Джордано Бруно
Для меня эта тема всегда была актуальна... Сейчас я уже не думаю, что Филиппо (имя от рождения) строил свою гипотезу множественности миров на эзотерических и религиозных учениях. Возможно, он знал восточные мистерии, но идея множественности миров была его личным озарением. Так же как идея Любви как Мировой Души, Единого Сознания.
В 2015-м году я провела целое исследование: достала материалы судебного процеса, отзывы современников и книги самого Бруно. Сейчас я бы написала этот очерк в более спокойном тоне... Но стоит ли менять?.. Здесь всё очень искренне. Очень с любовью.
И мне ТАК ПОНЯТНО то, что он хотел донести до людей...
Святой памяти великого Джордано Бруно
«Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем
Проникнут богом — жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем
Единою, всемирною Душою»
(© Иван Бунин "Джордано Бруно", 1906 г.)
Этот очерк был создан весьма старательно моим неподдельным интересом к Дж. Бруно, моим искренним восхищением им.
Любовь — это всё, и она воздействует на всё, и о ней можно говорить всё, ей можно и всё приписывать.
(© Giordano Bruno)
Истина не перестает быть таковой не зависимо от того, верит в нее большинство людей или нет.
(© Giordano Bruno)
Общее впечатление и выводы
Теперь более-менее ясны все его взгляды, включая религию.
Ещё раз могу доказать, что еретиком он не был, поскольку христианство не отвергал, но и христианином не был (прямо как я). Совершенно не настаивал на изменении или дополнении Евангелий, хотя любил просто поболтать о собственных предположениях на эту тему. Однако он сам говорил, что это лишь предположения, на которых он вовсе не настаивает и принимает веру христиан такой, какой она представляется в Евангелиях. Однако у него были куда более интересные, существенные и принципиальные для него темы для "поболтать", и в этом смысле он был совершенно современным для нас человеком. Как его вообще занесло в 16-й век, одному Богу известно.
Я не раз слушала лекции А. Кураева. Не раз слышала из его умнейших политических уст грязнейшую клевету. В частности, Кураев заявляет о Бруно, что тот не был реабилитирован. Естественно, имеется в виду, что Бруно не был реабилитирован церковью. А ЗАЧЕМ ЕМУ ЭТО? По мнению Кураева, этот великий человек должен быть реабилитирован католической церковью, которая в 20-м веке признала за собой же ужасные грехи? Церковью, которую он ненавидел и с которой боролся всю жизнь? Гигант будет реабилитирован карликами, которые справились с ним когда-то, пользуясь силой своей преступной власти. Это смешно. Единорог не нуждается в признании ослов. И Бруно давным-давно реабилитирован самой историей, а на месте костра стоит памятник. Кстати, я читаю книги Бруно. И документы, подтверждающие сведения о его жизни, тоже.
Кураев, надо сказать, "до кучи" путает оккультизм и язычество и обзывает (именно обзывает, другого слова тут не подберёшь) язычеством буддизм и ведическую веру, с которыми был знаком Бруно. Проповедь о Мировой Душе - очень похожа на ведическую проповедь (хотя и не является таковой), а о множестве миров, о пребывании души в нескольких мирах сразу - на буддистскую проповедь (хотя, опять же, не является таковой). Таким образом, Кураев НАЗЫВАЕТ МАСОНСКОЙ ПРОПАГАНДОЙ, ЯЗЫЧЕСТВОМ И ЕРЕСЬЮ ИНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.
А Бруно, будучи мастером вне времени, утверждал то, о чем сейчас строят обоснованные предположения исследователи в области квантовой физики.
Язык Бруно, особенно в книге «Изгнание торжествующего зверя», смущает многих своим сарказмом и запутанностью. Но если разобраться в смысле написанного, становится почти страшно и кружится голова: откуда человек, живший во второй половине 16-го века, в забитой предрассудками Европе, мог знать вещи, которые становятся доступными нашему разуму только в 20-м, а некоторые – вообще только в 21 веке. Бруно начинает «пугать», а вернее – сильно изумлять, ничуть не меньше великого Леонардо да Винчи. Только в несколько иной области знания. Книга «Изгнание торжествующего зверя» производит впечатление письменного "театра абсурда". Недаром Мольер брал некоторые идеи для своих комедий из произведений Бруно. Но именно в этой книге есть, например, вот такие слова, которые я никак не ждала найти у человека из 16 века: "... нисходит вниз Охота и прочие дикие и зверские доблести, что только волею Юпитера считаются героическими, хотя на самом деле пребывают на полях Палачества, Зверства и Живодёрства".
