Размышления о молитве в нашей жизни

   Несколько лет назад в небольшом городском парке мне пришлось услышать разговор двух женщин, который удивил и поэтому запомнился.
 - Я купила молитвослов на русском языке.
 - А что, есть такие?! Я и не предполагала...
 - Я тоже узнала совершенно случайно: разговорилась с женщиной в церкви, она подсказала. Мне он очень понравился. Непривычно, правда, но зато все понятно, просто, доходчиво. Хочешь, я тебе принесу?
 - Да, конечно, интересно почитать... Но вот ты говоришь - понятно... А кому? понятно...
После довольно длительной паузы другая женщина растерянно ответила:
 - Да... Об этом я как-то не думала.
   Я не стала вмешиваться в чужую беседу, но мысленно им ответила: - А о чём тут думать?! Бог услышит нашу молитву на любом языке и даже своими словами.
   Вспомнила я об этом разговоре через годы, перечитывая стихотворение М.Лермонтова "Молитва". В нём поэт художественными средствами выразил глубину молитвенного чувства и отметил силу и значение "созвучий слов живых":
                В минуту жизни трудную,
                Теснится ль в сердце грусть,
                Одну молитву чудную
                Твержу я наизусть.
                Есть сила благодатная
                В созвучье слов живых,
                И дышит непонятная
                Святая прелесть в них...
   И вспомнила самую распространенную молитву "Отче наш", которую многие проговаривают несколько раз в день, особенно не вдумываясь в ее содержание:
"Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя..."
   Один из создателей молитвослова на русском языке под ред. А.Боженова пишет, что при его составлении "осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководствовался стремлением к наиболее точной передаче смысла молитв". Этот молитвослов называется Миссионерским, прошел богословскую и филологическую проверку и предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви. (Информация из Интернет-издания о том, как быть православным сегодня). Но большинство православных христиан пользуется полным молитвословом.
   С этим вопросом неразрывно связаны вопросы о том, что такое молитва? Какова ее роль в нашей повседневной жизни? Митрополит Илларион говорит, что молитва - это диалог с Богом: обращение к нему и ответ. Но всегда ли Бог слышит нас? Что нужно, чтобы быть услышанными? И вот как он отвечает. Между человеком и Богом существует множество барьеров, которые мы воздвигаем своими грехами. А преодолеть их можно искренним раскаянием, добрыми делами, молитвой. Главным содержанием молитвы должна быть не просьба к Богу. Бог не может быть "вспомогательным средством" в наших земных делах. Это настрой своей души на одну волну с Высшими Силами.
   Когда читаешь эти разъяснения, всё кажется таким простым и понятным: добрые дела, честные поступки, искренние молитвы... А в жизни это часто превращается в совершенно тупиковые ситуации.
Если человек неизлечимо болен, ему нужно честно об этом сказать или нет?
Если по отношению к кому-то близкие люди совершили подлое предательство, об этом нужно сказать или нет?
Или вот такой трудный вопрос. В дохристианскую эпоху существовало правило: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего" (Мф.5:43). Но Христос сказал, что отношение должно быть совершенно другим: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас" (Мф. 5:44).
   Прощать, тем более любить врагов своих очень трудно. Еще труднее ответить на вопрос: а надо ли любить врагов Христа, врагов Церкви?
   К кому обращаться с такими вопросами? К священникам? Или к Богу через молитву?
"...И нет мне прибежища, разве к Тебе, Господи"...  Господи, вразуми.
                2015 г.

------------------------------------
   Ответ на последний вопрос - как относиться к врагам Христа и Церкви - я услышала от Патриарха Кирилла: "...всё то, что не соответствует Евангелию, не может оправдываться Церковью. Другое дело, что отношение Церкви, стремящейся исправить такого рода поведение, такой образ жизни, всегда должно быть пастырским. Мы не должны бичевать людей. Мы должны стремиться исцелить недуги так, как исцелял Господь, - с любовью и вниманием..."("Слово пастыря". Выпуск от 22.08.2015). Очевидно, и простые верующие не должны принимать то, что противоречит Евангелию.
                2016г.

И еще вспомнилось утверждение, что Бог не может быть "вспомогательным средством" в наших земных делах. Вспомнилось при чтении книги А. и С.Литвиновых "Печальный демон Голливуда". В ней одна из героинь после трагических событий в своей жизни - смерти ребенка, за которого она неистово и верно молилась, - перешла на сторону черных сил. И почувствовала облегчение: у нее появились большие деньги, красивые мужчины, роскошные развлечения... В общем, вера не бескорыстная, а вера  в расчете на быстрый и успешный результат. "Служение Сатане для человека выгоднее, чем Богу".
Что ж "Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу...Дьяволу служить или Пророку каждый выбирает для себя..." Конечно, люди, выбравшие служение силам зла, самостоятельно не убивают, не калечат, не отбирают пищу, не закрывают в катакомбы и не истязают других. НО ОНИ НА СТОРОНЕ ТЕХ, КТО ЭТО ДЕЛАЕТ.
                23.04.2017

Литература:
"О молитве: что такое молитва? Как правильно молиться", Митрополит Илларион (Алфеев), 25.06.2010
Юрий Левитанский "Каждый выбирает для себя".
 


Рецензии
Спасибо Вам, Нина, за Ваши размышления о молитве.
С уважением,

Галина Кошель   04.05.2016 18:25     Заявить о нарушении
Галина, я рада, что они Вам показались интересными.
С уважением,

Нина Мелодина   04.05.2016 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.