Рестораны советской поры

РЕСТОРАНЫ СОВЕТСКОЙ ПОРЫ

Раза два за всю зиму мы с родителями отправлялись в ЦПКиО, на другой конец города. Родители брали там напрокат финские сани, а мы с братом  надевали взятые с собой коньки с ботинками и гоняли кругами по Масляному лугу. Но самое большое удовольствие после этого – переобуться, сменив тесные и холодные ботинки с коньками на просторные валенки и покататься на финках.

После этого отец, несмотря на возражения матери, вел нас всех в ресторан. Мать всегда была поначалу недовольна потому, что в ресторане  все дорого и лучше дома пообедать. И кроме того она боялась, что дети приучаться к ресторанной жизни. А ресторан еще с нэповских времен являлся символом разгула и угара...
 
Но после морозного воздуха и катания есть хотелось страшно, а до дома тащиться еще на семнадцатом трамвае до Литейного почти час. Да еще ждать его на кольце неизвестно сколько времени.  И дома  нужно было еще разогревать обед на плите на кухне, а находилась она на другом конце коридора коммуналки. Правда, у нас на всякий случай, втайне от пожарных, в комнате стояла еще электроплитка. А потом еще после обеда предстояло мытье посуды. Вот отец и хотел дать матери отдых хотя бы в воскресенье.

Днем в ресторане всегда было очень тихо, народу мало, никакой музыки, никакого угара не было и в помине. Пока принесут заказ – аппетит разыгрывался страшный, и я не помню, чтобы кто-нибудь в ожидании первого блюда не ел намазанный горчицей кусочек хлеба, взятый с хлебной горки, заранее принесенной официанткой.

Меня всегда еще удивляло, что тарелку с первым, борщом или солянкой, приносят и ставят не на скатерть, а на плоскую тарелку. Мне все хотелось и дома завести такой же порядок. Отец заказывал себе под укоризненным взглядом матери бутылочку пива – «Жигулевского» или «Рижского», а нам всем доставался лимонад.
 
В пятидесятых годах при входе в ресторан  я сразу замечал, что на каждом столике лежали меню в темно-красных или коричневых кожаных папках. Читать я уже давно умел и начинал с чтения вслух для всей семьи пунктов меню с громким указанием цены. Родители на меня при этом шикали. Подходил официант и отец диктовал по меню, что принести. После чего меню оставалось лежать на столике. Всегда существовала возможность, еще раз заглянув в меню, что-либо еще дозаказать. И, кстати, сверить этот заказ со своими материальными возможностями.

Когда официант в конце обеда подходил ,к столику и оставлял счет, существовала еще одна возможность для проверки. Лишь только после этого клиент расплачивался с официантом.

В более поздние годы количество меню в ресторанах резко сократилось. На весь зал только на трех-четырех столиках лежали фирменные папки, и нужно было обратиться к официанту, чтобы он это меню принес. И тут же при нем следовало с ходу делать заказ. Сразу после заказа официант элегантным жестом выхватывал меню из рук посетителя и относил его к соседнему столику, мол, другие люди  тоже ждут. Возможный дозаказ производился при этом «втемную», т.е. без меню. Точно так же производился и расчет: официант что-то невнятно бормотал, водя карандашиком по своему блокнотику, и называл общую сумму. Счета обычно никакого не давали – называлась общая сумма и всё.   И  никакого контроля за  расчетами официанта произвести было невозможно!

Только когда мне доводилось посещать рестораны в компании профессиональных ресторанных работников нередко удавалось поймать официантов на мухлежке. Мой приятель, например, спрашивал: «Мы ведь заказывали натуральный бифштекс, а вы принесли рубленый, в счете же указали цену за натуральный». Официант понимал, что нарвался на доку и говорил: «Кухня там что-то напутала».
===============
Это фрагмент из книги "Ленинградские хроники":
https://www.bookvoed.ru/book?id=7400230
http://www.labirint.ru/books/566172/

Оглавление книги:
http://www.proza.ru/2016/06/14/56
или здесь: http://static.my-shop.ru/product/pdf/270/2694046.pdf


Рецензии
Здравствуйте, Владимир.
Я не знаю почему, но мне очень понравился рассказ.
Может, потому, что Ваши воспоминания очень трогательны,
и мастерски описаны.
С улыбкой и наилучшими пожеланиями.

Людмила Жоголева   09.10.2016 15:18     Заявить о нарушении
Думаю, что ностальгия "виновата".
Настоящее уныло..
Что прошло - то будет мило

Владимир Байков   10.10.2016 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.