Занимательная Египтология. Часть 14

Когда Египет стал Империей.

У правителя Египта Аменхотепа Второго  было 323 жены. Наиболее известная из них это царица Тииа. Она не имела царского титула, о ней историкам  почти ничего не известно, кроме того, что Тииа была матерью следующего фараона Тумоса Четвертого. Она возвысилась только во времена правления своего сына и похоронена в Долине Цариц. Тутмос Четвертый правил Египтом не долго,  10 или 11 лет. Но этот фараон стал известен тем, что именно он раскопал зарытую в песках статую Сфинкса.  Это случилось задолго до смерти его отца, фараона Аменхотепа Второго. Тутмос Четвертый на тот момент не был даже наследным принцем.

Легенда говорит  нам о том, что во время охоты в пустыне Тутмос прилег отдохнуть в тени Сфинкса, рядом с пирамидами на плато Гиза.

К тому времени пирамидам было уже около 1300 лет. Тутмосу приснился сон, в котором бог-солнце просил его освободить Сфинкса от песков. Если он сделает это, трон Египта достанется Тутмосу. Сфинкс был раскопан,  и в честь этого события  рядом была установлена стела. Позднее небольшая стела, выполненная из мягкого камня,   была заменена  на гранитную, которую жрецы взяли из соседнего храма Осириса.   Она и стоит между лапами Сфинкса до сих пор.

Тумосу Четвертому, так же, как и его отцу и деду пришлось думать об укреплении Империи в Азии. Его поход назывался «Первой компанией», но ученым об этом практически ничего не известно.  Фараон вернулся через Ливан и привез большой груз ливанского кедра и рабов. Из него была построена Священная лодка для Бога Амона в городе Фивы. Пленников поселили за оградой заупокойного храма фараона.
С государством Митанни, которое располагалось на севере Месопотамии,   был заключен союз посредством брака. Митанская принцесса получила египетское имя и стала матерью следующего фараона Аменхотепа Третьего.

В те же годы был достигнут мир с Вавилоном.

Далее фараон отправился подавлять постоянные восстания в Нубии. И традиционно вернулся с богатой добычей и многочисленными рабами. Рабов опять поселили на территории заупокойного храма.

Тутмос Четвертый буквально боготворил своего деда, Великого Фараона Тутмоса Третьего и давно хотел что-то сделать в его честь после окончания нубийского похода.

Возле южного портала Карнакского храма уже 35 лет лежал неоконченным последний обелиск  Тутмоса Третьего.  Внук записал на нем  информацию о деяниях деда, не забыв и  своих подвигов.  Водрузили обелиск  в том же месте, где он и лежал много лет. Обелиск был  высотой 105, 5 футов, это больше 30 метров.
Сейчас эту величественную стелу в Египте  уже не найти. Она стоит на одной из площадей Рима.

Умер Тутмос Четвертый.  Его сын был последним великим Императором Египта. И звали его Аменхотеп Третий. Он был довольно мягким и изнеженным существом.  Женился на женщине не царского рода по имени Тия. Наверное, фараон ее очень сильно любил, потому что на праздничных скарабеях, на которых были выгравированы строки о бракосочетании, имена не титулованных родителей царицы шли сразу за ее именем.
Тия оказывала очень сильное влияние на фараона,  и имя царицы стояло рядом с именем Аминхотепа на государственных документах. Это продолжалось все время его правления.

Фараон нарушил традицию, его жена была не царской крови.  Он возвысил эту женщину над всеми остальными женами. Понятно, что такой поступок очень не понравился жрецам.

В Каирском музее стоит огромная статуя Аменхотепа Третьего с его женой. У их ног изображена одна из дочерей – принцесса Хенаттэнеб. Когда это видишь в первый раз – просто пропадает дар речи.

Листаешь одни книги по истории Древнего Египта, читаешь, что «Египет постепенно приходил в упадок,  и никто не мог этому помешать». В других же пишут, что во времена Аменхотепа Третьего – «…был один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира».

