Олег Видов Часть 2 Глава 19 Битва на Неретве

                *  *  *  *  *
               
                ГЛАВА  19   –   ЮГОСЛАВИЯ 1967-1969 гг.               
 
 В 1967 году Олег получает приглашение от югославского режиссера сниматься в                2-х серийном фильме о событиях 2-ой мировой войны в Югославии.

Это предложение будет иметь очень большое значение для него. Можно сказать ,                что с этого времени он уже может считаться не только актером советского кино, но                и югославского. Так к нему и будут относиться многие в Югославии.
       
                « Битва на Неретве »
         «Bitka na Neretvi» — югославский кинофильм 1969 года.               

  «Битва на Неретве» - сербское название,  «Битка на Неретви» - хорватское

       Фильм основан на реальных событиях истории Югославии времён Второй мировой войны.  Это был самый высоко-бюджетный фильм в истории   кинематографа Югославии.  Этот фильм был номинирован на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм.
 
  Создание этого фильма  контролировал сам глава государств,  который даже упоминался в титрах в качестве одного из героев этой масштабной кино-эпопеи.

                Плакат  к фильму был сделан Пабло Пикассо.

Двухcерийный фильм рассказывает о реальных событиях на юге Европы в начале 1943 года. По личному приказу Гитлера немецкие войска начали выполнять план Вайс по уничтожению партизанских территорий в Югославии. Немецкие и итальянские части, составленные из 18 дивизий, при помощи югославских сепаратистов оттеснили главные силы Народно-освободительной армии Югославии. Воинские части выступившие против партизан превышали их в шесть раз.  Кроме того, у партизан было  4500 раненых и больных тифом  бойцов. Штаб, больные и раненые попали в окружение в долине реки Неретвы. Для выхода из этого окружения у них остался только мост через бушующую и ледяную Неретву.

 Но на противоположном берегу их ждали сильные части, подготавливаясь к уничтожению раненых бойцов и беспомощного гражданского населения шедшего с партизанами...  Тито приказал взорвать мост на Неретве. Удивленный враг сейчас же перебросил свои части на другую сторону реки, предполагая, что партизаны попытаются вырваться из кольца окружения на север к Хорватии. На противоположной стороне взорванного моста остались только части югославских сепаратистов.  Партизаны же подготовили врагу совсем неожиданный сюрприз.

     В течение ночи возле разрушенного моста  был построен временный деревянный мост,  по которому переправили части,  раненых, больных, а также и все гражданское население, которое было с партизанами.  Переправившись таким образом, партизаны полностью разгромили соединение сепаратистов, открыв себе дорогу на юг.
 
  ( Кадр из фильма - взорванный мост рядом с который построен деревянный)               

                *   *   *

Следует сказать, что замысел и сценарий фильма возникли намного раньше, чем удалось начать сами съемки. Для создания сценария были использованы примерно         8 тысяч страниц исторического текста об этих событиях, тысячи фотографий,  сотни метров документальной кинохроники из архивов разных стан, воспоминания сотен реальных, живых  участников тех событий. 
 
В 1963 году, когда съемочная группа под руководством режиссера Велько Булайича уже была готова отправиться к месту съемок, произошло землетрясение в Скопле.                И готовая группа начала снимать  документальный фильм -  « Скопле 1963.»   Потом возникали и другие проблемы    и в том числе финансовые, - расходы на фильм   предстояли  очень значительные. На помощь кинематографистам, кроме государства, пришли многие югославские  фабрики, заводы, сельскохозяйственные и другие  предприятия. По всей Югославии   на заседаниях райсоветов принимались решения о выделении средств на «Битву на Неретве». В результате чего 20 октября 1967 года, в годовщину освобождения Белграда, оператор Томислав Пинтер снял первые кадры будущего фильма. 

 Проходили съемки фильма в разных районах Югославии, в местах подлинных  событий.  Из-за этого приходилось перевозить на большие расстояния и всю съемочную, и военную технику, а также всех участников съемки,  и всю массовку. По этой причине съемки фильма длились полтора года. Чтобы обеспечить весь съемочный процесс всем необходимым, были объединены   ресурсы всех  семи югославских студий. Это не только съемочная аппаратура и другая техника, но и человеческий ресурс. В Штипе специально для съемок была построена в стиле  барокко церковь. В ней снималась сцена с 1 200 ранеными.  В городе Яблоница была построена часть большой крепости, взрыв которой был снят в  одной из сцен. Также были построены четыре боснийские деревни, которые   были уничтожены  во время бомбардировки в другой сцене. 120 из всех 200 сцен фильма были с большой   массовкой.  В них участвовало 15 тысяч статистов и 6 тысяч военных, задействованных  в съемках все 16 месяцев. В некоторых сценах в кадре  одновременно присутствует   600 лошадей. Для съемок батальных и разных сцен было использовано  80 грузовиков, 140 артиллерийских орудий,  40 немецких  танков «Тигр», 30   итальянских легких танков, специальная эскадрилья из 18 самолетов. В одной из сцен фильма партизаны уничтожали свою боевую технику, которую не могли переправить на другой берег Неретвы через временный деревянный мост,  построенный рядом со взорванным.      

