Российская сатира как она есть

Стало поразительно скучно слушать радио и смотреть телевизор. Такое впечатление, что по обе стороны экрана и микрофона люди утратили чувство юмора. Творя доброе и злое с такими постными физиономиями, как будто в последний раз. Даже штатные клоуны хохмят без драйва, просто за зарплату.
А я ведь и сам не чужой музам. Не знаю, впрочем, есть ли муза конкретно у сатирической литературы. Конечно, мои творения, вероятно, не столь остры и оригинальны, как у Антоши Чехонте, но все же усмотреть в лике президента блестящие лаком элементы ритуальных африканских масок мне под силу. Странно, как меняются лики. Сначала мы видим просто лицо, ошарашенное открывшимися перспективами. Затем на лице появляются морщины, взгляд становится осмысленным и иногда тревожным. А затем как по волшебству изображение разглаживается, появляется блеск, губы застывают в одном положении и все – перед нами не человек, а божество. А злое или доброе – это уже зависит не от него, а от шамана. Это он трактует движение солнца и тени по лику, на котором нос – не нос, а сакральный перевал.
Но, говоря откровенно, рассматривать лик президента и высмеивать его родинки и бородавки – дело нехитрое. Сядь поудобней перед телевизором, возьми попкорн, и критикуй, критикуй, критикуй. Всегда есть за что. Президент ведь – не двуликий Янус. Поэтому, поворачиваясь лицом к одной проблеме, он неизбежно становится спиной к другой. И вот тут-то его в спину острым словцом и можно пырнуть. Легко!
Более того, не только легко – а и выгодно.
Один художник, который сам про себя сказал, что всю жизнь им никто не интересовался, никому он не мешал и никому, по сути, был не нужен, вдруг да нарисовал несколько картин про власть имущих, изобразив их такими, какими их видит оппозиция – немножко смешными. И тут же стал знаменит настолько, что выехал из страны, разумеется, во Францию. Наверное, появилось, на что уехать.
То, что уехал в Европу – неудивительно. Если вам доведется побывать на швейцарских курортах, то экскурсовод вам неизбежно покажет отели, где Герцен звонил в Колокол, Ленин высекал Искру, и вообще вся российская оппозиция пробуждалась ото сна и шла к завтраку.
В этой истории с художником удивительно то, что изображенные власть имущие почему-то обиделись. Здесь им мое искреннее «фи» - разве можно входить во власть без чувства юмора. Идя во власть, можно отбросить все, все убеждения и предрассудки (если это не одно и то же, конечно). Но без чувства юмора там делать нечего.
Так вот – осмеивать власть легко и почетно.
С оппозицией же – совсем другое дело. Очень сложно. Начнем с того, что она сама по себе довольно забавна. А как смеяться над смешным? Для этого надо иметь талант! Талант в смысле интеллектуальных качеств, а не в смысле античной монеты.
Для этого не зазорно и поучится у великих. Например, у Д. Хармса. Его главное умение – препарировать действительность и в этом находить наслаждение, за которым приходит успокоение. Может быть, я немного забегаю вперед, но ведь смысл всякой литературы, и моей тоже – разбудить мозг, накормить его, поиграть с ним, а затем все-таки снова успокоить и дать заснуть. Иначе мозг, как ребенок, станет неврастеником и во взрослой жизни будет несчастным.
Препарировать, разбирать на части можно все, что угодно – себя, соседа, яблоко, лягушку. Например, выборы в столице. Посмотришь, послушаешь, мозг закипит, сердце сдавит предчувствие беды. Но, если повинуясь урокам мастера, вооружиться скальпелем острого глаза и точного слова, то никакой психоаналитик будет не нужен.
Начнем. Кандидат номер один. Полоснем скальпелем по пиджаку, а под ним – вечная мерзлота. Сразу ясно – северянин, привык к преодолению трудностей. И руку не каждому пожмет. О такого не только скальпель, отбойный молоток сломается. В общем, как говаривал Маяковский: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче не было б в мире гвоздей!».
Номер два. Под курткой бронежелет. Тоже – образец закаленного политика. Берем автоген, режем броню. А под ней – практически пусто, только кассовый аппарат в опилках и незаконченный роман «Как я не воровал казенный лес».
У остальных номеров под рубашками и кожей обычные человеческие органы, а в карманах (заглянем и туда) письма к потомкам в разных количествах. Иными словами эти манифесты не назвать.
С выборами закончим, посмотрим на других оппозиционеров.
Следующий номер – женский. Скальпель отложим, чтобы не попортить то, что уже было выставлено на обозрение в метановых недрах Интернета. В отличие от других оппозиционеров эта дама полагает, что стрельба глазами не менее разрушительна, чем боевыми снарядами, женское кокетство – то же самое, что дипломатическая переписка, а обнаженное тело – то же самое, что обнаженная правда. Журналисты обожают таких оппозиционеров, но вы же знаете, какая профессия древнейшая, и какая последовала за ней.
Следующий образец оппозиционного политика славен и удобен тем, что не уходит далеко – все время  крутится возле Триумфальной площади, последователен в своих высказываниях, то есть не заставляет официальную власть думать над очередными доводами в полемике, да и сама полемика в этом случае не нужна. Кроме того, он сам умеет планировать не только время, место, но и сроки активной фазы борьбы за власть, то есть сроки задержания. В общем, очень удобный оппозиционер.
Есть еще товарищ Кучерявый. Может быть, их даже два. Или три. Все они живут одной большой семьей, в которой не хватает женщин. Иногда кажется, что именно их они и ищут, причем за рубежами нашей Родины. Оно и понятно, нашу женщину, которая «коня на скаку» и так далее – деревянным конем не проймешь. Партия, которая начинается с Е2 на Е4 (как в известной песне Высоцкого), как и всякая другая партия нашей женщине не интересна. Этим оппозиционерам остается только одно – поджигать избу, чем они, наверное, и занимаются. К счастью, безуспешно.
Самая мощная, крупная и цельная оппозиционная фигура – Хранитель Грампластинок с речами товарищей Маркса, Ленина, Сталина.
Фиделя Кастро и других еще здравствующих латиноамериканских товарищей он не коллекционирует. Наверное, ревнует, или авторские права не выкуплены. Но вряд ли его можно назвать оппозиционером. Скорее, это отражение нынешней власти в зеркале истории. А народ – ломается, как красавица. То нос к зеркалу приставит, то язык высунет. А то и попой повернется, изогнувшись неграциозно, чтобы что-то там увидеть.
Так вот, дорогой читатель. Может ли быть в такой стране, у такой, с позволения сказать, женщины, настоящая оппозиция? Нет. У нее либо муж постылый, либо любовник. Либо изба горит.
Больше добавить нечего.


Рецензии
А насчет фразы "Маяковского" «Гвозди бы делать из этих людей, крепче не было б в мире гвоздей!» - это такой тонкий стёб?

Виктор Витязев   11.02.2016 03:19     Заявить о нарушении
Конечно. Именно так.

Сергей Чефранов   11.02.2016 19:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.