О происхождении царицы ходят самые разные легенды. То ее мать была потомком великой царицы Яхмос – Нефертари, то ее отец был воспитанным в Египте сирийский принцем. И вообще царица имела не египетское происхождение. Но когда в 1905 году была обнаружена могила родителей Тии, все версии о ее неегипетском происхождении отпали сами собой. У родителей была чисто египетская внешность, об этом можно судить по маскам, которые были одеты на лица покойников.  И ни одной вещи не египетского происхождения в погребении не обнаружилось.

О могуществе царицы говорит и то, что она начала строить собственный храм в Нубии. Это и подтверждает теорию, что в Тие текла нубийская кровь.

Достоверно известно, что у пары было 6 детей и один из них стал фараоном –еретиком Эхнатоном. И двоих или троих своих дочерей Аменхотеп Третий взял в жены. И наделил их титулами  «Великих Цариц». Это случилось на 30 и 34 год правления фараона. То есть он уже был достаточно стар. Но, тем не менее, своих дочерей он тогось… С третьей дочерью ничего не понятно. Ее имя нигде не упоминается, как имя жены царя. Но на одной из плит ее имя взято в картуш. На это имели право исключительно цари и их жены. Плита  сейчас хранится в музее Метрополитан  в Нью-Йорке.

Ученые считают, что первоначально царица Тия, мать фараона - отступника,  была похоронена в гробнице Эхнатона в городе Амарна вместе с сыном и одной из дочерей Эхнатона и Нефертити – принцессой Маккетатон.

В Интернете можно найти фотографии мумии Тии. Про принцессу написано, что совсем недавно учеными был идентифицирован фрагмент её саркофага. Имя девушки переводится как «Хранимая Атоном». Принцесса Маккетатон  умерла в 13 или 14 год царствования своего отца – фараона Эхнатона. А родилась в 6 год. То есть ей было 6 или 7 лет. Скорей всего, виной тому была эпидемия чумы, которая в те далекие от нас  годы охватила Египет. В то же время в источниках перестает упоминаться царица Тия, средняя жена Эхнатона, сама Нефертити и еще две маленькие дочери - Нефернеферура и Сетепенра.

По другой версии Макетатон умерла от ранних родов. В шесть лет? (!!!).  Тело ее не найдено до сих пор, найден лишь кусок саркофага. Из Википедии – «На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов над мёртвой девочкой — отца с заломленной над головой рукой, а другой рукой схватившего за руку жену, прижавшую руку к лицу, словно ещё не верящую своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, её удерживает молодая служанка. Сцена смерти Макетатон по силе переданных чувств, бесспорно, относится к шедеврам египетского рельефа».

Затем, когда город Амарна предался забвению, мумию Тии и Эхнатона перевезли в гробницу в Долину Царей. В этой гробнице были обнаружены вещи и надписи связанные с матерью Эхнатона, похоронное изображение ее с сыном. Мумия окончательно была идентифицирована благодаря тесту ДНК в 2010 году.

В гробнице,  в Долине Царей, где она была тайно перезахоронена древними египтянами, мумия лежит рядом с неиндетифицированной дочерью и женой Эхнатона. То есть ученые нашли четыре мумии в одном месте.  Одна мужская мумия  была опознана как мумия фараона Аменхотепа Третьего, мужа царицы Тии, отца Эхнатона.  Вторая мумия мужского рода, скорее всего,  это один из принцев.  По  последним исследованиям ДНК, они принадлежат генеалогической линии Тутанхамона.
Третья мумия, которую считают одной из жен Эхнатона, очень сильно повреждена древними грабителями. И эта мумия тестом ДНК была точно опознана, как мумия матери фараона Тутанхамона. 

То есть Эхнатон взял в старшие жены свою родную  сестру, что было раньше очень распространено. Если посмотреть фотографии этой мумии, то виден тот же вытянутый назад череп. Одно время  мумию считали мумией Нефертити.  Примерно с 2001 по 2003 год. Но 7 лет спустя эту теорию разбили  в пух и прах. Жива еще одна теория, что это все же принцесса Меритатнон, чья мумия считается потерянной.  Но только не шестилетняя девочка, а уже довольно взрослая женщина.  У мумии очень сильно повреждено лицо и отсутствует часть челюсти.