 Как вы понимаете, в военном двухсерийном фильме, в котором присутствует  много сцен сражений, невозможно было обойтись без профессиональной работы пиротехников.    Разрывы снарядов, взрывы авиабомб, подрыв крепости , моста, пожары и все прочее не могло появиться на экране без их участия. В этой связи следует назвать имя Алексея Яшина, еще одного москвича с киностудии «Мосфильм» ,  бесспорная заслуга которого в этом. 
               
                *    *    *

На съемки этого фильма Олег попадает осенью 1967 года.   Его пригласили на роль одного из партизанских командиров - Николы.  В роли начальника партизанской артиллерии снимался Сергей Бондарчук.

Олег вспоминает : « В Югославии тогда было еще тепло. Помню, мы ездили тогда в горы на шашлыки » 
 
                ( Кадр из фильм с Олегом Видовым)

        Участие в съемках этого фильма имело для актера большое значение.   

     Он впервые снимался в историческом фильме, с большим количеством                участников, в разнообразных природных условиях. Тем более на территории красивой Югославии, которую он полюбит от всей своей славянской души.   Очень много родственного  он  найдет  в  этих  южных  славянах,  таких  же   мужественных и свободолюбивых. И очень важное, что во время съемки в этом фильме он мог видеть                на съемочной площадке  очень опытных, талантливых актеров разных стран.              Среди них были такие признанные мастера, как Сергей Бондарчук, американский актер русского происхождения - Юл Бриннер, еще один американский актер -режиссер, сценарист Уэллс Орсон,  немецкий актер Харди Крюгер, итальянский актер Франко Неро,  итальянская актриса, родившаяся в Загребе -  Силва Кошчина, известная многим по фильмам о подвигах Геракла и многие другие актеры. Он были рядом,  можно было видеть , как они работают  перед камерой, как ведут себя, с ними можно было общаться .  У всех у них были свои актерские традиции, разные актерские школы, приемы, привычки, манеры, характеры, политические взгляды. И все это  для наблюдательного молодого советского актера было хорошим материалом, хорошей школой.  Он обратил внимание, как западные актеры свободно, легко ведут себя на съемочной площадке. Как они раскрепощены, не скованны и естественны.  Многое, что было для них уже привычным, ему еще предстояло усвоить, понять и принять для себя.  Ведь ему тогда было всего лишь  25 лет.

Образ  Николы созданный им,  подкупает искренностью, честностью, уверенностью              в своей правоте, преданностью партизанскому делу.
 
                ( Кадр из фильма )

Именно через его героя очень реально показана трагичность партизан заболевших тифом.  Забота о такой же больной, его любимой, и их смерть показаны очень просто  и очень точно.

Во время съемок этого фильма на  Олега Видова самое большое впечатление произвел не  Орсон Уэллс, не итальянская звезда Франко Неро, не Бондарчук, а  Юл Бриннер, известный   всем по фильму  «Великолепная семерка»:

  « Его появление на съемочной площадке всегда было событием, – говорит  Олег.                – Всегда гладко выбритый, с блестящей лысиной, подтянутый, вечно с сигарой в зубах. Он играл партизана Владо, был одет в камуфляж, на нем не было ни сомбреро, ни кожаных брюк, но он все равно выглядел как настоящий ковбой. В него сразу влюбились все женщины.  Он был русским, родом из Владивостока, и все это знали».

  Видов был поражен тем, как свободно перемещался по планете этот человек:

  «Он прилетал в Югославию на своем самолете, затем улетал в Швейцарию на другие съемки, легко возвращался в Америку и прилетал обратно в Боснию, где мы снимали «Битву на Неретве», – говорит Олег. – Они, эти зарубежные актеры, летали, как птицы, для них не существовало границ. А я так не мог».

  Желание быть свободным в решении самого простого – перемещения по земле              было естественным состоянием его сознания. Это был результат не простого                желания путешествовать, которое появиться у нашего поколения в брежневские времена, а естественное его состояние, которое было следствием всей его жизни                с самого детства. И жизнь в Монголии, а потом пребывание с матерью в Германии в самом юном возрасте, общение с немцами, жизнь  в Казахстане были тем исходным материалом в сознании ребенка, а позже молодого человека, который дает себя знать всегда. И когда уже начинающим свою творческую карьеру он попадает в Скандинавию и Югославию, то те детские ростки чувства свободы прорастают в реальные крылья. Не  только душа, но и вся его сущность нуждается в свободе.  А именно ее и не могло быть        у советского человека.

К сожалению, это была самая главная проблема для всего советского общества                1960 – 1980-х годов.    

  После этого пребывания в Югославии Олег «заболел» желанием свободы, он хотел жить,  как свободный человек: ездить по миру, свободно общаться с людьми и не бояться, что однажды тебя не выпустят из своей  любимой   страны.
 
      Но понимание этого придет позже, уже дома,  в СССР и не сразу.
 
