Две параллели

               

Стас не был романтиком. Он ненавидел загадки, и никогда не любовался видом неба. Просто, он был математиком. Точнее, программистом. Очень даже неплохим. Имел хорошую стабильную работу, которая позволила ему собрать часть денег для покупки дома. Сегодня он подъехал с женой посмотреть один из вариантов.

На окраине города, немного в отдалении от других домов на улице, стоял небольшой двухэтажный дом. Выйдя из машины, Стас по привычке сделал замечание жене, что та так сильно хлопает дверью. Пока он проверил – заперты ли двери, жена прошла вперед. Стас шел позади, подгребая ногами опавшие листья. Ранняя осень светила ярким солнцем в глаза, охлаждала землю прохладным ветром и поднимала в воздух волны из вороха листьев. Стас поднял повыше воротник своего пальто и недовольно сморщился.

На стук в дверь вышел пожилой сутулый мужчина в старом пиджаке поверх майки. Он пригласил посетителей войти и предложил им присесть. Пока супруги рассматривали большую гостиную, хозяин пристально рассматривал их. После затяжной паузы, наконец первым заговорил Стас.
- Давно Вы делали ремонт? – спросил он громко и по-деловому.
- Матвей… меня зовут Матвей, можно Иванович, чтобы было удобнее, - сказал внезапно хозяин.
- Извините, меня зовут Стас, а это моя жена Светлана.
- Хотите чаю? У меня правда, только малиновый, с вареньем… Будете пить чай? – поинтересовался Матвей Иванович.
- Нет, спасибо, - ответила Света. – Можно мы дом посмотрим? – и она встала.
- Конечно, конечно, - засуетился хозяин. – Проходите сюда, это кухня… Ремонт мы давно не делали, все как то руки не доходили. Как жена умерла пять лет назад, так и хожу здесь от стенки до стенки. Кажется, что порядком надоел этому немолодому дому, пора ему новых хозяев подыскать.
- А когда, говорите, построен этот дом? Как давно? – как-то критически спросил Стас.
- Построен? – задумался Матвей Иванович. Он пристально смотрел в глаза Стасу, будто там пытался прочесть – когда был построен дом. Стас терпеливо подождал, а затем как-то засуетился на выход. Каким-то подозрительно странным был этот хозяин. Да и дом, похоже, был довольно стар…
- Вы знаете, Матвей Иванович, мы, наверное, поедим… Как-то времени мало совсем, - Стас посмотрел на часы. – Давайте в другой раз, да? Я позвоню Вам…
- В 1995 году он построен, - сказал сухо хозяин, опустив свой взгляд. – Я купил его у одного строителя, который строил дома на продажу. Это был его последний дом, потому что затем он умер… Меньше работать надо бы, думаю я. А то по двенадцать часов работают, света белого не видят, все хотят состояние сколотить, а время не стоит, и здоровье не железное, правда ведь?!
Стас ничего не ответил, а Света многозначительно посмотрела на мужа.
- Ну что, дальше смотреть будете, или домой поедите, а? – спросил неожиданно Матвей Иванович.
Стас как-то задумался, а Света оживленно ответила: «А на втором этаже что?»
Хозяин неторопливо пошел вверх по лестнице. Лестница скрипела под ногами, стены возле нее были оббиты деревом. Казалось, что дом недовольно кряхтел…

