Феноменология Украины 1. Украинская земля

    Земли, где сейчас живут украинцы, широко простираются по всему пространству «русского мира»: от Калининградской области до Чукотки, от Краснодара до Ямало-ненецкого автономного округа. Какие из них «исконно украинские» а какие не очень – определить нелегко. Да и задача это – бессмысленная! Принадлежность земли конкретному государству всегда определялась военной и политической силой, а вовсе не этнографией. Судьба разметала украинские общины по всему миру. Они есть сегодня не только в Сибири, в Амурской области, в Хабаровском крае, в Поволжье и на Кубани, но и в Австралии, в Бразилии, в Аргентине, в Канаде и США. И, хотя эти рассыпанные семена уже не собрать, всё же имеет смысл выяснить, откуда они впервые произросли на свет. Для понимания «национальной идеи», которую сегодня пытаются выпестовать в независимой Украине, полезно и любопытно разобраться в этимологии знакомых нам с детства понятий «Русь», «Малая Русь», «Червонная Русь», «Белая Русь», «Украина». Ведь их содержание на протяжении десяти минувших веков существенно изменялось.

Известно, что слово «Русь» пришло к нашим восточным славянам от «заморских» варягов. В древнейшей русской летописи «Повести временных лет» об этом написано так: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. В лето 6370 (862 по х.к.) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и стали воевать сами с собой. И сказали себе:
-Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву,
И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свеи, а иные норманны. Другие готы. Так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
-Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, Приходите княжить и владеть нами.
 И собрались трое братье со своими родами и взяли с собою всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - в на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» (пер. Д.С. Лихачёва).
Вопрос о том, была ли Русь скандинавским племенем или нашим «родным» славянским - не является принципиальным. Существует даже предположение, что это вовсе не племя, а наименование рода деятельности (варягов-гребцов). Не является уничижительным и пассаж «приходите княжить и владеть нами». Известно, что «за морем», где жили викинги, ещё не было ни государств, ни христианской религии. И речь шла не о приглашении каких-то более просвещенных, чем наши словены, менеджеров,  а просто о найме военной дружины. А викинги, как известно, были искусными воинами. Эта практика была характерна для всей средневековой Европы (да и не только Европы!) Именно на военное сословие возлагалась обязанность защиты мирного населения от внутренних и внешних разбойников на этапе построения государства. Поэтому горячее негодование некоторых учёных, которые стояли и до сих пор упрямо стоят на «позиции» славянского происхождения термина и племени «Русь», оставим им для душевной отрады.
В византийских хрониках слово «Русь» появляется в X веке, но его географическая «привязка» остаётся для нас непонятной. Зато этническая «привязка» выражена определённо. Имена большинства послов «Русского рода», перечисленные в договоре с Византией (912 года), - скандинавские. Да и наименование днепровских порогов у Константина Багрянородного в его сочинении «Об управлении империей», приведенные на двух языках («росском» и славянском), не вызывают сомнений: «росские» наименования имеют скандинавскую этимологию!
Сами славяне в X-XII веках называли Русью земли Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. Варяжская «группа» Русь, переместившаяся из Новгорода в Киев, ассимилировалась там с местными племенами славян, передав им своё название. Именно новгородцы помогали закрепиться в Киеве первым русским князьям, одного из которых потом назовут Владимиром Красное Солнышко, а другого - Ярославом Мудрым. Киев был во всех отношениях удобнее Новгорода. И именно из Киева ходила дружина покорять соседей, чтобы взимать с них дань. «Обрусение» славянских земель шло от Киева во все стороны: до Полоцка и Смоленска, до Пскова и Новгорода, до Ростова и Суздаля, до Владимира Волынского и Галича. Примерно таким же путём распространялось христианство и церковнославянский язык (речь идёт о письменном языке; местные говоры были разные).
Аналогичную картину мы наблюдаем и у южных славян, где тюркское племя кочевых булгар во главе с ханом Аспарухом, пришедших на Дунай в VII веке, ассимилировалось с местными славянами, дав название новому этносу и государству Болгария. Между прочим, именно из Болгарии на Русь пришла церковнославянская письменность (и «глаголица», и «кириллица»).   