А тогда он  был целиком занят съемочным процессом. Тем более, что югославские      режиссеры его пригласили сниматься  и в других фильмах.
 
 В «Битве на Неренге вместе с ним снимались актеры: Сергей Бондарчук, американцы                Орсон Уэллс и Юл Бриннер, итальянцы Франко Неро и Сильва Кошина, немец Курд Юргенс, англичанин Энтони Доусон и много других актеров, в основном югославских:  Борис Дворник, Велимир 'Бата' Живоинович, Говард Росс, Стоян Аранджелович,           Шарль Милло, Божидар Смилянич, Павле Вуисич, Деметер Битенк, Ранко Гусевац, Милена Дравич, Заим Музаферия, Слободан Велимирович, Любиша Самарджич, Никола-Коле Ангеловски, Миха Балох, Фарук Беголли, Душан Булаич, Драгомир Фельба, Васа Пантелич, Спела Розин, Фабиян Шовагович, Абдуррахман Шала,  Милош Кандич, Харди Крюгер, Лойзе Розман, Ристо Шишков,   Симе Ягаринек

Съемки фильма широко освещались в югославской прессе, а также в журнале «Советский экран».               

                *    *    *

Во время одного из  перерывов в съемках  Олегу удалось отпроситься и на некоторое время приехать в Москву. Во время этого  пребывания в Москве в 1968 году он принял решение развестись с женой. Тогда же произошло еще одно событие, оставившее след в его сознании.

     В Москву приехал итальянский продюсер Дино Лаурентис (Dino de Laurentiis).  Причины его появление в Москве были разные. Он в то время уже решал вопросы связанные со съемками совместного c CCCР фильма «Ватерлоо».  Но кроме прочего,  он сделал предложение Олегу Видову снятся в  роли  Есенина в фильме  «Айседора»                режиссера. Карла Рейш. В роли  Айседоры должна была сниматься Ванеса Редгрейв.  Предлагая Олегу сняться в этом фильме,  Дино Лаурентис поступил,  как настоящий продюсер, и предложил контракт на несколько лет с условием снимать его в двух картинах ежегодно.  Сегодня уже трудно сказать, какие были условия этого контракта,  и что именно испугало чиновников Госкино, которые не дали своего разрешения на его подписание.  Но Олег особенно из-за этого и не расстраивался.   У него в это время были еще съемки в Югославии, и он целиком был поглощен именно ими.    Он отправился обратно в Югославию заканчивать съемки в «Битве на Неретве»  и еще одном фильме. 
               
                *    *    *
               
                ( Кадр из фильма – коммисар Никола )
               
Премьера фильма состоялась в Сараево – столице Боснии и Герцеговины в день национального праздника Югославии – Дня Республики. Дворец Спорта рассчитанный на 4 тысячи зрителей не смог вместить всех желающих.   Присутствовали официальные югославские лица, ветераны 2-ой мировой войны, иностранные гости, дипломаты, журналисты и конечно актеры создававшие образы героев этого фильма. У входа в                зал были установлены те партизанские пушки, из которых вели огонь артиллеристы                под командованием С. Бондарчука. Был сделан   и выставлен макет того моста через Неретву, который взорвали партизаны. 


К премьере фильма был выпущен специальный альбом со сценарием фильма, с цветными иллюстрациями, исторической информацией о  тех событиях. Также  была выпущена пластинка с музыкой из фильма.

                ( ФОТО плаката фильмаа )

 По всему Сараево были наклеены афиши с изображениями актеров Бета Живоиновича, Сергея Бондарчука, Юл Бриннера, Милены Дравич, Орсон Уэллса, Олега Видова, Сильвы Кошины, Харди Крюгера и др.,      Просмотр Фильма длился три часа.         
 
    Следует сказать, что этот фильм демонстрировался в очень многих странах.                Я видел плакаты фильма и на японском, индийском и на многих других языках.
 
В 1983 году к 40 –летию этой битвы в Югославии была выпущена юбилейная монета в 10 динар.
               
                *   *   *

                ВЕЛЬКО БУЛАЙИЧ

         Безусловно, что появление этого фильма есть заслуга его режиссера .

     Велько Булайич родился 22 марта 1928 года в Вилуси (Королевство Югославия, ныне — Черногория).

                Детские годы провёл в Сараево.

Образование получил  в Загребе на юридическом  факультете. Работал журналистом.

      Кинообразование получил в Италии в  Экспериментальном киноцентре               
           ( Centro Sperimentale di Cinematografia) в Риме.
      
               Большую часть жизни работал в Хорватии.
     Во время Второй мировой войны  участвовал в партизанском движении

        Больше всего Булайич известен по кинофильмам военной тематики.
               
 Дебютом режиссера в большом кино был полнометражный фильм — «Поезд вне расписания»(1959) — сложная психологическая драма. Этот фильм получил приз зрительских симпатий  на Каннском кинофестивале.

    В 1962 году кинофильм В. Булайича «Козара» был награждён                кинопремией Югославии «Золотая арена». 