Раньше считалось, что это сделали грабители древности, теперь же ученые говорят о том, что раны были нанесены при жизни.  Они и привели к смерти  25 летней девушки с бритым наголо черепом.

Все три мумии, лежащие вместе, голыми рядом друг с другом,  были сильно повреждены в древности.  Аменхотеп Третий лежал в этой гробнице отдельно.  Гробница - тайник была совсем маленькой. Сейчас мумии хранятся в Египетском музее.

Как бы не были мне интересны времена правления Эхнатона и Нефертити, к ним мы еще вернемся. Но перед этим, все же, следует до конца разобраться  в жизни Аменхотепа Третьего, его жены Тии, которая пока жива,  и рассказать про Карнакский храм, до которого я тоже все никак не могу дойти.

Если вы любите Египет, но вам не известно имя Аменхотепа Третьего, то могу вас заверить,  оно вам известно. Помните знаменитые Колоссы Мнемона? Мимо них не проезжает ни одна экскурсия по дороге в Долину Царей. Это и есть он – наш фараон Аменхотеп Третий.

Когда родился Аменхотеп Третий династия Тутмосов правила Египтом уже 150 лет. И он вступил на трон в очень спокойное время. Азиаты не бунтовали, нубийцы тоже. Вавилон стремился поддерживать с Египтом очень хорошие отношения. Плюс к этому стремилась Ассирия, Митанния и Кипр, который тогда назывался Аласия.

Вавилон покупал у Египта золото. В самом Вавилоне драгоценного металла не хватало. Но и египтяне, как я понимаю, добывали золото больше в Нубии, во время завоевательных походов. Царь Вавилона даже отправил в жену Аменхотепу одну из своих сестер. Еще одну жену Аменхотепу прислал царь Митанни. В честь этого события так же были выпущены праздничные скоробеи, на которых упоминалось, что принцессу сопровождала свита из 817 придворных дам. Это произошло на 10 году правления Аменхотепа Третьего.

Очень много полезных сведений о жизни и политике тех времен ученым дали Амарнские письма.  Они были написаны вавилонской клинописью на глиняных табличках. До нас дошло более 300 писем официальной переписки между двумя фараонами Аменхотепом Третьим и Эхнатоном и царями соседних государств. Их нашли в Амарне, городе фараона – еретика Эхнатона в конце 19 века.

Дружба царей во всей Передней Азии покупалась за золото и жен, как следует из этих писем.  Конечно, случались в Азии небольшие бунты, кто-то из вассалов не платил вовремя дань. Сам Аменхотеп ни разу ни возглавлял войско, идущее в Азию. Этим занимались его военачальники.  Так продолжалось во время всего правления этого фараона.

И только на 4 году правления новый фараон Аменхотеп Третий отправился на юг, к порогам Нила. Причем, его наместник в Нубии вербовал нубийцев в Нижней Нубии, которая была подвергнута сильному египетскому воздействию, воевать против других нубийцев, которые жили в Верхней стране.

Теееееее нубийцы, что были не нашими нубийцами, а врагами, были, естественно, разбиты. И на месте сражения появилась новая плита, которая гласила, что пленными взяли 740 человек, а убили 312 врагов. Меня всегда поражало, как скрупулёзно египтяне подсчитывали каждого убитого и каждого плененного. Плита была поставлена у вторых порогов Нила. Затем войско Аменхотепа разделилось, чтобы наказать все отдаленные деревни. Дальше они двинулись на юг. Войско посетило неизвестное ныне место –Высоты Хуа, которое, как предполагают, находилось примерно там же, где и загадочная страна Пунт (любимая страна для завоеваний царицы Хатшепсут), то есть где-то гораздо выше порогов Нила.

После этого войско фараона Аменхотепа отправилось в страну Карой, про которую мы уже слышали. Там они набрали большое количество золота.  А фараон поставил еще одну плиту. Но это место возле загадочного озера Гора сейчас никто не может точно установить.  Предполагают, что это все там же в пределах границы с Нубией.
Чем же был примечателен этот поход? Это было последнее крупное вторжение фараонов в Нубию. Конечно, постоянные карательные операции продолжались. Очень уж любили дикие черные племена нападать на долину Нила. До четвертых порогов долина Нила была покорена. А до вторых порогов полностью подчинена влиянию Египта.  Во всех крупных нубийских городах были построены египетские храмы, нубийские ремесленники учились египетскому искусству и ремеслу. Этакая культурная египетская революция в дикой, жаркой Нубии.

