Что такое дзадзен?

Дзадзен это форма которую принимают последователи Дзен садясь на подушки. Дзадзен называют сидячей медитацией когда пытаются определить что это. Дзадзен это "просто сидение" (сикантадза) для тех кто сидит в дзадзен. Для многих, формально знакомых с этой "техникой", это просто трата времени сидя лицом к стене, ничего не делая.
Дзадзен настолько прост что понять его очень непросто.
Что же это?
Это форма выражения нашего существования, удобная и собранная форма тела и сознания.
Это момент в котором внимание наблюдает существование самое себя.
Это "практика" "я-есмь", удобная и свободная от помех и направление внимание на чистое осознавание. Дзадзен не является практикой ничего кроме осознавания самого сидения, поэтому его называют "бесполезным". В нём нет пользы как мы её понимаем для дальнейшей жизни и будущего. Он бесценен но стоит только сесть с мыслью о достижении и делания важного дела и дзадзен упущен.
Дзадзен это самоосознавание и поэтому его называют "практикой без практики" так как себя самого невозможно практиковать.
Рамана Махарши сказал: "Не медитируйте-просто будьте."
Это и есть дзадзен.
С.Судзуки проводил параллель между дзадзен и походом в уборную, указывая на то, что как и в случае с уборной где мы оставляем всё переваренное раньше чтобы не отравлять организм, так и дзадзен это разгрузка ума от всего набросанного нами за день.
Практика самоосознания в Дзен не упирается в сидение у стены, поэтому неверно думать что это и есть суть дзенского подхода.
Суть дзен в постоянном внимании к себе и тому,что происходит. В осознавании ощущения собственного присутствия как центра всего происходящего.
У многих возникает вопрос: а зачем тогда сидеть если можно делать то что необходимо и просто практиковать это в повседневной жизни?
Ответ на это может потребовать не один десяток страниц но основное вкратце можно выразить так:
Кто вам сказал что дзадзен это не повседневная жизнь?
Где граница между повседневной необходимостью и "духовными практиками"? Следование старым привычкам и образу жизни можно ли назвать свободой в противовес "нудному сидению у стены"?
Уделяя время "проблемам" разве уделять время себе это преступление?
Дзадзен это спусковой крючок выстреливающий заряд осознанности, положение в котором человек ощущает себя очень отчётливо, момент тотального внимания к себе неразбавленного эмоциями и человеческими отношениями. Это начало реки, ручеек безмолвия который перерастёт в необъятный поток тишины. Так случилось что такая форма сидения одна из наиболее удобных, и в положении с прямой спиной нашему сознанию легче перестать прыгать с объекта на объект, и начать сознавать собственное присутствие.
Это тот момент, когда всё возвращается к истоку.
К безмолвию в самом центре нашего существа. Как олимпийский огонь, такое самовспоминание мы несём дальше, деавтоматизируя жизнь, проживая её как свидетель позволяя случаться тому, что случается без наших комментариев.
Это самое начало возвращения к себе. Дзадзен это практически все продвинутые практики даосизма дзогчена, индуизма, буддизма и многих других учений. "Безобъектная медитация."
Суть выражения незнания и нахождения в состоянии до состояний.
Бытийность.
Приятие.
Позволение Богу войти сюда.
Вера Сущему, Творцу, доверие происходящему.
Дзадзен это не поза для достижения.
Являясь упражнением "по возвращению", для начинающих, в дальнейшем дзадзен становится просто выражением любви и "недеяния".
Дзадзен случается так же как и всё остальное. Нет границы между повседневностью и дзадзеном. Нет ни начала ни конца дзадзен и это даёт нам представление о процессах нашего существования.
Шёл. Сел. Посидел. Встал.
Пошёл завтракать.
Поехал на работу.
Ничего не упущено.
Всё идёт своим чередом...
У всех кипят чувства а у меня кипит чай...
И этим всё сказано...
Спасибо.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.