В 1964 году документальный фильм о землетрясении в Скопье, получила главный приз Венецианского кинофестиваля.

     В 1969 году Велько стал сценаристом и режиссёром легендарного военного фильма «Битва на Неретве».

Он занимает  пятое место в списке неанглоязычных фильмов с самым большим бюджетом.

Дважды: в 1969  и 1980 годах  Велько Булайич был членом жюри Каннского Кинофестиваля
               
                *   *   *

                ЮЛ  БРИННЕР

Рассказать о Юле Бриннере следует по трем причинам: он великолепный, талантливый театральный и кино актер, второе то, что он  знаком советскому зрителю по фильму «Великолепная семерка» и третье, что он ко всему еще и  русского происхождения.   
               
            Юл Бриннер - Yul Brynner -  Yuliy Borisovich Bryner

Он родился 11 июля 1920 года во Владивостоке , в то время  Дальневосточная республика.  Юл родился под именем Юлий Борисович Бриннер. Его дед,  Жюль   Бриннер, подданный Швейцарии, был, как тогда говорили, авантюристом. Но это             не значит,  что он занимался денежными или другими авантюрами. Авантюристом            он был по духу.   У него был такой характер –авантюрный. В 16 лет он бежал из дома. 

  Летом 1865 года юнга Жюль Бринер (так тогда писалась эта фамилия) драил палубу пиратского судна, грабившего корабли с шёлком, шедшие из Китая, и с серебром  из Маньчжурии.  В  Иокогаме  (Япония),  молодой  человек  устроился  на работу  в  экспортную компанию. Там же он женился, но затем, оставив семью, обосновался              во Владивостоке. По версии самого Юла   Бриннера,  вторично его дед женился на дочери монгольского хана, который был прямым потомком Чингис-хана. Жюль Бринер основал во Владивостоке пароходно - транспортную  компанию, став крупнейшим предпринимателем  Дальнего Востока. Так утверждал Юл. Позднее его сын Рок опроверг отца,  заявив,  что  Бринеры — обрусевшая швейцарская семья, приехавшая в Россию в XVIII  веке  и  занимавшаяся  садоводством при царском дворе.

    В семье Жюля Бринера родилось три девочки и три мальчика. Отец будущей                звезды  Голливуда -  Борис Бринер окончил Санкт-Петербургский университет. В Северной столице он познакомился  с дочерью владивостокского врача Дмитрия Благовидова — Марусей,  которая  училась  в консерватории.  В 1914  году  они поженились, а летом 1920 года у них родился сын, которого они назвали Юлием в  честь деда.  Когда Юлу  было 4 года,  его отец  познакомился в Москве  с  актрисой Екатериной Корнаковой  и  влюбился  в  неё.  Она  была  женой   Алексея  Дикого, будущего народного артиста СССР.  После этого Борис Бринер бросил семью и уехал с Корнаковой в Харбин (Китай). Позднее из-за революционных событий в России в Харбин перебралась и Маруся Бринер с  детьми — Юлом  и  Верой.  В  Харбине проявилась творческая одарённость юных Бринеров:  у Веры был хороший голос, а                Юл активно участвовал в домашних спектаклях.

В  1934 году семья Бринеров перебралась в Париж, где Юл поступил учиться в лицей. Однажды  Юл оказался в ресторане, в котором выступали русские цыгане. Их выступление настолько потрясло Юлия, что он решил научиться игре на гитаре.               

15 июня 1935 года в большом парижском кабаре состоялся первый концерт Юла Бринера, исполнявшего цыганские песни. В Париже 1930-х годах он подружился с цыганским артистом Алёшей Димитриевичем, который тогда был ещё известен только как танцор. Через тридцать лет, когда Димитриевич начал петь, они записали          в Париже, совместный музыкальный альбом «The gypsy and I» (1967).  Потом Юл Бриннер  посвятил  себя  цирковому  искусству,  и  некоторое  время  выступал  с                номером «летающий клоун», который пользовался большим успехом у зрителей.                Но после травмы позвоночника об этой работе пришлось забыть. Он начал работать работником сцены в труппе Георгия (Жоржа) Питоева  русского - французского                актёра, театрального режиссёра, армянина по происхождению. Георгий Питоев был  известным театральным деятелем, одним из основателей «Картеля четырех» —                ядра современного французского театра. Юл  Бриннер  начал  брать  уроки сценического искусства у Питоева.  В  Париже  Юл  познакомился с Жаном Кокто,                Пабло Пикассо,  Сальвадором Дали, Марселем Марсо, Жаном Марэ.

 Великий Жан Кокто говорил: «Юлу Бриннеру нужно было сойти с ума, чтобы додуматься до того, что он когда–нибудь сможет стать великим Юлом Бриннером». 