На втором этаже Матвей Иванович показал гостям спальню. Комната требовала генеральной уборки, чувствовалось, что в ней давно никто не был. Стас уверенно и резко подошел к окну и открыл его. Свежий ветер заиграл шторой, и хозяин удивленно смотрел на Стаса. Молодой человек не обращал внимание на старика, он осмотрел окна, состояние стен, двери… Света подошла к кровати, присела на нее и немного покачалась, проверяя качество матраца.
- Матвей Иванович, Вы же дом с мебелью продаете, так ведь? Муж говорил, что Вы так договаривались? Мне кровать Ваша нравится, такая прочная!
Пыль поднялась от кровати в воздух, и стала кружиться бурным вихрем. Матвей Иванович стоял напротив зеркала и почему-то удивленно смотрел на свое изображение. Кажется, что он давно уже не смотрел на себя в зеркало.
Зависла в воздухе тишина. Слышно было только, как ветер шуршит листвой на улице и где-то лает пес. Света молча встала с кровати, подошла к мужу и что-то шепнула ему на ухо. Стас закрыл окно, подошел к хозяину дома, стал с ним рядом и тоже посмотрел в зеркало.
- Что Вы там увидели, Матвей Иванович? – иронично спросил успешный программист. – Вы как будто впервые себя увидели в зеркало! – он засмеялся и посмотрел на жену. Света тоже улыбалась.
- Я… - старик стал возвращаться к действительности. – Я раньше видел только ее, мою любимую Нюсю. Она любила покрутиться перед этим зеркалом, когда выходила из дома. Почему-то теперь я ее там не вижу… - он тяжело вздохнул. – А я… Я сильно сдал за эти пять лет. Неужели я такой старый? – он повернулся к молодым гостям. Взгляд хозяина был таким растерянным и вопрошающим, будто он ждал приговор над своей жизнью.
- Ну..., - Света замялась. – Не такой Вы уже и старый. – Просто, очень одинокий, наверное?

Зазвонил мобильный у Стаса. Тот достал трубку, посмотрел – кто звонит, и раздраженно заговорил в телефон:
- Ну что, Витя? Неужели сам не можешь справиться?! Что еще случилось за эти полчаса? – Стас слушал Витю из телефона, и морщины недовольства бороздили его лицо.
Света задумчиво вышла из комнаты, за ней пошел хозяин. Они прошли коридором и вошли в другую спальню. В этой комнате было много книг. Они стояли на полках, на полу стопками, на столе хаотично. Возле окна стояло старое кресло и торшер. Видно было, что Матвей Иванович частенько здесь посиживал. В этой комнате хозяин как-то растерянно заулыбался, будто кто-то заглянул в его душу.
- Простите, здесь неубрано. Эти книги… я иногда коротаю здесь время. Когда-то здесь была детская, затем внуки часто ночевали, а теперь только книги. Я у них частый гость…
Света рассматривала комнату, в уме представляя варианты ее интерьера. Она не обращала внимания на комментарии пожилого мужчины.
- Окна Вы во всем доме заменили, да? Правильно, - не дожидаясь ответа, сказала она. – И откосы сделали… Значит, без мебели продаете дом, Матвей Иванович?
- Продаю… с мебелью… Зачем она мне? – тихо как-то сказал он. Он подошел к окну, посмотрел в даль, в памяти всплыла картинка, которую он часто видел пятнадцать лет назад – как его сын подростком катался на велосипеде там, на пустыре. За ним бегала какая-то девчонка. Которая почему-то кричала, что «он дурак»! Сын только смеялся и продолжал ездить на велосипеде. Он выглядел таким счастливым.

Разговор с Витей для Стаса всегда доставлял  проблемы из-за  его глупых вопросов. Он прошел мимо детской, в которой была жена с хозяином. Тихо прошел в конец коридора и открыл какую-то дверь. За дверью была маленькая комната, набитая старыми вещами. «Наверное, кладовка», - подумал Стас. Он уже хотел было выйти из нее, как услышал какой-то стук в комнате. Будто что-то упало на пол…

Среди пыльных коробок, сломанного велосипеда и остатков стульев, Стас увидел на полке этажерки стоящую фотографию. Из любопытства он решил ее посмотреть. На фото была семья на фоне этого дома. Матвей Иванович выглядел моложе и счастливым, под руку его держала  супруга. Невысокая худощавая женщина в очках. Она напоминала учительницу из советских фильмов. Справа стоял высокий парень с ироничной улыбкой и девочка лет двенадцати. Ничего примечательного не было в этом фото.  Обычная семья, видимо перед новым домом сфотографировались. Но они были такими счастливыми. Просто светились как-то. Только у парня лет шестнадцати была ироничная кривая улыбка. Он будто в чем-то сомневался…

Стас положил фото на место и задумался. Он не помнит случая, когда был в таком возрасте, как парень на фото, чтобы хоть раз фотографировался с родителями. Не помнит ни одного раза! Больше того, он не помнит, чтобы он с ними ходил вместе хоть куда-нибудь. С гости или в кино… Не помнит! А почему? Стасу стало как-то грустно от этой мысли. Будто в этой тесной кладовке он впервые открыл для себя, что не имеет тесной связи со своими родителями. Будто у него что-то украли. Что-то, что так ценно для него, он недополучил. Почему?! Почему…

