Попутчица

      


       Раннее утро. Привычная суета на вокзале. Объявили посадку на междугороднюю электричку и отъезжающие высыпали на перрон. Электричка еще не прибыла, пассажиры стали вытягивать шеи в сторону, откуда она должна появиться. Вот она плавно подошла к перрону, и руки пассажиров потянулись к своим поклажам. Те, кто не раз пользовался электричкой этого направления, старались попасть в вагон с мягкими сиденьями. В нём есть небольшое кафе, туалет, и в этом вагоне, как правило, находятся кассиры–контроллеры, а с ними как-то спокойнее. Я тоже знала об этом, так как приходилось мотаться между двумя городами.
         
       Мне повезло, хотя в первые ряды желающих втиснуться не могла. Я остановилась перед трехместным голубого цвета сиденьем, два из которых были заняты. На одном, около окна, сидела женщина, на втором стояли сумки, третье было свободное.
        - Можно занять это место? – спросила я, неуверенная в том, что оно свободное. Женщина всем видом показывала, что ждет кого-то. Она кинула на меня оценивающий взгляд.
         - Садитесь!
 Но свои сумки не убрала. Я заняла третье место, ближе к проходу.

        Попутчице было лет под семьдесят. Одета просто, но чистенько. На голове  платок с набивным рисунком, повязан узлом под подбородком, как обычно носят простые русские женщины. Я обратила внимание на здоровый цвет ее лица с легким румянцем на щеках. Возраст выдавали глубокие носогубные складки, поперечная морщина на переносице да туманные, глубоко посаженные светло-голубые глаза. Мелких морщин почти не было, не считая « гусиных лапок» у внешних уголков глаз.
         
         Некоторое время мы ехали молча. Я предпочитаю в дороге разговаривать: быстрее время летит. Могу первая начать разговор, а если не уловлю взаимности, то, конечно, на настаиваю. И мне, случалось, совсем не хотелось общаться в пути.
       
         - Вы до какой станции? – обратилась я к ней с дежурным вопросом.
Оказалось, выходим на конечной, едем в один город. Семь часов рядом сидеть.
         - А вы в гости или там живете? – вступила попутчица в разговор.
         - Еду в гости, к мужу, - улыбнулась я.
         - А что так? – сделала она удивленные глаза.
         - Живу здесь у дочери. У нее муж умер, одной тяжело, вот помогаю с внучкой. Теперь с мужем к друг другу в гости ездим. Гостевой брак, получается, – честно ответила я ей.
         - А я здесь у внучки гостила, с правнучкой нянчилась. Еду домой.
         - Муж наверно заждался? – почему-то спросила я.
         - Да нет у меня мужа, сорок лет уже одна. - Есть две дочки - замужние, и четверо внуков.

Об их существовании почему-то сказано без радости и теплоты, но в то же время в голосе не было печально-несчастных ноток, чувствовались твердость и характер.
«Бабуля еще та...» - пронеслось у меня в голове. Я не стала больше задавать вопросов.

          Она, видимо, решила, что оставила меня в недоумении, почему же сорок лет одна, а может, захотелось поделиться чем-то своим, женским. Переставив свои сумки, она села на сиденье ближе ко мне:
         
          - Муж у меня рано умер, в сорок лет. Удалили неудачно желчный пузырь, перитонит начался. Не спасли. Осталась я одна с двумя детьми в тридцать два года...

Даже о смерти мужа она сообщала таким тоном, будто речь шла о постороннем человеке, возможно, из-за давности происшедшего. Хорошо, что сказала, я впрямь подумала – брошенка или разведёнка.
         
        - А муж-то хороший был? - не выдержала я.
        - Какой там... Он старше от меня на восемь лет, я совсем молоденькая замуж вышла. Трезвый – хороший был, жалел меня, а когда выпивал –  не знала, за каким деревом прятаться. Любил подраться... - без тени сожаления сообщила попутчица.

Почему за деревьями пряталась я не поняла: наверное, по саду гонял.
В свои семьдесят два года она выглядела неплохо, да и внешность совсем не противная, а в молодости была, скорее, привлекательной.
         
