Звёздная Анна

                ЗВЁЗДНАЯ АННА
                (об Анне Нетребко)

             Когда я заглянул в интернет, чтобы узнать, что пишут о певице Анне Нетребко, выяснилось, что вниманием критиков, поклонников и неприятелей Анна не обделена. Изредка попадаются весьма качественные статьи, где авторы-профессионалы досконально и со знанием дела разбирают концертные выступления, оперные арии и все певческие работы популярной звезды сцены, отмечая достижения, слегка критикуя некоторые промахи. Причём, как правило, похвал раздаётся больше, чем критики по существу. Но сколько же ненависти, злобы, зависти, негодования изливается в её адрес от разного рода недоброжелателей и злопыхателей! Отзывы подобно рода, конечно же, в основном исходят от женщин, что нисколько не удивительно. Поистине, женская ненависть мечет громы и молнии, деревья расщепляя (см. фильмы про Анжелику и Хюрем). Не прощают чудесного голоса, красоты, не прощают популярности, мастерства, множества поклонников и просто удачи. Наивно стараются принизить достоинства: «Голос небольшой и неяркий. Владеет им слабо», «Держаться на сцене не умеет», «Одевается безвкусно» и т.д. «Чепуха!» - говорю я. Голос прекрасный – глубокий, сильный, богатый оттенками. Тембр – чудесный. Манера – умелая. Певица управляет своим голосом виртуозно во всех партиях от Марфы в «Царской невесте»  Римского-Корсакова до Елены в «Сицилийской вечерни» Д. Верди. Только самые предвзятые ненавистники, либо совершенно некомпетентные слушатели, которым, как говорится, медведь на ухо наступил, да ещё и потоптался, не в состоянии оценить такое чудо! Даже те, кто по невежеству отвергал оперную музыку и классику вообще, услышав удивительное проникновенное исполнение Нетребко, начинают прислушиваться, и надо же: приобщаются к шедеврам прошлого. Да и как не тронет нежное «O mio babino caro» из оперы Д. Пуччини «Джанни Скики» или «Casta Diva» из Нормы В.Беллини! Последняя ария, кстати, настоящий тест для сопрано и, если уж Анна получила специальную премию именно за исполнение этого шедевра, мы все вправе ей гордиться.
                В одном из интервью певица скромно заметила, что её голос не совсем подходит для ролей в традиционных русских операх. Не могу с этим согласиться, так как в «Иоланте» П.И. Чайковского она поёт очень вдохновенно. И Татьяна в «Евгении Онегине» у неё получилась не хуже. К сожалению, попасть на концерт нашей звезды очень и очень непросто, хотя бы из-за дороговизны. Мне удалось всего один раз услышать певицу не в записи – на концерте в Московской консерватории несколько лет назад. Исполнялись русские песни и романсы. Место моё было в середине зала, откуда сцену совершенно не видно, но слышно прекрасно. Концерт прошёл, как всегда, с успехом, но досадно, что не пришлось близко понаблюдать за исполнительницей. Кстати, критиковали злопыхатели и её манеру: эти скачки по сцене, разбрасывание туфлей, танцы и проч. Ну, такой уж у неё темперамент. Южанка! Море страсти и огня. А без страсти (не в богословском понимании) не создашь ничего, достойного внимания. Понравившийся мне критик очень хвалил Анну за классические роли и порицал за опереточные, в частности за Сильву. Помилуйте, да она поёт её именно так, как, наверное, задумал Кальман. И двигается Анна замечательно: легко, грациозно. У неё отличная пластика, недаром в юности занималась акробатикой. Ей в этом пытались подражать некоторые даже более молодые певицы, но, что-то не очень получается. Нет этой прирождённой грации.
                Кстати, задавался ли кто-нибудь вопросом, почему именно южане дают много хороших качественных голосов? Итальянцы, испанцы. У нас кавказцы (в особенности грузины, армяне, абхазцы), малороссы. Если посмотреть список певцов Большого театра, причём во все времена, начиная с его основания, то выяснится, что у половины малороссийские фамилии. Почему? Не в климате ли дело? В холодной России гораздо труднее выпестовать голос, в особенности высокий. Мороз и холод, несущие простуды, враги связок. Знаю по опыту, ибо священника тоже кормит голос. И, хотя священнослужителю не предъявляют уж очень строгих претензий по певческо-декламационной части, нам приходится труднее, чем профессиональным певцам, во-первых, потому, что часть служб совершается утром, когда голос «спит». Ведь из-за этого концерты и театральные постановки никогда не идут по утрам. Во-вторых, петь и читать приходится в любую погоду (в сырость, мороз) и иногда на улице.  Вот почему священник знает, как тяжело быть всегда в певческой «форме». Поэтому удивительно, что, несмотря на неблагоприятные климатические условия, русская вокальная школа постоянно рождает таланты, одним из которых и является Анна Нетребко. Она одна из первых русских певиц нового времени, получившая международное признание, мировую популярность и славу. Конечно, в её возвышении есть доля везения и удачи. Не всем талантам так везёт. Я знаю замечательную певицу с хорошим меццо-сопрано, пропевшую два сезона в Ла-Скала, куда она была принята без всякой протекции, но из-за семейных обстоятельств вынужденную вернуться на родину. В России она оказалась никому не нужна. Знаю отличного баса-москвича, которого ни в один театр не взяли – мест нет. Наверное, подобные истории не редкость, так, что Анне повезло. Вот это везение, главным образом и вызывает зависть. Отсюда сплетни. У нас в этом поднаторели, по-обезьяньи подражая американцам, где все, даже самые интимные и мелкие подробности частной жизни «звёзд» смакуются и обсасываются на все лады. Многие люди, добившиеся в жизни успеха, не могут одолеть соблазнов тщеславия и славолюбия и начинают «звездить», то есть вести себя вызывающе, как каста избранных, которой всё позволено. Наша богема старается, по мере сил, не отставать от Голливуда. Спросите любого священника: «В чём больше всего люди согрешают?» Он ответит: «В области интимных отношений». Если таково положение вещей в отношении рядовых граждан, то у «звёзд» всё ещё усугубляется: смена «партнёров», супружеские измены в порядке вещей. Что-либо скрыть от общества людям публичным почти невозможно, ибо тысячи глаз внимательно следят за каждым их шагом: кто-то с завистью и злорадством, кто-то с сочувствием и восхищением. В результате редко кто из «звёзд» может похвалиться счастливым браком и крепкой семьёй. И тут Нетребко не исключение. Хотелось бы надеяться, что новый брак с азербайджанским тенором принесёт ей счастье, но, как бы ни сложилась её личная жизнь, надеюсь, мы её ещё не раз услышим и насладимся голосом, которым наделил её Господь, благодаря которому Анна Нетребко продолжает традиции великих Марии Каллас, Джоан Сазерленд и Монсератт Кабалье.
                Февраль 2016


Рецензии