В преддверии Второй мировой войны Бриннеры решили покинуть Европу: сестра уехала в Нью-Йорк, а Юл с матерью вернулись  в Харбин. В Харбине Юл встретился с отцом и его женой  Ектериной Корнаковой. В 1941 году у матери Юла обнаружили лейкемию и он вывез её в США для лечения. Кроме того, он надеялся,  что в США сможет поступить учиться актёрскому мастерству к Михаилу Чехову, который жил в Америке. Это ему удалось: он стал работать у Чехова водителем грузовика, на котором возил декорации и реквизит, а также брал у великого русского артиста уроки актёрского мастерства.   
 
2 декабря 1941 года Юл Бриннер впервые выступил в маленькой роли Фабиана в спектакле «Двенадцатая ночь» по пьесе Уильяма Шекспира.

  6 сентября 1943 года Юлий Бриннер женился   на киноактрисе Вирджинии Гилмор.  (Всего он был женат  четыре раза). Бриннер представился девушке... монгольским ханом, приехавшим в Штаты, чтобы выучить английский и подыскать себе подходящую невесту. Вирджиния поверила, внешность у Юла была экзотическая, восточная.  Юл Бриннер владел в совершенстве несколькими языками, в связи с этим его призвали на службу   в Военное Информационное агентство США.  До окончания войны он работал комментатором  на радиостанции,  которая транслировала свои передачи на территорию оккупированной Франции. 

    В 1945 году Юлий Борисович Бринер был приглашён в театр «Плимут» на Бродвее         на главную роль в мюзикле « Песня лютни », которую он получил по протекции Вирджинии Гилмор. Премьера этого спектакля состоялась 6 февраля 1946 года.

В 1949 году Юл Бриннер сыграл свою первую кинороль в фильме « Порт Нью-Йорк ».               

            В конце 1940-х годов работал актёром и режиссёром на ТВ.

В 1950 году он написал книгу « Вынесите сначала ребёнка ». Во второй половине         1960-х годов получил гражданство Швейцарии и обосновался в этой стране.               

(На фото 1968 г.– один из моментов отдыха во время съемок « Битвы  на Неретве».)

   Но в  1972 году Юл Бриннер вернулся в США,  с 1975 года снова на Бродвее. 
   
    В апреле 1983 года во время гастролей в Сан-Франциско Юл Бриннер обратился               к медикам   и они обнаружили у него рак лёгких. Юл был заядлым курильщиком и выкуривал до 3-х пачек сигарет в день. Болезнь невозможно было вылечить, она прогрессировала, метастазы поразили уже спинной мозг. Актёр испытывал страшные боли, но продолжал выступать. И никто кроме его партнёров   по сцене не знал о том, какие муки он испытывает.

После смерти Юла Бриннера по телевидению неоднократно повторялось его короткое обращение о вреде курения, снятое незадолго до смерти по заказу Национального института рака. Сидя  перед телекамерой, он говорил:

     «Я мёртв теперь лишь потому, что очень много курил, поэтому всем,                кто меня сейчас видит, я говорю: не дразните судьбу. Сейчас, когда стало                известно  о моей смерти, предупреждаю вас: не курите. Всё что угодно,только не курение. Если бы я мог вернуться назад и бросить курить, не было бы повода   обсуждать мой рак. Я в этом уверен».

  Это выступление впервые появилось на экранах в день смерти Юла Бриннера,                10 октября 1985 года.

  С 2006 года на Международном фестивале стран АТР Pacific Meridian одному из фильмов-участников вручается приз имени Юла Бриннера, учреждённый по             инициативе Рока Бриннера  - сына Юла.

 14 сентября 2005 года, во Владивостоке, на фасаде дома № 15 по улице Алеутской, в память  о Юле Бриннере была установлена мемориальная доска.

Поклонниками таланта Юла Бриннера были Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, испанский   король Хуан Карлос, греческий король Константин, король Иордании Хусейн.   

           Ушел из жизни  10 октября 1985 года в Нью-Йорке, США.               

                *    *    *

                ОРСОН  УЭЛЛС

      Вторым, на кого не мог не обратить внимание молодой советский актер,  был  Орсон Уэллс  (Orson Welles) - американский актер, кинорежиссёр, сценарист. Во время съемки «Битвы на Неретве» ему было 54 года. В этом фильме он создал яркий, запоминающийся, трагический   образ человека, руководившего югославскими сепаратистами, сотрудничавшими с фашистами.

Олег Видов вместе с ним  будет сниматься еще в одном фильме, через два года.                Это был  «Ватерлоо» Бондарчука.

Родился Орсон  Уэллс  6 мая 1915 года в маленьком городке Кеноша, вблизи Чикаго в штате Висконсин.  Его отец,  Ричард Хед был изобретателем самоучкой. Мать, Беатриса Айвз была известной пианисткой.

Орсон с детства проявлял разностороннюю одарённость. С десяти лет он участвовал    в школьных спектаклях, рисовал декорации и руководил репетициями, брал уроки живописи.  Был также музыкантом, фокусником, наизусть знал всего Шекспира.
В 1931 году Орсон будучи в Ирландии попал в Дублине на спектакль театра "Гейт". Среди актеров оказался знакомый ему студент. Он представил Орсона директору театра.  Выяснилось, что у Уэллса незаурядный актёрский талант и тот дал молодому американцу роль в своем спектакле.  После гастролей по Ирландии Уэллс отправился в Испанию, где в Севилье выступал в роли тореадора под псевдонимом Американец на корриде.

