Основные принципы самообразования

М. Быстров.

Основные принципы самообразования
Часть первая

Современное российское образование ориентировано на искусственный отбор в направлении материальной обеспеченности и личных знакомств. Понятно, что это, может быть, и продиктовано некоторыми особенностями сложившейся экономической и политической ситуации, но оставляет за сферой отбора большое  количество способных подростков, оказавшихся там случайно. Чтобы хоть немного выправить эту ситуацию, необходимо более активно заниматься само- образованием и воспитанием, а для этого надо знать некоторые направляющие факторы.

Главный фактор любой деятельности – привычка. Она настолько важна, что мудрецы сравнивают её со счастьем («привычка свыше нам дана – замена счастию она»; «хочешь быть счастливым – создай себе привычку»; «человек умнеет не в счастье и отдыхе, а в трудах и заботах»). Более того, привычка, как длительное повторение действий с их осмыслением и отложением в различных отделах памяти, заложена в основе всей живой природы. А если короче и понятнее, то привычка – это те наши действия, от которых мы не чувствуем усталости, а наоборот отдыхаем, даже если работаем долго. Это означает, что привычка закрепилась в нашем подсознании, и при её повторении мы получаем положительные эмоции, которые, собственно, и являются отдыхом.
Однако привычка не появится сама по себе, и вначале придётся потрудиться «через силу», заставить себя заниматься тем, что вы считаете полезным в настоящей и будущей жизни. Обычно основные привычки мы приобретаем в семье, и там они приходят  незаметно и постепенно, потому что нас к ним приучают родители. И даже то, что мы слушаемся родителей, это тоже привычка, воспитанная с детства.

Однако у наших родителей не всегда хватает времени и умения, чтобы научить нас всему хорошему, и многому приходится учиться самостоятельно. В этом случае главным учителем будет сама жизнь, обычно состоящая из наших контактов с другими людьми. И уже от нас будет зависеть, что полезного мы приобретём из этих контактов.

И здесь мы должны вспомнить, что привычки могут быть как хорошими (полезными), так и плохими (вредными). Чаще всего уже родители подсказывают, что - хорошее, а что - плохое. Но за каждым вашим шагом родители не уследят, и тогда человек сам определяет для себя эти понятия. Причём часто эти понятия настолько тесно переплетены, что их трудно различить, но, тем ни менее, самые основные из них остаются неизменными в течение тысячелетий и хорошо узнаваемы. Попробуем их вспомнить.

Наверное, самая главная из них – привычка к преодолению трудностей, так как жизнь никогда не бывает лёгкой. Многие, наверное, не согласятся с моим последним утверждением. Ведь, мы видим немало примеров, когда ребёнок уже с малых лет всем обеспечен, и можно на много лет вперёд предсказать его счастливую судьбу. Но не спешите ему завидовать или радоваться за него. У каждого в жизни свои трудности. Счастливой его судьба будет только в том случае, если он тоже научится преодолевать особо сложные жизненные ситуации. И если родители мудрые, они научают его, просто мы не всегда это замечаем.
Привычка к преодолению трудностей может легко ослабнуть, если не достаточно хорошо закреплена, потому что трудности – это трудно, а нам так часто хочется побаловать себя, расслабиться, понежиться в постели, или просто не заметить эту трудность, сделать вид, что тебе это преодоление вовсе не нужно. Понятно, что речь не идёт о постоянном насилии над собой, превращении себя в абсолютного трудоголика, не замечающего радостей жизни. Просто надо помнить народные мудрости («делу время – потехе час»; «трудней работа – легче отдых»), напоминающие нам о том, что по продолжительности труд занимает больше времени, чем отдых. Например, по часовой продолжительности, вместе со сном, на отдых приходится 25% - 50% (всего в году 8760 часов). Отдыхающие 25% - 30% - это трудоголики, которые всё своё счастье видят в работе; а отдыхающие 50% и больше – это уже люди, живущие за счёт чужого труда.
Правда, здесь надо уточнить, что люди по-разному понимают труд и отдых. Для одних отдых – это лежание на пляже или на диване перед телевизором; а для других отдых – это просто переключение с одной деятельности на другую (а учёные давно заметили, что такой отдых более полезен для организма). В нашем же случае в процент отдыха не входят такие формы деятельности как, например, уборка квартиры, приготовление пищи, чтение книжки ребёнку или обычная с ребёнком беседа, почти всегда расценивающаяся как воспитательный труд.

