Первые диаконы

Слово «диакон» (впервые)  встречается в Деяниях апостолов. Происходит от древне- греческого слова - слуга, служитель).

Однажды члены общины  пожаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов:
были обделены некоторые из вдов.

Сами апостолы не имели  времени и возможности «печься о столах» (материальное служение) - они были  обязаны прежде всего проповедовать слово Иисуса, и поэтому на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц:

Стефана, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца.

Вот как об этом написано в Деяниях апостолов:

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

ОСВЯЩЕНО АПОСТОЛ?СКОЙ ПРАКТИКОЙ

Диаконы  служили при трапезах. Число это долго держалось на Востоке. Неокесарийский собор 314 г. определяет количество диаконов вообще семью. Но Трулльский собор правилом 16 отменил это постановление Неокесарийского собора и свое постановление подтвердил ссылкой на  текст Златоуста.

Римская церковь также долго держалась седмеричного числа диаконов. Это-то обстоятельство, именно, такое ограниченное число диаконов, при многочисленности пресвитеров, производило сильное впечатление на простой народ и способствовало увеличению значения диаконов в глазах мирян.

Рим в церковном отношении подразделялся на 14 regiones — округов, и диаконы по своим обязанностям ставились как бы в положение надзирателей в этих округах. В III в. при Корнилии римская церковь насчитывала 46 пресвитеров и только 7 Диаконов [и сверх того 7 иподиаконов]. Весьма многие, даже и большие церкви не хотели отступить от этого числа, освященого апостольской практикой.

В православной церкви диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины.

В древней церкви I—VIII веков существовал чин женщин-служителей, называвшихся диакониссами. После посвящения они  несли определенные церковные обязанности, но не принимали участия в совершении таинств. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

Источники:
1. Библия. Деяния 6, 1-7
2. Википедия Диакон
3. В.В.Болотов Лекции
http://khazarzar.skeptik.net/books/bolotov/51.htm
Репродукция Диаконисса Олимпиада (409 г.) Константинопольская (название Стамбула с 1453 до 1930 года). Её высоко ценил Иоанн Златоуст, за преданность,   она пострадала и умерла в заточении. Память совершается 7 августа (25 июля по старому стилю).


Рецензии
Священные степени в настоящий период дали новые подразделения. Явились архидиаконы и вторые диаконы, архипресвитеры и вторые пресвитеры, явились митрополиты, архиепископы, экзархи, патриархи, примасы.

Примас Польши (польск. Prymas Polski) — титул архиепископа Гнезненского, имеющий почётное верховенство относительно других польских архиепископов.
Титул введен в 1417 году решением Констанцского собора.

Валентина Томашевская   27.12.2015 15:16     Заявить о нарушении