  Термин «Малая Русь» впервые появляется в Византии, издавна «поставлявшей» на Русь своих духовных пастырей. В 1303 году трудами галицко-волынских князей Льва и Юрия была создана провинциальная Галицкая митрополия. Она охватывала шесть епархий: перемышльскую, галицкую, владимиро-волынскую, холмскую, луцкую и туровскую, - которые в греческих источниках получили название «Малая Русь». Как мы видим, туда входили и земли Галицко-Волынской Руси, и земли будущей Белой Руси. «Великой Русью» греки называли территории девятнадцати епархий, находящихся под властью киевского митрополита. Его резиденция до 1299 года находилась в Киеве, с 1299 по 1325 годы – во Владимире на Клязьме, и с 1325 по 1461 годы – в Москве. Когда южные и западные русские княжества были завоёваны Литвой и Польшей, возникла политическая необходимость отделить их паству от влияния Москвы. «Локомотивом» в деле раскола выступала католическая Польша при энергичной поддержке Рима. Яростная борьба Рима с протестантами на какое-то время отсрочила наступление на православие.  Но уже в 1458 году папа Пий II издал буллу о разделении Киевской метрополии на верхнюю (Московскую) и нижнюю (Польско-Литовскую). После этого разделения митрополиты западной Руси стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а московские (с 1461 года) - Московскими и всея Руси.
Формально после «принятия» Флорентийской унии именно римский папа стал главой всех церквей, включая и православные. Слово «принятие» заключено в кавычки, так как унию приняли только высшие церковные иерархи. Её игнорировало и низшее духовенство и паства в православных церквах. Великий Московский князь Василий II «за измену православию» даже усадил митрополита Киевского и всея Руси Исидора в тюрьму. Затем предоставил ему возможность «бежать»; Исидор предпочёл «удалиться» в Рим, где его приняли с почётом и даже удостоили титула Константинопольского патриарха. В это же время в самом Константинополе, уже захваченном турками, сидел ещё один патриарх. Вот так они оба и управляли! «Параллельно»!
Впрочем, эти нелепости касалась только той части русского народа, который уже находился под властью Литвы и Польши. Московская церковь избранием митрополита Ионы в 1448 году стала автокефальной, т.е. отделилась в иерархическом отношении от греческой. После разделения церквей и сам термин «Малая Русь» на какое-то время вышел из употребления. Иногда зарубежное духовенство называло так «православные земли», входящие в состав ВКЛ (Великого княжества Литовского).
Воскрешение термина «Малая Русь» приходится на XVII век. Его начинают использовать православные публицисты (Иов Борецкий, Исайя Копинский, Захарий Копыстенский) в своих полемических сочинениях, направленных против Брестской унии. Затем его начинают употреблять в церковной переписке Москвы и Киева. А когда в 1654 году Алексей Михайлович принимает титул царя «Всея Великия и Малыя России», затем добавляя к нему «и Белыя», - термины «Малая Русь» и «Малороссия» начинают мелькать и в государственных документах.
«Малороссийская идентичность» - как элемент национального самосознания - появляется во второй половине XVII века.  В 1654 году после Переяславской Рады Левобережная Малороссия переходит «под руку» царя Алексея Михайловича. В 1764 году после ликвидации Гетманщины создаётся Малороссийская губерния с административным центром в городе Глухове. Затем к ней присоединяется Киевская губерния. Вплоть до 1918 года Малороссией называют весь юго-западный край, включающий Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую губернии. В течение всего периода нахождения Малороссии в составе российской империи термин Малороссия и Украина употребляются уже как синонимы.

Первое упоминание о Червонной Руси есть в «Повести временных лет», где говорится, что «В лето 6489 (981 от Р.Х.) иде Володимир к Ляхам и зая грады их Перемышль, Червень и ины городы, иже суть и до сего дне под Русью». То есть, Владимир Красное Солнышко отвоевал «червенские» города у ляхов. Затем их «возвратил» себе польский король Болеслав Храбрый (тесть «окаянного» Святополка). Затем их снова «отвоевал» Ярослав Мудрый. Затем была польская интервенция при князе Изяславе в 1068 (ляхов «привёл» его сын Мстислав). Короче говоря, на протяжении приблизительно трёх веков этими землями попеременно владели то русские князья и бояре, то поляки, то венгры. К примеру, Роман Мстиславич (сначала князь в Новгороде, а потом во Владимир-Волынском), «оказавший большие благодеяния польскому Казимиру, сделался галицким князем при помощи Казимира». Но «в 1205 году Роман был убит в сражении с поляками под Завихвостом, поссорившись с польским князем Лешком, несмотря на прежнюю тесную дружбу и взаимные услуги». Его сын «князь Данило оказал услугу польскому князю Конраду Мазовецкому, и в 1229 году покусился опять на Галич». «Наконец, в 1249 году Данила окончательно победил», - так глаголет Н. Костомаров. И кого же победил наш Данила? Очевидно, соперников по престолу! Но право на владение Галицко-Волынской Русью он всё же выпросил у хана Бытыя! Это владение (с перерывами) продолжалось лет восемьдесят, пока Червонную Русь и Волынь не захватил мазовецкий князь Болеслав Тройденович. И наконец, в 1349 году Червоная Русь была окончательно завоёвана войсками польского короля Казимира III Великого. А «вернулась» в состав Руси (СССР) только после вступления войск Красной армии в 1939 году (согласно пакту Молотова-Риббентропа), т.е. спустя почти шесть веков. 