Про охоту как сомнительное "изящное развлечение" аристократии заговорили только в 19-м веке... Кстати, Юпитер в астрологии - это олицетворение Социального эгрегора. То есть всего, что вдохновляет общество быть "именно таким" в определённый период времени. В "Изгнании торжествующего зверя" Бруно намекает на полное преобразование социума тех времён...
Также надо заметить, что если бы у Бруно не было изрядной доли безапелляционности и сарказма, он бы просто сошёл с ума. Известно, что после вынесения смертного приговора он стал шутить и смеяться над бесчисленным количеством зевак, которые сейчас собираются придти поглазеть на казнь "очередного еретика".
В британском фильме-сериале "Доктор Кто?" есть хорошая серия, где женщина-медиум "раскусывает" Доктора как лгуна. Она говорит: "Доктор врёт. Это образ его жизни. Зачем он всё время врёт и смеётся?" А её партнёр, умудрённый опытом многолетней работы на государственной службе, отвечает: "Да, он такой, но знаешь... люди становятся такими, когда приходится многое повидать".
Бруно не лгун, но он насмешник. Реакцией на ужасы и дикости мира, которые ему были совершенно чужды, стала не лживость, а насмешливость, порой доходящая до сарказма.
Однако он действительно кричит истину как она есть, преломляя её насмешкой. При этом нужно очень внимательно читать, его тексты словно зашифрованы. Он мыслил образно, я бы даже сказала, он мыслил исключительно образами.
Но в его искреннем желании прекратить кровопролитие, желании перемен и улучшении жизни простого народа и вообще человечества нет ничего саркастического.
Бесполезно доказывать, что Бруно был не таким учёным, как Галилео Галилей или Коперник. Конечно, он был совершенно другим! Он мыслил шире, говорил не только о науке (кстати он и не претендовал быть физиком или астрономом). Его философия охватывала всю вселенную, каждый предмет, задевала любого человека, она касалась и политики, и общественного устройства. Поэтому она невольно задела и церковь, которая была озабочена не благом общества и не служением людям, а собственной властью. Церковь панически боялась потерять собственную власть, поскольку ко времени появления Джордано Бруно уже сделали своё дело и Лютер, и Кальвин, и Елизавета Английская, уведя из-под власти католической церкви весьма приличную часть населения Европы.
Далее о книгах.
Несколько иное впечатление, нежели "Изгнание торжествующего зверя", произвела книга «О бесконечности, вселенной и мирах». Язык твёрдый, скромный, каждое слово отзывается. В последний раз я была так восхищена, когда читала Бхагавадгиту. Эта книга окончательно убедила меня в том, что Джордано Бруно не просто так теперь называют титаном эпохи Возрождения.
Последний протокол суда над Джордано Бруно, почему не мог отречься и Солнце над площадью
Из последнего протокола церковного суда над Джордано Бруно:
- Брат Джордано, вам дали много дней на раздумья. Суд хочет знать, что вы решили.
- Когда я говорил, что методы церкви отличаются от того, чему учили апостолы, и что церковь использует для власти силу, а не любовь, я был прав. Я не ошибался, когда говорил, что моя философия свободная и неподвластная. Я ошибся, когда сказал, что церковь захочет бороться против невежества и насилия. Я ошибся, когда надеялся, что церковь с помощью того или этого принца сможет создать новые условия для жизни. Я видел, что случилось. Какой ужас! Генрих III, король Франции - кровь! Елизавета Английская - кровь! Рудольф II - кровь! И даже самый мощный монарх, которого я здесь, к сожалению, не вижу, - кровь! Здесь некого просить изменить своё отношение к власти. Какая наивность - ждать моего покаяния. Моё покаяние не исправит церковь. Мы нуждаемся в изменениях! Это необходимость! А вы говорите о покаянии. Покаяние - это признание проигрыша. А проигрываем мы все.
