07. Разговор с самим собой

Кажется, я знаю, как можно определить, есть ли во мне зависть, гордость, эгоизм, люблю ли я людей и желаю ли всем блага. Всё очень просто. Достаточно представить себе, что я попал в рай на экскурсию и увидел там конкретного человека. Он спасся, он в раю с Богом – в данном случае неважно, за какие заслуги и почему, – важно, что он после смерти получил вечную жизнь, важно, что он не был наказан, что он живет с Богом. Что почувствую я внутри себя? Обрадуюсь? Возблагодарю Бога за такое благодеяние к этому человеку? Нужно рассмотреть свое сердце и подумать: действительно ли я буду рад тому, что этот человек в раю, что он счастлив, что он вечен?

Помыслить нужно конкретно, определенно: взять своего самого лютого врага или любого человека, кто когда-либо вызвал раздражение и досаду. И взглянуть в свое сердце, а не в ум. Умом я могу «желать» ему спасения, вразумления от Бога, разумом я могу уверять себя, что вовсе не обижен и не держу зла, что не завидую благосостоянию человека и его способностям. Но что истинно сокрыто в сердце? И тогда-то я пойму, что на самом деле я не желаю спасения никому... Что я горжусь собственной верой, что я противопоставляю свою веру талантам и счастью других людей – мол, у них есть богатство и счастье, но зато у них нет веры, которая есть у меня. И они-то вряд ли спасутся, а я уже точно спасусь.

Так думал я, глядя в окно на дождливый день. Книга была отложена до поры, кофе только принесли, а настроение было таким же, как и погода за окном. Погода навевала соответствующие размышления.

Люди подходили, брали напитки и еду, садились за столики. Беседовали или молча поглощали пищу. В этом месте все заняты одним делом. Куда ни глянь - все одно и то же, различаются лишь детали. И продавцы - такие же механизмы, такие же автоматы по выдаче еды, лексикону и улыбке.

Есть ли здесь место случайности? Есть ли здесь место сбою? Кто-то, купив, больше смотрит в телефон, кто-то, не покупая, занимает, тем не менее, столик. Мысли отвлекаются от зрения обстоятельств, увлекаются выхваченным образом и продолжают свое течение в другом направлении.

Смерть - всегда дело случайное. Плюс-минус секунда - это всегда случай. Даже когда голову преступнику должны отрубить ровно в полдень, даже когда дуло пистолета упирается в висок, никогда нельзя сказать, что смерть спланирована с точностью до секунды. Хотя, разумеется, нет правил без исключений.

Так и жизнь кажется распланированной. Младенчество, школа, учеба. Почти неизбежный путь городского жителя. Вроде как до 18 лет человек оказывается всем должным и с кучей обязанностей, а потом может делать, что хочет, да только возможностей бывает маловато.

Никто не может предсказать с доскональной точностью ни свою судьбу, ни чужую. Кто берется за это дело, всегда проигрывает. Есть ли тут исключения? Нет. Даже если что-то и совпало, что-то и сошлось, то разве есть у кого-то расписанный по минутам и секундам план жизни? План, от которого не отойти, который не сдвинуть и не переиначить. Жесткий тайминг, безжалостный и неумолимый.

Иногда представляется, будто жизнь течет сама по себе, а человек идет по ней, точнее сказать, его несет по ней как по течению. Можно сделать лишний гребок, можно чуть вильнуть в сторону, можно даже окунуться и неизбежно вынырнуть, но не отклониться от русла и не пойти против движения времени и самой жизни.

Можно сетовать на несчастную долю, на грозный рок или печальную участь. Можно жаловаться на судьбу и возмущаться волей Бога. Уверенный атеист тут же отметет всякие разговоры о судьбе, роке, знамениях и заданности. Верующий в Божественное Провидение увидит на своей жизни руку Бога, позволяющую, тем не менее, жить и своей волей. Верящий в звёзды, картам, линиям на руке и прочему подобному скажет, что куда бы он ни шел, везде его настигнет судьба. Куда бы ни шел Эзоп, он все равно убьет отца и женится на матери. Куда бы ни плыл Иона, он все равно придет в Ниневию.

