Мой первый тест

   Ленинград, лето 1967 года. В стране, как стали потом говорить, "культпросвет" - просвет между двумя культами. В Университете в здании 12 коллегий молодой доктор философии Игорь К. читает  цикл лекций по социологии - раньше о такой науке и не слышали. Вход свободный для всех желающих, и приходит на лекции "вся интеллигентная молодёжь". Кстати, что значит интеллигентная? В Британской энциклопедии слово интеллигент объясняется так: "интеллектуал, недовольный своим правительством". Как бы то ни было, собирается интересная публика, в основном к Университету не имеющая отношения - инженеры, молодые учителя,студенты и аспиранты других вузов. Между прочим, именно там мы нашли друг друга с моей будущей женой, мамой моих детей, хотя знакомы были и задолго до этого. Но я о другом.

              Как-то раз лектор рассказал о том, что называется - тест на конформизм  мышления, то есть на способность,  или неспособность человека мыслить самостоятельно, не поддаваясь гипнозу мнения окружающих. Как это делается? Человек, которого собираются проверить, оказывается в аудитории, где все кроме него - в сговоре с проверяющим. На доске  ассистент проводит две или три линии, заведомо не параллельные друг другу.  Проверяющий спрашивает у аудитории, параллельны линии или нет и начинает задавать всем этот вопрос .И все, один за другим , отвечают: да, параллельны! Тот , кого проверяют, вначале просто в недоумении - как это может быть, он же ясно видит, что это не так! Но еще один, и ещё один утверждают , что параллельны. И когда доходит очередь до проверяемого, он, думая - в своём ли я уме - как правило, говорит как все : линии параллельны. 
      И тогда , на этой лекции в университете, я вдруг вспомнил, что было со мной лет десять назад, на выпускном экзамене по математике. Всем дали несколько задач, одна - довольно хитрая, в ней надо было решить квадратное уравнение и потом извлечь квадратный корень из полученного алгебраического выражения. По математике я учился, как и по большинству предметов, неровно , но, как оказалось, что-то соображал. Решил я квадратное уравнение, извлёк корень, получил два
ответа, один с плюсом, другой - с минусом. Надо, думаю, как всегда, сделать проверку. Подставил первый ответ - вроде всё нормально. 
Подставил второй , вижу- получается дробь и в знаменателе - ноль! Стоп, думаю, нас же учили, что на ноль делить нельзя. Я и написал, что второй корень из-за этого не подходит, ответ задачи только один.
    Переписал я задачу с черновика набело, тут  и остальные ребята закончили, спрашиваем потихоньку , что у кого получилось. Все говорят - два ответа. Я говорю - один. Все на меня - дурак, ничего ты не понимаешь, неверно у тебя, меняй ответ, у всех же по- другому. А я на своем стою, так и сдал свою работу.
    Потом оказалось, что только я решил правильно, только я пятёрку получил, остальные - трояки. Один из класса, Илья, решил задачу правильно, как я, но все над ним смеялись - завалишь экзамен, говорили. На чистовик он переписал с ответом, как у всех. Экзаменаторы увидели , что на черновике верно было, пожалели парня, четверку поставили. Вот и был тот самый случай - я остался при своём мнении, выдержал проверку на конформизм!  А Илья не выдержал.    
 И вот что интересно - Ильюша стал преуспевающим журналистом центральной газеты . Впоследствии он стал справлять юбилеи своей журналистской работы и сам называл их так: 20 лет в струю, 30 лет в струю, 40 лет в струю. Всё понимал...


Рецензии
Спасибо! Как легко потерять свободу мысли!

Николай Карпицкий   30.01.2019 22:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.