Мой комментарий:
... "самый мощный монарх, которого я здесь, к сожалению, не вижу" - это понтифик. Бруно искренне надеялся, что Папа Римский услышит его слова и согласится осуществить реформу церкви, чтобы прекратить религиозное кровопролитие. Но Папа испугался Бруно и почти не присутствовал при его допросах. На допросах, особенно при пытках, поведение и реакции Бруно слишком сильно напоминали поведение и реакции святых мучеников. Поэтому его скоро прекратили пытать, а Папа стал ещё и бояться убить Бруно и требовал смягчения пунктов о покаянии. Но Бруно не отрёкся от своих убеждений. У него была совершенно другая ситуация, чем у Коперника. Земля в любом случае вращалась вокруг Солнца, Коперник прекрасно знал, что со временем его взгляды будут не просто признаны, а доказаны. Бруно же отстаивал теорию всеобщего мира на Земле и одухотворённости Вселенной. Он учил, что апостолы, основавшие церковь, не стали бы проливать кровь несогласных, они бы нашли способ, как разрешить конфликты через любовь. Он всё время задавал вопрос церковникам: "Кто дал вам право убивать?!" Поэтому он не считал католическую церковь наследницей апостолов. Он искренне надеялся переубедить Папу в его подходе к иноверцам. Но Папа был непробиваем и вообще избегал общаться с Бруно. Бруно чувствовал, что его откровенно боятся. К нему приходили на личную беседу некоторые кардиналы и другие духовные лица, признавались, что не хотят его смерти и считают его великим человеком. Они рассказывали, что многие присутствующие на суде церковники боятся его психической и интеллектуальной силы. И ещё боятся, потому что в его словах чувствуется истина, но эта истина противоречит догматам католической церкви. Некоторые судьи из-за этого даже получили нервные расстройства.
Почему не мог отречься:
Бруно произнёс на последнем заседании суда, что не может отречься от своих убеждений, потому что именно он должен защищать их до конца, "иначе проиграют все". Время Коперника приходило быстро, время Бруно придёт только через века, много веков. И до тех пор никто не защитит его убеждений. Когда зачитывали приговор, он не удержался и сказал: "Вы боитесь читать это больше, чем я - слушать".
Солнце над площадью:
Когда Бруно выводили на Площадь Цветов, было очень облачно, ничто не предвещало хорошей погоды. Но когда его привязали цепями к столбу, внезапно вышло Солнце. На площади не было ни одного близкого Бруно человека, что мог хотя бы взглядом поддержать его. Но Солнце стало светить прямо в лицо Бруно. И отрешённое лицо изменилось, он заплакал. Всю свою сознательную жизнь он утверждал, что мироздание одухотворено, а Солнце - тем более. Солнце улыбалось Бруно, пока языки пламени не поднялись достаточно высоко, чтобы закрыть его. Когда костёр запылал в полную силу, Солнце скрылось, и снова нависла густая облачность.
Далее я публикую текст неизвестного мне автора, который расскажет о жизни и мировоззрении Дж. Бруно с детства и до последних дней. Это дополнительная информация к моей статье. Посчитав её достаточно важной, я помещаю её в своё эссе, подчёркивая, что цитирую неизвестного мне автора. Однако текст выверен мной и отредактирован. А факты проверены документами, относящимися к жизни Дж. Бруно и его собственными книгами, которые я прочла.
О бесконечности
Джордано Бруно принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В конце концов, философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров.
Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле, что в неаполитанском королевстве. О его детстве мало что известно. Первые десять лет прошли довольно безмятежно, насколько это было возможно в условиях жестоких притеснений со стороны испанских властей. Правил неаполитанским королевством герцог Альба, и под его руководством из страны выгребалось все, что имело хоть какую-то ценность. Но хуже всего была инквизиция, всюду преследовавшая свободу совести. Это была реальная власть, подчинившая себе весь уклад жизни. Люди истреблялись по малейшему подозрению. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ предстояло жить Джордано!
В десять лет Бруно покидает Нолу и поселяется в Неаполе у своего дяди, содержавшего там учебный пансион. В 15 лет Джордано поступает в доминиканский монастырь. Молодой человек уже с 12 лет ревностно изучает древнюю и новейшую философию и за время пребывания в монастыре получает обширнейшие сведения по самым разным отраслям знания. Большое впечатление на него оказывают Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин. Также он знакомится с Кабалой. Читает арабских мыслителей. Читает произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского.