Термин «Белая Русь» впервые упоминается в Дублинской рукописи XIII века, где сообщается, что «брата Вайслана, проповедовавшего христианство на Белой Руси (т.е. где-то вблизи Балтии), приглашают также к язычникам-карелам.
В XV-XVII веках термин Белая Русь чаще всего применяется по отношению к Северо-Восточной Руси, а московского князя называют Белым князем. На карте мира Фра Мауро 1459 года территория Новгородско-Московской Руси между Волгой и Белым морем названа Белой Русью (Rossia Biancha). На карте Центральной Европы 1491 года под Белой Русью (Russia Alba) понимаются территории Руси, независимые от Великого княжества Литовского и Королевства Польского, в то время как земли Руси, подконтрольные Литве и Польше, обозначаются как Червонная Русь (Russia Rubra). Немецкий учёный Яков Рейтенфельс в своей работе «Сказание о Московии» 1676 года  повествует, что столицей Белой Руси был сначала Владимир, потом стала Москва.
В то же время в «хронике Польши» Яна Чарнкова 1382 года город Полоцк именуется «крепостью Белой Руси».
В трактате «Introductio In Ptolemei Cosmographiam» 1512 года Белой Русью называют все земли, входящие в ВКЛ вместе с Великим Новгородом.
Папский нунций в Варшаве де Торрес в письме в Рим от 1622 года отмечал: «Белая Русь, что протягивается от Риги до московской границы и включает Полоцк, Оршу, Витебск, Могилёв…»
 С. Старовольский в книге «Польша, или описание состояния королевства Польского» (1632) относил к Белой Руси шесть воеводств: Новогрудское, Мстиславское, Витебское, Минское, Полоцкое и Смоленское.
В 1796 году была образована Белорусская губерния с центром в Витебске; в её состав вошло 16 уездов Полоцкого и Могилёвского наместничеств Российской империи.  В 1802 году она была разделена на две губернии и преобразована в Белорусское генерал-губернаторство.
Современное государство Беларусь включает земли исторической Белой Руси (Подвинье и Поднепровье), Чёрной Руси (районы Новогрудка), Завилейской Литвы (районы Гродно и Сморгони), Полесья (районы Бреста, Пинска и Мозыря), Северщины (районы Гомеля, Чечерска и Рогачёва).

Термин «украина» начинает упоминаться в летописях с XII века. Причём, равноценно употребляются три приставки «у» («украина»), «о» («окраина») и «оу», (оукраина) к единому корню «край». Все три слова представляют собой имя нарицательное в значении «пограничная область». Версия о том, что слово «украина» можно трактовать, как украинское слово «країна», т.е. «страна», ничего не прибавляет к уже вышесказанному. Это всё равно - некая территория. Везде, где «украине» хотят придать значение конкретного места, к нему добавляют определения (Галицкая, Рязанская, Терская) либо понятный контекст.
Ипатьевская летопись (1189): «И еха и Смоленска в борзее; и приехавшю же емоу ко оукраине Галичькои, и взя два города Галичькыя, и оттоле поиде к Галичию».
Хроника Литовская и Жмудская (1332):
«Вси краины русские с Подольем поручил… сыновцам своим».
Псковская летопись (1348):
«И по сем Андреи с полочаны и своея оукраины пригнавшее без вести и повоевавшее неколико селъ». «И паки по том, съ иныя оукраины пожогша Завеличье и, много зла починавшее и пожегшее волости изборскыя…»
«Летопись о… разорении Московского государства…»:
«Приидоша на государеву Украину царевичи Крымские безвестно на Рязанские и на Каширские и на Тульской земле и воеваху те места и разоряху».
В «росписи городов» 1652 года упоминаются «украинские» города: Тула, Кашира, Калуга, Коломна, Переславль, Рязанский Ярославец и другие, всего 37 городов.
В словаре этимологии русского языка Макса Фасмера южное побережье Кольского полуострова называется Украина Терская.
Впервые - как имя собственное - Украина появляется в работах французского инженера Боплана, находившегося на службе у польского
короля. Боплан принимал участие в возведении фортификационных сооружений на границе Речи Посполитой и Дикого Поля, а кроме того, занимался картографией и даже создал в 1639 году карту под названием «Общий план безлюдных земель, обычно называемых Украиной». На карте обозначена узкая полоска земли на юго-восточной окраине Речи Посполитой. Вслед за появлением военных карт это название прочно укрепится в сознании европейцев. Под Украиной иногда будет подразумеваться вся территория, подконтрольная Польше, иногда - часть её без Волыни (см. «Летописци Волыни и Оукраины»).
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона сказано: «Украина – так назывались юго-восточные русские земли Речи Посполитой. Это название никогда не было официальным; оно употреблялось только в частном обиходе. Границы земель трудно определить, тем более что название это не было устойчивым и в разное время обнимало собою неодинаковое пространство». 
В XIX веке появляется понятие «Российская Украина» или «Великая Украина» в границах Российского государства. После кратковременного существования всевозможных «наместничеств» и «генерал-губернаторств» территория Украины-Малороссии стала представлять собой восемь губерний Российской Империи – Черниговскую и Полтавскую, как бывшуя территорию Гетманщины; Харьковскую, как бывшую Слободщину; Екатеринославскую и Херсонскую, как Новороссию; Киевскую, Волынскую и Подольскую, как истинное Поднепровье и Правобережье.


Рецензии