Следующая по важности привычка – умение общаться с разными людьми. Понятно, что есть люди, общаться с которыми вам совсем не хочется. Но в жизни часто случаются ситуации (например, обязанность совместного исполнения работы) когда приходится преодолевать неприязнь к человеку и общаться с ним по необходимости. Поэтому надо учиться преодолевать неприязнь и находить наиболее приемлемую форму общения. И учиться этому надо с детства, чтобы выработать привычку. Хотя надо понимать, что в некоторых «плохих» ситуациях, общение лучше исключить и удалиться.
Привычка общения с людьми, закрепившись в подсознании, даёт нам опыт практической психологии, который намного важнее психологии теоретической. Например, когда вы в беседе с человеком решаете какую-то проблему, то неосознанно стараетесь смотреть ему в глаза. Это позволяет сразу определить, правду говорит человек, или лжёт. Причем, если вы будете анализировать взгляд собеседника с помощью своего сознания, то никаких изменений не обнаружите, а вот подсознание сразу обнаружит изменения. Но это, конечно, при достаточном опыте общения с людьми.
Привычка общения ещё важна и потому, что интуитивное (подсознательное) понимание человеческой психологии, позволяет не попасть под влияние психологического гипноза, которым часто пользуются современные мошенники.

Следующая полезная привычка – умение правильно тратить деньги. Для многих детей, которых родители часто водят в магазины, процесс этот превращается в привычку, и уже сама покупка (любая) вызывает положительные эмоции. При возникновении трудной жизненной ситуации, чтобы погасить отрицательные эмоции, вам потребуются эмоции положительные, и если нет других хороших привычек, вы пойдёте в магазин и что-нибудь купите. При чём, через некоторое время, при осмыслении этого действия, если покупка оказалась ненужной, ваши отрицательные эмоции ещё более усилятся, и это буде требовать от вас новой покупки.
Чтобы этого не происходило, надо стараться сознательно контролировать покупку любой вещи, а заодно развивать в себе другие полезные привычки, чтобы при необходимости переключаться на них.
Современная торгово- покупательская система использует самые современные (в том числе психологические) рекламные трюки, и чтобы правильно тратить деньги, надо иметь достаточный опыт сознательного и подсознательного анализа этих трюков.

Довольно полезна привычка – длительно работать по избранной специальности, а для школьников – усидчивость за столом и преодоление факторов утомления. И здесь опять ничего нового мы не придумаем. Чем дольше вы будете этим заниматься (естественно с соблюдением техники безопасности) тем быстрее и надёжнее разовьётся привычка, и действия, ещё недавно бывшие в тягость, начнут приносить вам удовольствие.

Немного остановимся на выборе специальности. Надо сказать что нет специальностей хороших или плохих, трудных или лёгких, выгодных или невыгодных. В каждой специальности есть что-то хорошее, а что-то плохое. И если вам пришлось делать то, что не нравится, попробуйте найти хоть что-нибудь хорошее и уцепиться за него. А там, глядишь и привыкнете к тому, что не нравится.
Само понятие любимой или не любимой специальности зависит, в основном, от наличия положительных эмоций, с ней связанных. Допустим, кто-то из ваших родителей (или других любимых родственников, знакомых) работал юристом (строителем, водителем троллейбуса, бухгалтером) и вы достаточно чсто бывали у него на работе. В вашем подсознании останется память, связанная со счастливым детством (специфические запахи, разговоры, шуршание бумаги, шум мотора). Если у вас нет привычки к другим специальностям, то с наибольшей вероятностью вы выберете именно эту.  А иногда у человека есть влечение к нескольким специальностям, и тогда, работая по одной- двум, из других вы выберете что-то для хобби, увлечённости в нерабочее время.

Наличие в специальности положительных эмоций очень важно. Без них вы  больших успехов. Поэтому, если их нет изначально, надо нарабатывать привычку и ПЭ появятся.
А чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо в младших классах иметь первичное понимание сразу о нескольких (7 – 15 профессий) и постепенно уменьшать их количество (при более углублённом ознакомлении) до двух- пяти к выпускному классу.

Точно так же от наличия ПЭ (положит. эмоций) зависит успех в учёбе, любимый или нелюбимый предмет. Наследственная (подсознательная) предрасположенность обычно менее важна, а генетическая вообще бывает очень редка, и на неё никто не ориентируется. А ориентируются именно на личное влечение под влиянием ПЭ, появляющихся как случайно, так и в процессе целенаправленного воспитания.
Эти положительные эмоции можно наработать и с помощью самовоспитания. Например, вы плохо разбираетесь в математике (физике, химии, иностранном языке…), а выбранная вами будущая специальность требует особых способностей по этому предмету. Не печальтесь. Надо просто занятия по этому предмету сопроводить чем-то очень приятным, но не очень отвлекающим внимание (любимая музыка, запись беседы с любимой подругой или другом, фоновая запись любимого фильма, любимые запахи – например, можно попросить маму постряпать пирожки, и многое другое). И вы и не заметите, как через некоторое время начнёте прекрасно понимать не любимый ранее предмет. Правда иногда, когда программа сильно запущена, надо кого-то попросить о разъяснении, или же самому (самой) чуть подольше покорпеть над повторением прошлых занятий – и понимание придёт само.
  bypaloto@mail.ru


Рецензии