В груде хаотично стоящих вещей он увидел чью-то прошедшую жизнь. Сломанный велосипед. Рамки от фотографий или картин… Старые игрушки, остатки сломанных стульев. Что сделают с этой грудой? Вывезут на мусор? Игрушки, может быть, подарят кому-то из бедных соседей или родственников? А ведь в этих вещах хранится память. О целой семье, когда-то наполнявшей этот дом. Матвей Иванович почему-то их до сих пор не выбросил…

Стас вспомнил про хозяина  и быстро вышел из кладовки. Навстречу ему шли по коридору Света и Матвей Иванович. Оба о чем-то оживленно общались. Когда они увидели Стаса, то вместе замолчали.
- Стас, что случилось? – первой спросила Света.
Стас ничего не сказал, только недовольно помотал головой. Он прошел в детскую, из которой те только вышли. Света пожала плечами и удивленно посмотрела на хозяина.
- Мне кажется, что дом ему не нравится, - шепнул пожилой человек Свете украдкой.
- Он всегда такой недовольный.., - раздраженно сказала Света. – Мне кажется, что вся его жизнь ему не нравится. Извините, за откровенность…

Молодой мужчина стоял в детской и удивленно смотрел на огромное количество книг. Он будто чувствовал себя в библиотеке. Хотя он редко там бывал, только когда сдавал и получал учебники в школе, но он помнил обилие книг там и особенный редкий запах библиотеки. Стас сел в кресло на минутку, решив посмотреть на комнату с этого ракурса. Уютно, хоть и пыльно… Как-то душевно, что ли. И тут  его взгляд упал на портрет на стене. На стене висел написанный портрет семейной пары в молодости. Матвей Иванович выглядит на нем моложаво, его супруга без очков, как на прежнем фото, с распущенными волосами и очаровательной улыбкой. Стас рассматривал портрет и опять задумался о своей жене… Любит ли он ее так сильно, как этот мужчина на картине, нежно держащий свою жену за руку? Когда он последний раз говорил ей о своей любви?.. Может быть, на свадьбе? Не помнит. А когда что-то дарил? Кажется, на День рождение в прошлом году что-то подарил. А что? Он не помнит.

Его задумчивость прервала Света.
- Стас, тебе не пора на работу? Что ты замер? Идем, а?
Стас посмотрел на нее долго и задумчиво. А любит ли он ее? Ведь она красивая. Умная. Да и жена его…
- Пойдем, - он обнял жену за талию. – Пойдем отсюда. Не будем смотреть дальше…
- Почему? Тебе не понравился дом? По моему, очень даже неплохой!
- Я передумал покупать дом… Все равно, денег моих не хватает, а кредит подождет до лучших времен.
Света в растерянности смотрела на мужа. Она никогда еще не видела его таким. Задумчивым, загадочным и будто даже довольным отчего-то.

На улице Матвей Иванович пожал руку Стасу. На ухо он ему шепнул:
- Береги ее… Жизнь она одна, и только ты можешь сделать ее счастливой или несчастной.
- Вы про Свету? – шепнул в ответ Стас.
- И не только, - усмехнулся пожилой человек.

В машине удивленная Света все же настаивала:
- Почему мы передумал? Что случилось?
Стас взял руку свой жены, поцеловал ее  и тихо сказал:
- Я испугался, что мы с тобой потеряемся в этом доме... Мне кажется, что наша квартира пока нас устраивает. А эти вещи… пусть они еще немного поживут своей жизнью.

Матвей Иванович наливал кипяток в чашку с малиновым вареньем и тихо приговаривал:
- Опять я остался с тобой один… Будем ждать других желающих!


Рецензии
Ой...ой..мурашки бегут....спасибо...интересно...душевно...со смыслом!!!! Все как я люблю)) С теплом, уважением,

Венилина   15.10.2015 12:58     Заявить о нарушении
Спасибочки Вам! Моему мужу как-то не очень пришлось, сказал, что грустно и меланхолично... Наверное, мое настроение передалось:((
С ответным теплом,

Корсакова Елена   15.10.2015 13:03   Заявить о нарушении