        - И что, за все сорок лет не нашлось мужчины для вас?
        - Конечно находились! Но я боялась за них замуж выходить.
        - Почему? – удивилась я.

Мне стало любопытно: муж гонял, а она прощала ему. Любила? Или из-за побоев боялась замужества вообще?
            
         - Мы с мужем успели построить в посёлке добротный дом. Я работала заведующей на птичнике в семидесятые годы, хороший доход имела. Машина у нас была «Волга», вобщем, жили хорошо, - продолжила попутчица рассказ о своей жизни: спокойно, без надрыва, без суеты.

Под словом «хорошо», думаю, подразумевалось – богато!
         
         - Сразу после смерти мужа ко мне приехал свататься мой бывший одноклассник. С женой развелся. Оказывается, любил меня в школьные годы. Замуж позвал. Свой дом оставил семье, а ко мне явился, чтобы стать хозяином моего дома... Я боялась ему довериться, думала, на мой дом позарился. Он ездил, ездил ко мне, потом успокоился...
 
Почему успокоился, я не поняла. Умер, что ли? Но спросить об этом не решилась.
          
         - Дочки выросли, уехали в город учиться, там и замуж повыскакивали. Стали звать к себе, уговаривали продать дом. А я все за дом держалась и замуж боялась выходить из-за этого. Да и муж перед смертью сказал: «Машину продай, а дом...» - не успел сказать, что с домом сделать... И так понятно: не хотел, чтобы продавала.

           Моя попутчица на время замолчала, с грустью смотрела в окно...
За окном мелькали распаханные поля, успевшие отдать свои урожаи, да в ярком убранстве золотой осени лесополосы, чётко разделявшие участки земли.

        После задумчивости, попутчица неожиданно продолжила:
      
        - Внуки стали появляться один за другим, не наездишься к ним в город. Уговорили  меня дети продать дом. Они думали: продам дом и поделю деньги между ними. А я еще полная сил – сорок пять лет. Жить приживалкой у них не собиралась. Продала я большой добротный дом в селе и купила в городе дом поменьше.
        Первое время дочки с зятьями приходили часто: помогали с огородом, в доме что-то делали. Все интересовались, на кого я завещание написала. Я им отвечала: «Кто из вас заслужит, тому и отпишу». Они стали соревноваться между собой, желая добиться моего расположения.  И ссориться стали: кто же больше мне помогал, - попутчица лукаво улыбнулась, довольная собой.

Вот это характер! И чем же все закончилось, кто победил? – опять заинтриговала меня попутчица.
         
         - В городе я устроилась на хорошую работу -  заведовала продуктовым складом. Это в девяностые годы! Снабжала продуктами себя, семьи дочек и нужных людей, - продолжала она наслаждаться собой, - да и кавалеры повадились один за другим. А замуж так и не решилась, жаба ела, за дом беспокоилась.

С критикой к себе относится! Жалеет, что не так жила, решила я.
            
        - А теперь... дочки, зятья... и внуки - ходить ко мне перестали. Так... разве в день рождения да в какой-то праздник нагрянут, а чтобы позвонить, поинтересоваться: «Как ты, мама, себя чувствуешь?» Не очень-то... Часто вспоминаю слова мужа, когда ездила с ним на «Волге»: «Садись, мать, рядом: меня не будет - никто тебя рядом не посадит». Точно сказал!
Вот была в гостях, называется - столько денег своих потратила! Внук сейчас наседает на меня: уговаривает продать дом, мне купить квартиру, чтобы остальные деньги в свой бизнес пустить. А куда я без дома? В огороде сама пока справляюсь, силы еще есть! – все с той же твердостью отрезала попутчица.

 Зря я подумала, что она о чем-то жалеет...
         
         - И что, за все время так никого и не полюбили, – докапывалась я до ответа на свой главный вопрос.
         
         - Нравился мне один мужчина. Я с ним долго встречалась. У него свое жилье было. Обходительный такой. Замуж звал. Но я стала замечать, что он стал прихрамывать. Костоед у него был... Я как узнала об этом – сразу отказала ему.
         
         - А это что такое? – испугалась я.
         
         - Болезнь такая – кости разъедает. Он через пару лет умер. Хорошо, что не вышла замуж, хоронить бы пришлось...

