Чистые души

Субъективные заметки о творчестве автора под ником Юлия Нет.




Решил продолжить цикл публикаций о творчестве авторов, заслуживающих внимания, но не избалованных  рецензиями, рейтингами, разного рода титулами, большим количеством читателей.

 Привлекли внимание публикации вышеуказанного автора. Автор новый. Опубликовано всего два рассказа - "Непутёвый" и "Мамка". Зато какие два.

Пронзительные рассказы объединены одной общей темой - Одушевлённостью, наличием Души в живом существе. Очень хочется сказать о Человечности. Но главными героями таких разных рассказов Юлии являются в одном случае Человек, а в другом … Собака. Да, именно так, с большой буквы – два разных существа, наделённых большой и чистой Душою.

Рассказ «Непутёвый».
Бывший зэк и неудачник по жизни Витька, дожив до шестидесяти, не обрёл ни жизненной пристани,  ни семьи ,ни профессии, ни  положения, ни друзей.  Родители сгинули, окружающие брезгливо жалеют(хоть и непутёвый, сидевший, а вроде незлой, с душою щенка дворняги). Так, живёт перебиваясь случайными заработками, донашивая никчемную жизнь. Пожалели, дали на шкалик – и ладно.

В один из ненастных постылых дней бесцельно бредёт по обочине дороги, обдумывая, как сегодня  просуществовать , добыть хлеб насущный. Впереди, чуть не по проезжей части, опасно идёт- выписывает не глядя по сторонам, и ничего не видя,  какая-то малолетка в наушниках-«дебильниках». И вдруг на идущих заносит по грязи и мокряди КАМАЗ. Витька успевает вытолкнуть ничего не слышащую недотёпу-меломанку на обочину , но сам погибает под колёсами грузовика. Вот и вся жизнь. Повисает вопрос: и для чего жил?

***

Рассказ «Мамка».
Людку-кукушку, персонаж второго рассказа, сложно назвать героиней.
Нагуляла ребёнка, ушла в лес, родила, и выкинула под кустом – избавилась, сбежав. К счастью, дело было летом. И рядом оказалась бездомная собака, разрешившаяся мёртвыми щенками. Какой-то сторож-ублюдок, прогоняя беременную дворнягу из помещения продсклада, жестоко пнул её по животу.
Несчастная собака-мама, в муках  родив, недоумевая, долго вылизывала мёртвых  щенков, пока голод не погнал её саму в поисках пропитания. Тут и  обнаружила брошенного, но орущего от голода , ещё  живого человечьего детёныша. Обогрела как могла, и целую неделю, сама вымотанная и  исхудавшая,  выкармливала малыша собачьим молоком.
Но людское дитя, которого уже считала своим,  нашли люди, отняли, и забрали в больницу.
Сбив ноги в кровь, неслась за санитарной машиной. Чудом догнала. «Пять дней собака жила у дверей приёмного покоя больницы, куда привезли  младенца». Но «мамку», как шутливо назвал её медперсонал, лишили единственного обретённого дитяти, увезя его в приют.

В финале две мамки встречаются. Несчастная дворняга сидит у того самого куста, где когда-то нашла ребёнка. А переполненная спиртным Людка по дороге на очередную пьянку-танцульку, пристраивается под тот самый куст по малой нужде.
Две матери. Но та из них, что в человечьей оболочке(не человеческой, а именно человечьей) - существо неодушевленное.
 Для Собаки материнство, стремление выходить как своего чужого ребенка – цель существования. Для Людки же  этот ребёнок – как насморк. Выкинуть собственное дитя  так же легко,  как высморкаться или сходить отлить в кусты.
У одной инстинкт нежной матери. У другой – кукушки. Главный герой здесь –  наделённая душою Собака, которая на порядок выше такого человеческого существа.

Человечность, одушевлённость в рассказах автора Юлии  порой заключены в самую неожиданную, порою внешне неказистую оболочку.
Но и для пусть нелепого внешне «непутёвого» Витьки , и для такой очеловеченной Собаки- «Мамки» доминантой существования является самопожертвование во имя спасения другого. Вот и ответ на вопрос по отдавшему свою жизнь бывшему зэку: для чего жил?
Совсем не обязательно душевной красоте сопутствует красота внешняя. Часто бывает совсем наоборот.
 
Коль скоро мои заметки названы субъективными, хотелось бы ещё раз высказаться и о своих собственных  критериях выбора авторов для чтения.
В одной из прошлых заметок попытался по-своему сформулировать, что   такое «литературный слух» автора(тот самый, что сродни музыкальному, те строчки, которые сразу приковывают внимание, и уже не отпускают).
 
 Если говорить  о литературной одарённости, то помимо индивидуального стиля, владения словом, отметил бы умение автора остро чувствовать чужую боль – так же как свою. Плюс отсутствие авторского самолюбования и какой-либо напыщенности.
 Юлии это в полной мере дано. По погружению автора в сюжет это заметно сразу.  Именно умение «глаголом жечь сердца людей» и есть то,  что цепляет за живое, включает не только мозг, но и сердце – то есть, настоящая литература.  То, ради чего, надеюсь, большинство из нас и пришли на этот сайт.


Рецензии
Сергей, спасибо Вам!
Очень пронзительно познакомили с рассказами Юлии.
"Именно умение «глаголом жечь сердца людей» и есть то, что цепляет за живое, включает не только мозг, но и сердце – то есть, настоящая литература".
Близка Ваша позиция. Но я бы так про собаку не написала, сердце бы разорвалось.
Собак очень люблю, и то, что иногда человечество вытворяет, безжалостно их истязая, невыносимо. Хотя борюсь, как могу.

С искренним уважением,

Лана Сиена   15.09.2019 14:22     Заявить о нарушении
Значит, мы родственные души.
Сам боготворю собак. На мой взгляд, нет на земле созданий лучше, чем они.

Да, стараюсь находить интересных, но скромных авторов на Прозе. Нескромные читают преимущественно себя и много выпирают. Либо гоняют прогу, либо лезут в рейтинги. Одни и те же рожи. Как правило, писанина таких пуста.

Спасибо за отклик, Лана.

Сергей Соломонов   15.09.2019 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.