Почему же одни видят в своей жизни чье-то вмешательство или чью-то, помимо их самих, волю, а другие уверены, что будущего нет, ничто не задано и не предопределено? И почему нельзя сочетать небытие будущего с предвидением его? Почему нельзя рассчитать процессы, предсказать событие и последствия? Почему нельзя назначить срок и быть уверенным в исполнении его?

Кажется, что жизнь проходит мимо. Глядишь на нее – а что в ней доброго, полезного, правильного? Что ты сделал такого, о чем можно было бы сказать – не зря провел время на земле?

Если жизнь полна развлечений, отвлечений, то разве она наполнена смыслом? Развлечения уводят от сути, тратят время, убивают мысли... Что остается в итоге? Проведенное время, которое вроде бы и не лишено смысла, но вроде как и прошло попусту.

Разве хочется что-то менять в устраивающих условиях? Разве не проще остановиться в развитии, сказав: довольно, я, пожалуй, останусь тут, мне и этого достаточно, мне и так комфортно... В этом ли твое призвание, человек? Но человек машет рукой: проходите мимо, все свободны, я нашел себя и свое место в мире.

Ради чего гнать себя вперед? Ради денег? Должности? Чтобы получить еще большую и ответственную работу? Или власть, пред которой преклоняют колени? Или полномочия, дающие богатство и славу?.. Есть где развернуться... Было бы кому разворачиваться, но та ветошь, что внутри, не желает этого. Это другая крайность, в отличие от славолюбия, но тоже греховная...

А Бог ломает преграды, а Бог ставит задачи, а Бог дает шансы... Всегда. Даже если ты упустил их, даже если ты отказался от них в силу малодушия. Тебе будет даваться возможность еще и еще раз проявить себя, но, пожалуй, всё меньше и меньше. Вначале тебе дают возможность возвыситься до царя, потом до министра, потом до помощника министра. Пока, наконец, ты не возьмешь уж совсем "верный" шанс, для которого и усилий-то прилагать не стоит. И Бог вздохнет: Я давал тебе столько возможностей, а ты схватился за синицу в руке и даже не взглянул на небо...

Кто-то за соседним столиком возмущается нерасторопностью официанта. Есть все же сбои, есть все же задержки в отлаженной схеме - получи заказ, выдай и получи оплату. Наверное, есть и мелкие хитрости в нескором возвращении сдачи, в граммах и миллилитрах жидкости. Зато можно оплатить покупки картой, не оставив ни копейки чаевых, можно покапризничать, испортив настроение официантам и всем вокруг, приведя в порядок свое или окончательно его испоганив... А мысли текут дальше.

Жизнь - это боль и радость, процесс осознавания себя и угасание собственного "я". Жизнь заканчивается со смертью, но ее внешние признаки, ее следы, ее последствия могут продолжаться и после смерти "жизненосителя".

Разве кто-то выбирает, где ему родиться? Разве кто-то выбирал родителей или время рождения? Зато можно выбрать смерть, хотя зачастую оказывается, что и тут человек не властен. Нельзя выбирать и свою внешность, хоть и стараются нынче как поменять лицо и фигуру, так и пол.

Так разве красота - это радость? Радость для лицезреющих ее, но радость ли для носителей красоты, радость ли для поддерживающих красоту, и радость ли для осознающих увядание красоты? Красота требует жертв, но жертвы тоже требуют красоты. И если кто-то красив, значит ли это, что так будет всегда и не нужно будет вкладываться в красоту, тратить немыслимые деньги на ее поддержание (и улучшение?), заботиться и исполнять любой каприз только для того, чтобы красота была рядом, здесь и сейчас?