После возвращения в Америку, благодаря помощи писателя Торнтона  Уйльдера, он был принят актёром в одну из театральных трупп. 

14 апреля 1936 года в гарлемском театре "Лафайет" в  его постановке состоялась премьера спектакля "Макбет".

В 1937 году он совместно с продюсером Джоном Хаузмен организовал на Бродвее собственную антрепризу — «Меркьюри-тиэтр» (Mercury Theatre). 
С этим театральным коллективом он осуществил свою постановку  шекспировского "Юлия Цезаря". Постановка была в то время до   того необычной, что не могла не обратить на себя внимание деятелей театра и общественности.  Для того времени                это был смелый и новаторский театральный эксперимент. То, к чему европейские  и советские театры придут  в 1960-1970 годы, он осуществил в 1937. Шекспировские герои были одеты в современные костюмы, театральные декорации практически отсутствовали,    и большое значение он уделил особенностям освещения сцены и исполнителей.

        Хотя о той постановке сохранились только описания, но я очень хорошо                представляю что это  было. В конце 80-х годов мне пришлось видеть несколько подобных   спектаклей в Польше в  городском театре Быдгощи.

В 1938 году труппа «Меркьюри-тиэтр» стала выступать с еженедельными радиоспектаклями на канале CBS. Им был поставлен радиоспектакль «Война              миров» по роману Герберта Уэллса. Он решил спектакль сделать, как бы пародией                на радиорепортаж с места события. Следует напомнить, что телевидения еще не                было и радиопередачи слушали повсюду миллионы людей.    Действие было перенесено в настоящее время - 30 октября 1938 года  в штат Нью-Джерси, канун Холлувинна (Дня всех святых, когда принято пугать и разыгрывать окружающих).  Из шести миллионов человек, слушавших трансляцию, около миллиона поверили в реальность происходящего. Возникла паника, десятки тысяч людей бросали свои дома (особенно после призыва персонажа спектакля, якобы президента Рузвельта сохранять спокойствие), дороги были забиты беженцами, все старались оказаться как можно дальше от Нью-Джерси, а полиция, напротив, была направлена в Нью-Джерси. Телефонные линии были перегруженны: тысячи людей сообщали властям о якобы увиденных кораблях пришельцев.

                (фото Орсона во время радиопередачи)

На военно-морском флоте были отменены все увольнения на берег.  6 недель потребовалось властям, чтобы убедить население в том, что ничего не произошло, что это был всего лишь радиоспектакль. Сама эта постановка в результате приобрела скандальную известность. и в декабре  того же года его спонсором стала компания "Кэмпбелл Суп" (Campbell   Soup).   Радиотеатр сменил название на «Кэмпбелл плэйхаус» (Campbell Playhouse).  Увеличившийся благодаря спонсорской поддержке бюджет позволил приглашать для участия   в постановках звёзд театра и кино, таких  как Лоуренс Оливье, Лайонел Берримор и другие (оборотной стороной спонсорской поддержки стала необходимость включать в каждый выпуск  по три и более рекламы супов Кэмпбелл). В общей сложности, Уэллс принял участие в 78 постановках (из них 56 в рамках «Кэмпбелл плэйхаус»), после чего вынужден был покинуть шоу.

В конце марта 1940 года из-за невозможности совмещать участие в радиоспектаклях с работой   в кино Уэллс прекратил свое в них участие.

 Им заинтересовались продюсеры в Голливуде. Но он стремился подписать  контракт, обеспечивающий ему творческую независимость. На студии "РКО" 24-летний Уэллс получил уникальную возможность быть одновременно, сценаристом, режиссёром и актёром.

Но его сценарии не нравились продюсерам, звезды  отказывались сниматься в его фильмах,  а руководство боялось финансировать фильмы без этих самых кинозвёзд.

В середине 1940 года он начал снимать фильм "Гражданин Кейн". В главных ролях Орсон снял актёров театра "Меркюри". В октябре 1940 года работу над фильмом была закончена..  По мнению историков кино, «дебютная работа 25-летнего режиссёра стала тем единственным фильмом, который после прихода в кино звука оказал значительное воздействие на мировой кинематограф.»

В  своем сценарии, написанном совместно с  Германом Манкевич, он  использовал факты из биографии газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста. Узнав об этом, Херст предложил продюсерам большие деньги, за уничтожение фильма.. Не смотря на это, фильм вышел на  экраны. Но газеты принадлежавшие Херсту сделали свое дело и фильм в прокате провалился.  Студия потеряла 150 тысяч долларов.

После фильма «Великолепные Эмберсоны» в 1942 г. и не доведенного до конца детективного фильма «Путешествие в страх», администрация студии «РКО» разорвала с ним все отношения..
      
           7 сентября 1943 года он женился на кинозвезде Рите Хейуорт.
               