Тайно Бруно написал комедию, где сатирически изображались нравы тамошнего общества. Говорят, позднее Мольер заимствовал у него немало сцен для своих комедий. Пишет Бруно и сонеты.
Год за годом выработалось новое мировоззрение. Конечно, так трудно сдержаться, и с уст срываются опасные слова. На него поступает первый донос, что Джордано вынес из своей кельи всех угодников и оставил одно только Распятие. Только молодость спасла Джордано.
В 24 года он получает сан священника. Открываются новые возможности для труда и общения. Он читает труды первых гуманистов, знакомится с книгой Коперника "О вращении небесных тел".
Церковному начальству становится известным "опасное умоуклонение" Бруно, и тому приходится бежать в Германию, сбросив монашеское одеяние. Он едет в Нолу, потом в Савону, Турин... Так начинаются скитания. Тогда же написана книга "Знамения времени", бесследно исчезнувшая.
Бруно прибывает в Тулузу, где ему удается получить вакансию на кафедре философии. Здесь он не стесняется нападать на авторитет Аристотеля, логику и физику которого наряду с астрономической системой Птолемея считали неотделимой частью христианской веры. И даже спустя четверть века после сожжения Бруно парламент Сорбонны постановил, что противоречить Аристотелю - значит идти против церкви. Отрицательное отношение к Аристотелю и всему тогдашнему ученому сословию снискало Джордано враждебную атмосферу, обратило жизнь в постоянную борьбу с ученым цехом. Ему приходится сделать горький вывод, что "истина и справедливость покинули мир с тех пор, как мнения сект и школ сделались средством к существованию" и что "самые жалкие из людей - это те, кто из-за куска хлеба занимаются философией".
Бруно перебирается в Париж, где правит король Генрих III, отличающийся веротерпимостью и расположением к наукам и искусствам. Молва о громадной эрудиции и поразительной памяти Бруно идет впереди него, и он принимается высшими кругами парижского общества. Однако из-за недовольства сторонников Аристотеля ему приходится покинуть Париж. Он отправляется в Англию.
Здесь он появляется в 1583 году с прекрасными рекомендательными письмами короля Франции. Его берут в Оксфордский университет. Маленький темпераментный итальянец говорит такие вещи, от которых краснеют стены богословской аудитории: он толкует о бессмертии души и тела, как последнее разлагается и видоизменяется, как душа, покинув плоть, затем долгим процессом образует вокруг себя новое тело. "Природа души, - говорит Бруно,- одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми оно располагает в каждом случае".
В конце концов, "созвездие педантов" вынуждает итальянского профессора прекратить свои лекции.
Вот что утверждал Джордано Бруно.
1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена.
2. И солнце вращается вокруг своей оси
3. "...земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу".
4. Неподвижные звезды суть также солнца.
5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния.
6. Кометы представляют лишь особый род планет.
7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется.
Изгнание из Оксфорда Бруно ознаменовал книгой, в которой он заклеймил грубость, с какой обошлись с ним, назвав Оксфорд "вдовой здравого знания". В этом сочинении Джордано Бруно изложил самые широкие взгляды на строение Вселенной, и когда ученый Кеплер читал этот труд, то испытывал при этом головокружение; тайный ужас охватывал его при мысли, что он блуждает в пространстве, где нет ни центра, ни начала, ни конца!
Бруно вернулся в Лондон и в течение двух лет написал еще несколько трудов, в частности: "О причине, начале всего и едином", "О бесконечном, вселенной и мирах", "Изгнание торжествующего зверя", "Тайное учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Сиенского осла", "О героическом энтузиазме". Не будем сейчас останавливаться на обсуждении этих книг. Скажем только, что проблемы науки и нравственности показаны в них с необыкновенной глубиной мысли и изяществом литературной обработки.
В его книгах злая усмешка, уничтожающая ирония соединяются с героическим воодушевлением вечными идеалами человечности и твердой уверенностью в окончательной победе истины и справедливости. "Истина есть пища каждой истинно героической души; стремление к истине - единственное занятие, достойное героя".
