи", организованы ее показы в Европе. Затем мировой шедевр был привезен в Россию.  Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Не менее продуктивной была деятельность Анатолия Демидова и на посту президента Императорского Минералогического общества, которое он возглавлял и финансово поддерживал с 1844 по 1865 год.

Анатолий влюбился в принцессу Матильду Бонапарт, племянницу поверженного Наполеона Бонапарта и двоюродную сестру будущего императора Луи Наполеона (с ним она была даже помолвлена, но потом помолвка была расторгнута). Отцом Матильды был Жером,  мать -  Екатерина Вюртембергская (которая, к слову, являлась родной племянницей российской императрицы Марии Федоровны).

После заключения Тильзитского мира, Жером получил под своё управление новообразованное Вестфальское королевство. Участвовал он и в русском походе 1812 года, где с ним произошёл очередной конфуз. Накануне боя под Салтановкой Жером был пленён русскими казаками генерала Платова…

После свержения Наполена Жером жил в Италии и бедствовал. Он объявил Анатолию, что, хотя денег на приданое дочери у него нет, ей нужен более знатный муж . Пришлось Анатолию, чтобы жениться на Матильде Бонапарт без ущерба для ее статуса принцессы, купить  оставшееся без наследника крошечное княжество Сан-Донато, возле самой Флоренции, и он стал величаться князем Сан-Домино. Официально княжеский титул был пожалован А.Н. Демидову великим герцогом Тоскан­ским в 1840 г. Царь Николай никогда не признал этого титула на территории России, где  Демидова в список сиятельств так и не включили.   

Он стал называться князем Сан-Донато, но только за границей. К тому же он выкупил у Жерома бриллианты, а Жером сделал вид, что дарит их дочери в качестве приданого.

Совместная жизнь, однако, не заладилась, через несколько лет Матильда сбежала, прихватив драгоценности-бриллианты. Но Санси она не сумела отыскать.

Оказавшийся неудачным брак с Матильдой Бонапарт не изменил его намерения создать Наполеоновский музей (Анатолий с детских лет исповедовал культ Наполеона, хотя никогда его не видел) . В 1851 году он приобретает первую резиденцию Наполеона на острове Эльба, строит на ее месте грандиозную виллу Сан-Мартино и наполняет ее памятными вещами и произведениями искусства.

Интересно, что, узнав об этом разводе, царь обязал А. Н. Демидова выплачивать бывшей супруге по 117 789 франков (200 тысяч рублей?) ежегодно. Было на что молодой женщине содержать в Париже богатый салон, куда стремились попасть виднейшие художники, скульпто­ры, поэты и прозаики тогдашней Франции!

У Анатолия Николаевича не было своих детей, и титул князя Сан-Донато, утвержденный за ним в 1872 г. Александром II, унаследовал Павел Павлович (1839—1885), сын Павла Николаевича.

Но вернемся к началу нашего повествования. Через шесть  лет после смерти мужа, Павла Николаевича Демидова (1798 —  1840,   Аврора Карловна  вышла замуж повторно за гвардейского офицера Андрея Николаевича Карамзина (сына известного историка, написавшего 12-томную «Историю Государства Российского»).

Интересно:
Внучка  Павла Павловича Демидова Аврора Павловна, урождённая княжна Демидова-Сан-Донато (2 ноября 1873, Киев — 16 (28) июня 1904 года, Турин).

была дочерью 2-го князя Сан-Донато, и его второй жены — княжны Елены Петровны Трубецкой (дочери князя Петра Никитича Трубецкого и княжны Елизаветы Эсперовны Белосельской-Белозерской). Её назвали в честь бабушки по отцовской линии Авроры Карамзиной.
Аврора Павловна вышла замуж в Санкт-Петербурге 1 мая 1892 года за Арсена Карагеоргиевича, князя Сербии. Их сын Павел Карагеоргиевич был регентом Югославии. Брак распался в 1896 году. Вступила во второй брак в Генуе 4 ноября 1897 года. Муж — граф-палатин Николло Джованни Мария ди Ногера. От второго брака имела дочь Елену Аврору ди Ногера (22 мая 1898 — 12 октября 1967).

Источники:

Валерий Воскобойников Русские бриллианты для Луи Наполеона. ж.Партнер N 6. 2015

Интернет-сайты:

Династия Демидовых и их наследники
http://www.maecenas.ru/doc/2004_1_2.html

Алмаз Санси
http://www.bejewel.ru/decorations/sansi/

Знаменитые камни и украшения
http://www.bejewel.ru/decorations/

Тот ли в Лувре "Санси"?
http://saygotakamori.livejournal.com/79179.html

Площадь Демидова

История бриллианта Санси

Международный Демидовский фонд
http://www.indf.ru/default.asp?page=19&t=1&m=1&sm=


Рецензии
Фамильный девиз рода Демидовых: «Acta non verba» -
«Не словами, а делами».

Валентина Томашевская   14.06.2015 17:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.