                ( фото Риты Хейуорт )

       Первый раз он был женат на светской красавице -  Вирджиния Николсон.

Продолжая работать на радио, как автор и актёр, а во время войны и как публицист-                обозреватель, он принимал участие в концертах для солдат следующих на фронт.

7 июня 1944 года, всего через сутки после высадки союзников, Орсон вёл захватывающий репортаж из Нормандии.

Уэллс был либералом левого толка и поддерживал прогрессивные преобразования президента Рузвельта, являясь членом его знаменитого "мозгового треста". Президент даже советовался с   ним по поводу своих речей. Орсон участвовал в предвыборной компании Рузвельта.

В Голливуде же новых контрактов ему не предлагали. Уэллс начал много пить.
В декабре 1944 года Рита родила дочь Ребекку, но это не спасло их давший трещину брак.

Для встреч с актрисами Орсон снимал квартиру на территории компании "MGM". Осенью 1945 года Хейоурт объявила, что расстаётся с мужем. Официально они развелись 10 сентября 1947  года. Позже избранницами Кэллса будут Ирта Китт, которую он называл "самой волнующей женщиной на свете", и югославская актриса Ойя Кодар.

С января 1945 года Уэллс вел рубрику политических новостей в ряде центральных      газет, а  после войны совмещал работу в театре с деятельностью на телевидении.
Наконец благодаря личной поддержке известного продюсера Сэмюэля Спигеля ему удалось вернуться на киностудию в роли постановщика. Правда, условия были жёсткие: Спигель контролировал не только монтаж, но и съёмки. Возможно, именно                по этой причине антифашистский фильм "Чужестранец" (1946) не стал лучшим произведением Уэллса.

   В 1948 году после неудачного проката своих последних двух фильмов: «Леди из Шанхая» и «Макбет»,  Орсон  переехал в Европу.

Он снимал и снимался везде, где только появлялась возможность: Париж, Лондон, Рим,  Марокко, Венеция.

В 1952 г. на экраны вышел "Отелло", получивший на Каннском кинофестивале "Золотую пальмовую ветвь". Фильм снимали с 1948 по 1952 год в различных частях света.

      В 1955 году Уэллс женился в третий раз. Его избранницей стала Паоле Мори.  Она родила   ему  дочь Беатрис.

А в 1957 году он вернулся в Голливуд и поставил по детективному роману  Уита Мастерсона  "Знак зла" кинофильм "Печать зла", основательно переработав сам роман, чем вызвал  недовольство продюсеров.  Даже триумфальный успех картины в Европе их не удовлетворил..

Начиная с 1962 года и в течение последующих нескольких лет он смог снять три фильма: 

            в 1962 г. «Процесс»,               
            в 1966 г. «Полуночные колокола» («Фальстаф»), и               
            в 1967 г. «Бессмертная история».
 
Создание этих фильмов он контролировал полностью, от сценария до окончания монтажа.

Уэллс снимался не только во всех своих фильмах, но также в картинах других режиссёров.  Одной из его самых известных ролей был Гарри Лайма в «Третий человек» в 1949 году.

         С 1934 года и до самой смерти он снялся в 83 фильмах. Среди них: 

      в 1941 г. «Гражданин Кейн»  - Чарлз Фостер Кейн;               
      в 1944 г. «Джейн Эйр» - Эдвард Рочестер;               
      в 1946 г. «Завтра будет вечно» - Джон Эндрю Макдональд;               
      в 1948 г. «Макбет» - Макбет;               
      в 1949 г. «Черная магия» - Граф Калиостро;               
      в 1950 г. «Трагедия Отелло» - Отелло;               
      в 1953 г. «Король Лир» - Король Лир;               
      в 1955 г. «Наполеон – Сэр Хадсон Лоуи;               
      в 1956 г. «Моби Дик» - Отец Меппл;               
      в 1960 г. «Аустерлиц» - Роберт Фалтон;               
      в 1965 г. «Полуночные колокола» - Фальстаф;               
      в 1967 г. «Я никогда не забуду это имя» - Джонатан Льют;               
      в 1969 г. «Битва за Рим» - Император Юстиниан;               
      в 1970 г. «Ватерлоо» - Людовик XVIII;               
      в 1977 г. «Однажды в Рождество» - Генри Ф. Поттер и другие.

   За свою активную творческую деятельность он был отмечен разными призами:               
 
   в 1941 г. «Оскар» в номинации лучшего сценария за фильм «Гражданин Кейн».
   в 1952 г. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля за фильм «Отелло».
   в 1964 г. Награда Французского общества кинокритиков за фильм «Процесс».
   в 1975 г. Премия Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе».    

в 2000 году Американский кино-институт поставил его фильм «Гражданин Кейн»  на первое место в списке 100 лучших американских фильмов.

          Ушел из жизни 10 октября 1985 года в Лос-Анджелесе от инфаркта.