         Я задумалась. Как, оказывается, страшен этот неизвестный мне костоед.  А может, он заразный? Передается -  и души разъедает... Тьфу! Тьфу!

        Меня встречал муж, и на перроне мы снова столкнулись с моей попутчицей. Она ткнула меня в бок и шепнула на ухо: «Ты что такого видного мужика бросаешь?»

     Пора мне заканчивать с гостевым браком!



   

     -

   









   
   
   
    
    
   


Рецензии
А я не увидела в ней скупую и расчётливую женщину. Ей хорошо одной. Дело не в деньгах. Она ценит одиночество, наслаждается им. И думает о будущем. Понимает, что рано или поздно ухудшится здоровье. Не хочет стать обузой. С деньгами найдёт хорошую сиделку.
В браке она страдала. Овдовела, вырастила детей. Теперь живёт для себя. Это её выбор. Не вышла замуж за тяжело больного человека? Не все жаждут жить с умирающим. Осуждать её не за что.
Непонятно, конечно, зачем рассказывать о себе попутчице. Наверно, почувствовала порядочность, и захотелось выговориться.

Анна Гиацинтова   21.02.2024 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна, за рецензию и за Ваше мнение о поведении мужчины. Думаю, это был крик его души. И так бывает. Ведь он о ней ничего не знал, по сути. Не судите строго моего героя. «Любовь-то всегда права».

С уважением,

Варвара Бурун   21.02.2024 22:00   Заявить о нарушении
Анна, спасибо за внимание к моей странице. Тронута.
В рассказе «Попутчица» героиня сама делает акцент на деньгах. «В гостях побыла, называется, столько денег потратила». И внуку не хочет помочь, в дом свой вцепилась…
А где можно почитать Ваши работы. Интересно.

С уважением,

Варвара Бурун   21.02.2024 22:06   Заявить о нарушении
Мои работы сугубо профессиональны, издаются на английском.
Здесь я улучшаю (или ухудшаю) свой русский и проверяю впечатления об РФ, в которой проработала 1 год.

Анна Гиацинтова   22.02.2024 15:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте! А где Вы проживаете, если не секрет? А русский язык у вас приличный, я даже приняла Вас за соотечественницу.

Варвара Бурун   22.02.2024 19:43   Заявить о нарушении
В США. Считая аспирантуру 11 лет.
За комплимент спасибо! Мой русский плох, серьёзно им не занималась, просто прихоть - прочесть Тургенева в подлиннике.

Анна Гиацинтова   23.02.2024 13:41   Заявить о нарушении
Отвечаю на Ваше сообщение.
Русских корней нет, и быть их не может.
Не судите по псевдониму.
Имя Анна - библейское. Означает: благодать. Конечно, Вы знаете, что так звали бабушку Христа. Широко распространено во всём христианском мире.
Это имя - одно из трёх (последнее), данное при крещении. Пользуюсь им только для РФ.
Всезнающей себя не считаю. Очень узкий специалист, но в своём деле - высококлассный профессионал.

Анна Гиацинтова   23.02.2024 17:47   Заявить о нарушении
"Любовь всегда права"?
Ваш герой сказал, что хотел её. Здесь нет любви. Похоть, наглость, подлость.
Вы в защиту его пишете, что он ничего не знал о жертве его подлости. Бандиты на улице тоже не всегда знают тех, кого насилуют или убивают. Это их оправдывает?
Ужасно и поведение соседей. Никто не вступился за женщину, никто не вызвал полицию. Её оклеветали.

Анна Гиацинтова   28.02.2024 17:07   Заявить о нарушении
И о "скупой и бездушной".
Внук хочет ухудшить жизнь бабушки, привыкшей к дому. Предлагает ей переехать в квартиру и отдать ему деньги. Его Вы не осуждаете. Взрослый человек должен решать свои проблемы сам. Его наглость Вы прощаете, а немолодая женщина, отказывающаяся помогать наглецу, губя своё здоровье, достойна порицания? Ухудшение условий жизни в её возрасте чревато негативными последствиями.
Так кто бездушен? Внук или она?

Анна Гиацинтова   28.02.2024 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.