Джордано Бруно открыто отстаивает свои убеждения. В Венеции он берет в ученики некоего патриция, тайным желанием которого было приобрести от Бруно какие-то особые магические познания. Не получив их, ученик совершает предательство - приводит в дом учителя капитана инквизиции. Бруно арестован и отправлен в тюрьму. От бывшего ученика посыпались доносы - один гнуснее другого.
Многое пришлось говорить в свое оправдание. "Я учу бесконечности вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время, как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом".
Под Духом Святым, объяснил Бруно на допросе, он понимает душу вселенной. От Святого Духа снисходит все живое - жизнь и душа. Она также бессмертна, как неуничтожаемая плоть. Жизнь есть расширение, смерть - сжатие живого существа. Бруно все время настаивает, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда.
Его ответы на вопросы инквизиции напоминают ответы на уроках катехизиса. Однако судьи этим не удовлетворяются. Инквизитор предупреждает, что если обвиняемый станет упорно отказываться от всего, в чем впоследствии он может быть изобличен, то ему нечего будет удивляться, если инквизиция в отношении его прибегнет к законным средствам, которые предоставлены ей применяться ко всем, кто не хочет познать милосердие Божие и христианскую любовь этого святого учреждения, и которые предназначены к тому, чтобы находящихся во тьме обращать к свету, а сбившихся с истинного пути - на стезю вечной жизни.
Судьи стали угрожать, и Бруно идет на уступки. Он обещает отбросить все ошибки и впредь не допускать их; он раскаивается в содеянном и умоляет, снисходя к его слабости, разрешить ему вернуться в лоно церкви и испытать на себе милость Божию.
Страх смерти был так велик, что Бруно даже пал перед судьями на колени и со слезами на глазах умолял судей простить его.
Джордано Бруно был передан на судилище Римской инквизиции, ибо венецианская инквизиция не осмелилась выносить приговор, который наверняка не привел бы к костру.
27 февраля 1593 года 45 лет от роду Джордано Бруно был перевезен в Рим. Ему был придан ранг вождя еретиков, и приговор был предопределен. Причем судьи прекрасно сознавали, что судят они в высшей степени эрудированного человека, выдающийся ум современности.
Бруно намеревался повторить свое отречение и в Риме. Но его свыше шести лет томили в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Но может ли Свет служить тьме, не погибнув? Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине. Он лишь в религиозных чувствах готов был сделать уступки своим судьям.
Сам он писал: " Храбро боролся я, думая, что победа достижима. Но телу было отказано в силе, присущей духу, и злой рок вместе с природою подавляли мои стремления... Я вижу, что победа есть дело судьбы... Силы мои направлены на то, чтобы заслужить признание будущего".
"Есть люди, у которых любовь к божественной воле так велика, что их не могут поколебать никакие угрозы или застращивания. Тот, кто заботится еще о своей плоти, не может чувствовать себя в общении с Богом. Лишь тот, кто мудр и добродетелен, может быть вполне счастлив, ибо он более не чувствует страданий". Бруно отказался от своих прежних отречений.
20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, и там он был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови". Такова была лицемерная формула, означавшая требование сжечь живым.
Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание:
"Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю".
На 12 февраля было назначено исполнение приговора, но оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано Бруно сказал:
"Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай".
17 февраля. День казни. Ни одной мольбы, ни одного стона не вырвалось из груди Джордано Бруно.
9 июня 1889 года в Риме был воздвигнут памятник Джордано Бруно. Католические церкви стыдливо были закрыты в этот день. Сама жизнь свидетельствовала, что Бруно поднял голос за свободу мысли для всех народов, и смерть его явилась образцом мужества и стойкости Великого Духа, принявшего чашу страданий от облагодетельствованного им человечества.
Сжечь - не значит опровергнуть.
(© Giordano Bruno)
Для людей героического духа все обращается во благо, и они умеют использовать плен как плод большой свободы, а поражение свое превратить иной раз в высокую победу!
(© Giordano Bruno)
— Ну вот и славно! И не надо так трагично, дорогой мой. Смотрите на это с присущим вам юмором… С юмором!.. В конце концов, Галилей-то у нас тоже отрекался.
— Поэтому я всегда больше любил Джордано Бруно…
(к/ф "Тот самый Мюнхгаузен" 1979 г.)
11.08.2015
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,—
Как ночью на небе звезда...
(©)
Свидетельство о публикации №215081100246