                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ   «Битва на Неретве»

1968 г. Журнал « Советский экран » № 2. Иован Ангелус - «Судьба войны, судьба народа»

1968 г. Журнал « Советский экран » № 13. Иован Ангелус - «Интересно сниматься в фильмах друзей»

1968 г. Журнал « Советский экран » № 21. О. Антонов - «Битва на Неретве»

1969 г. Журнал « Советский экран » № 1   А.Гаврилов « На Премьере в Сараево »

1971 г. Журнал «Советский экран» № Семен Черток - «Битва на Неретве»

1974 г. Журнал «Советский экран» №5  «Бата Живоинович» Мировое кино в лицах.

               
                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ « БИТВА НА НЕРЕТВЕ »

        Балдахин (Питер) 21.05.2010 -
«Отличный военный фильм. Хотя смотрел всего один раз, лет 30 назад по ТВ»
   
                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ  « БИТВА НА НЕРЕТВЕ »
          Полнометражный художественный военно-исторический фильм

   Режиссер -  Велько Булайич:               
   Продюсеры:    Энтони Ангер, Генри Т. Вайнштейн, Стив Превин               
   Авторы сценария : Стеван Булайич, Велько Булайич, Ратко Джурович, Уго Пирро.
   Оператор – Томислав Пинтер               
   Художники: Душко Еревич, Владимир Тадей               
   Композиторы: Бернард Херрманн, Владимир Краус-Райтерич               
   Пиротехник – Алексей Яшин (Мосфильм).               
   
                В фильме снимались актеры:
   Юл Бриннер — Владо               
   Сергей Бондарчук — Мартин               
   Харди Крюгер — полковник Кранцер               
   Франко Неро — капитан Микеле Рива               
   Силва Кошчина — Даница               
   Орсон Уэллс — сенатор четников               
   Курт Юргенс — генерал Лоринг               
   Энтони Доусон — генерал Морелли               
   Милена Дравич — Нада               
   Любиша Самарджич — Новак               
   Коле Ангеловски — Жика               
   Столе Аранчелович — Шумадинац               
   Фарук Беголи — лейтенант Хорст               
   Олег Видов — Никола  комисар бригады               
   Павле Вуисич — Йордан               
   Борис Дворник — Стипе               
   Велимир Бата Живойинович — Столе               
   Шарль Мило — Джука               
   Абдуррахман Шала — капитан               
   Васа Пантелич — командир партизанов               
   Говард Росс — сержант Марио               
   Лойзе Розман — Иван               
   Драгомир Фелба — папа               
   Хайрудин Хаджикарич — Владимир Назор               
   Фабиян Шовагович — Бошко               
   Абдуррахман Шала
   Божидар Смилянич,               
   Деметер Битенк,               
   Ранко Гусевац,               
   Заим Музаферия,               
   Слободан Велимирович,               
   Миха Балох,               
   Фарук Беголли,               
   Душан Булаич,               
   Драгомир Фельба,               
   Васа Пантелич,               
   Фабиян Шовагович,               
   Абдуррахман Шала,               
   Милош Кандич, ,               
   Лойзе Розман,               
   Ристо Шишков,               
   Симе Ягаринек- эпизод

   Производство: Igor Film (Италия),  Босна Филм, Jadran Film (Югославия), Eichberg-Film (ФРГ),   при участии киностудий США и Англии – 1969 год.               

   Фильм цветной, звук моно               
   Фильм выпущен на сербском, македонском, хорватском языках.               
   Продолжительность фильма 175 минут.               
   Бюджет фильма составил 12 мил. долларов.
   Премьеры фильма состоялись :               
             7 октября 1969 года в Белграде,               
             9 декабря 1969 года в Риме               
             25 декабря 1969 года в Берлине и               
             28 января 1974 года в Москве черно-белый вариант.               

 Возможно, что эта информация о премьере в Москве не совсем точная. В моем распоряжении есть фото плаката премьеры фильма с надписью 29 ноября. Но думаю, что это не настолько важно, важнее то, что в СССР не нашлось денег на цветную пленку, или в то время, когда отношения между двумя странами были прохладными, посчитали , что и так сойдет.

               
                *  *  * 
 
     То первое пребывание в Югославии имело для Олега Видова большое значение.

    Навсегда он полюбит эту прекрасную, красивую страну, этот прекрасный, талантливый, свободолюбивый народ. У него в Югославии появится много друзей,             с которыми он будет поддерживать дружбу многие годы своей жизни.   
 
    В Югославию он будет возвращаться при каждой возможности, то ли для участия в съемках, то ли для того что бы повидать друзей. А когда на любимую им Югославию будут падать бомбы, он не останется безучастным наблюдателем:   

« Когда американцы бомбили Сербию, я понял, что должен высказаться, — звонил в газеты, делал заявления, но их не печатали. Позвонил в канцелярию Клинтона, оставил сообщение, что я русский актер, работал в Сербии многие годы — сербы во время войны спасли тысячи американцев и были одними из самых серьезных союзников США в борьбе против фашизма.»   

Это была его гражданская и человеческая позиция, и она достойна уважения.

                * * * * *


Рецензии