Кто же предскажет итоговый расклад? Быть может, сегодня восхищаются формами и изяществом, а завтра скажут: нет, это отвратительно? Когда человек молод и свеж, легко умиляться им и даже требовать его внимания к себе. Но разве время щадит кого-то? Разве обороты Земли вокруг Солнца не затягиваются постепенно удавкой на шее? Что мы скажем об этом человеке лет через тридцать-сорок? Вообще - будет ли он жив к тому времени?..

И разве красота - не субъективная вещь? Скажет кто-то об отдельных посетителях кофейни, что они красивы или, напротив, уродливы, так тут же найдется другой, говорящий обратное. Кто-то заявит, что эта женщина - красавица, но другой или, что вероятнее, другая заметит изъяны или вообще возразит, что она никак не может быть названа красивой. Может быть, даже внутренне соглашаясь с ее оценкой, но не желая признавать это. Так может, наша озлобленность, наша зависть мешает видеть красоту?

Дождь прекратился, кофе выпит. Пора было выходить на улицу и идти домой. Но не хотелось так просто оставлять разговор с самим собой в этот вечер.

Толкуя о внешности, нельзя забывать и о внутреннем содержании. Жизнь - это формирование себя, научение себя ею самою. Жизненный опыт ложится слоем за слоем на душу, гадкий характер может испортить все впечатление от красоты тела. Кого-то прельщает недалекий ум и ограниченность словарного запаса при избытке "красивостей". Не временно ли это? Насладившись сладким плодом манго, можно выбросить ненужную косточку. Или сердцевину лучше сказать, внутреннюю основу. Не за внешность ли и был куплен плод, хоть и пришлось переплатить за вес непригодившейся косточки...

Вокруг все говорят, что важна гармония. Бросьте!.. Никогда нельзя обобщать. Кому-то не нужна никакая гармония, нужна лишь физиология. А кто-то не задумывается о ней, находя, тем не менее, соразмерность красоты тела и души, усладу для ушей и глаз, гордость совместной любви и умиротворенность тихих вечеров. Судьба ли то? Или просто повезло? Или так распорядился Бог?

Взгляни непредвзятым взором. Посмотри на детали своей жизни. Может быть, ты увидишь закономерность? Может быть, ты поймешь воздаяние и расплату, раскаяние и дар, любовь и ошибки, заблуждения и правду? Даже если ты не веришь ни в кого и никому, то разве сама жизнь не приносит такие сюрпризы, такие ситуации, такие истории, что не сможешь не восхититься их таинственностью, их изящным разрешением, их почти фантастической случайностью? Так, может, смерть - это такой же случай, такой же финал красивой истории, сказочной повести, расставаясь с которой чувствуешь сожаление о столь быстрой развязке и думаешь - вот бы автор написал еще что-нибудь, продолжение с теми же полюбившимися героями... И почему бы этой истории действительно не продолжится?

Мысли так и продолжают роиться в голове. От тебя ли самого все они? Как зарождается мысль, как формируется и как приходит в голову? Мозг перебирает варианты, слепляет кусочки воспоминаний, анализирует услышанное и увиденное и подает итоговое блюдо мысли в разум. И всё ли то - от тебя, не привнесено ли извне - благим Богом или злобным демоном? Или всё плохое и хорошее - от тебя самого, всё плохое и хорошее рождается в тебе, случайно или закономерно? Но верится отчего-то, что красота, жизнь не могут преходить, как и любовь, как и всё лучшее, что есть, что осмысляется, что дается в категориях невещественных. Совершенство (не зла, не разрушительного начала, которого и нет, потому что не может оно быть созидаемо, стремясь постоянно к разрушению и небытию), совершенство - вечно... Пусть это и может быть воспринято как надежда временного материального существа в холодном почти бесконечном пространстве.

Но довольно об этом, пора уходить. Я снял куртку с вешалки и вышел в свежий вечер.


Рецензии