Позор России на Евровидении 2016

Я голосовал в Интернете во время Евровидения за Украину. И не только потому, что за «свою» страну правила голосовать не разрешают. Мне представился редкий случай проголосовать одновременно и против той «своей страны», которую я знаю, и против китча.

Я выразил своё отношение к политике, ставящей развлечение выше образования, поскольку кто как не я знает о том, что происходит в образовании, культуре и обществе. Мне остопротивели эти чемпионаты мира, на которых зрители после каждой заброшенной шайбы готовы вопить: «Лёву на мыло, судью на барабан! Лёву на мыло, судью на барабан!» (Лёва – это был один незадачливый вратарь в наших с братом ролевых играх в детстве). Как и новые бессодержательные песни.

А Евровидение – это вовсе не чемпионат Европы по песням, как его преподносят обывателю, это всего лишь конкурс китча. Оно не стоит того, что раздувают вокруг него за умеренные суммы карманных денег продажные журналисты, для которых свобода слова – «или врать, или молчать».

Третье место Сергея Лазарева можно считать «провалом только потому, что растиражированные ожидания его победы не сбылись. Но объективны ли были эти ожидания?

Российский певец Юрий Лоза считает, что Сергей Лазарев, выступая на «Евровидении», позорит страну. Такое мнение он выразил в интервью «Национальной службе новостей». «Я не хочу, чтобы он занимал первое место. Я не хочу, чтобы он выигрывал! Шведы написали ему песню, им заплатили кучу российских денег, и я должен за это болеть? Что русского в этом мальчишке, кроме штампа в паспорте и фамилии? Ему французы поставили номер. Сами мы ничего не умеем. (...) Что несет Лазарев, какое унижение он несёт нашей стране?! Его появление на сцене - это уже позор, что у нас нет автора, который мог бы песню написать».

Достаточно поставить в сравнение китчу Лазарева песню Юрия Лозы «Мой плот», чтобы осознать правомерность такой оценки, то есть третье место можно считать не провалом, а незаслуженным достижением.

Против этого позора «своей страны» голосовать стоило.

На фоне этого можно порадоваться за победу представительницы Украины и крымско-татарского народа Джамалы, так как не каждый раз так высоко оценивается песня на серьёзный сюжет – о депортации крымских татар. Песенный вариант «Вуковара», если хотите, своеобразная перекличка двух времён, а вовсе не китч.

Я вспоминаю про единственную в своём роде контрольную работу, написанную мной ещё во времена работы в HomeWork, заданием был сценический анализ песни по схеме: тема, идея, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, режиссёрский приём, жанр. Но культуру (и антикультуру) нельзя оценивать по шкале. И без этой схемы можно понять, что даже в красивой форме может быть подан китч. Например, песня «В магазине игрушек», где рефрен содержит словосочетание «покупается счастье», а в основном сюжете присутствует мотив безответной влюблённости безденежного автора к работнице магазина (доходящий до известного ещё по древнегреческой поэзии периода упадка желания быть одной из игрушек в магазине), но мечты эти безнадёжны, ведь в финале можно понять, что там есть некий богатый покровитель.

А с HomeWork, компанией-посредником, поощряющей тот же китч в образовании, у меня свои счёты. Да, я сражался за справедливость, но я ещё не отомстил. Вспоминаю, как я видел на проспекте Ветеранов в декабре 2014 года украинские карикатуры антироссийского содержания (и нарисованные российским автором). И хотел их перерисовать против HomeWork (использующего цвета российского триколора. что для меня удобно: не надо перекрашивать - просто замени надпись РОССИЯ на название HOMEWORK). Только для противопоставления я не буду использовать украинские цвета. Предпочитаю зелёный цвет своего штандарта Золотой Рыси.

Кстати, когда я работал над этим рассказом, стало известно, что Украина готова передать своё право проводить Евровидение в 2017 году, объясняя это тем, что «бюджет не резиновый». В этом отношении Украина немного трезвее России, продолжающей тратить мегаденьги на чемпионаты мира, конкурсы китча и прочие развлекательные мероприятия, а не на промышленность и образование.


Рецензии