Аменхотеп Третий, которому не очень то и надо было дальше воевать, занимался другими приятными для себя делами. Развивал искусство, торговлю.  По Нилу туда – сюда сновали бесчисленные корабли торговцев со всего света. В общем, в те времена  Аменхотепа Третьего в Египте было все не просто хорошо, было очень хорошо.
Обломки египетской керамики и скарабеи  с именами Аментохотепа  Третьего и его жены Тии были найдены в Микенах, в Греции. Даже тут, на северной части Средиземного моря чувствовалось влияние культуры Египта. На Крите проводились египетские религиозные церемонии, египетские пейзажи  рисовали художники Микен… Даже в гробницах этого города  на потолках появляются египетские мотивы.
Давным – давно на Крите была догреческая письменность и сейчас ученые находят явные следы влияния на нее египетских иероглифов.

Греки стали часто встречаться на торговых улочках Фив. Теперь и их искусство оказывало влияние на египтян. Греки привозили в Египет серебро, которое было в  полтора раза дороже золота. Но ценность серебра стала резко падать. И во времена правления в Египте Птолемеев серебро стало дешевле золота в 12 раз.

Раз развивалось торговое мореплавание в Средиземном море, то тут же возникли и пираты. В основном это были ликирийцы. Они грабили корабли не только в море, грабили города Кипра,  но и заходили в Дельту Нила. Аменхотеп Третий вынужден был создать морскую полицию для борьбы с пиратами. Полиция стояла в устье Дельты и пропускала только мирные торговые суда.

Все товары, кроме тех, что предназначались для царя, были обложены пошлиной. Так же полиция охраняла все сухопутные торговые дороги. Если иностранец не мог внятно объяснить причины своего пребывания в Египте, его могли отправить назад.
Поток рабов, преимущественно семитов, не иссякал. Специальный царский служащий распределял их для работы по всей стране.
 
В это же время начал сильно меняться облик египтян, так как происходило постоянное смешивание кровей.

Казна Аменхотепа Третьего трещала от сокровищ. Сейчас никто из ученых даже не берется предположить, насколько был богат этот фараон. Даже не именно этот фараон. Все его предки, в течение ста лет только и делали, что накапливали богатства.

По большим праздникам фараоны жаловали важным сановникам и вельможам очень щедрые дары. Менялось все, уже не было простой одежды, не было простых причесок. Пришло время дорогих костюмов и больших париков. Голые ноги обували в роскошные, расшитые золотыми нитями и жемчугом сандалии.

От многих подношений вельможам первые фараоны сами бы пришли в неописуемый восторг. Когда-то фараоны первых династий, в благодарность за хорошую службу дарили вельможам земли. Теперь все стало по-другому.
 
Жители Фив при Аменхотепе Третьем ходили разодетыми вокруг шикарных домов, огромных вилл с восхитительными парками и садами.

Рабский труд и богатство чиновников и вельмож быстро превращали Фивы в очень красивый город. 

Сам фараон предоставлял в распоряжение своих архитекторов все, дабы они создавали потрясающие здания и дворцы. Менялись не только архитектурные формы, но и размеры помещений стали огромными.

Как жаль, что все это очень быстро превратилось в пыль под ногами. И сейчас даже трудно себе представить все  великолепие  Фив.

Многие архитекторы тех времен были по-настоящему талантливыми людьми. Один из них, носивший имя Аменхотеп, упоминается в греческих хрониках 1200 лет спустя. Он славился своей мудростью и греки занесли его высказывания в Книгу Изречений Семи мудрецов.

А во времена Птолемеев из этого человека сделал божество – Аменхотеп сын Хапу.
Менялись  размеры типы  храмов.  Самые изящные из них поразили архитекторов экспедиции Наполеона. И уже последние познакомили с этой архитектурой современный мир.

Ритуалы жрецов усложнялись, это требовало бОльшего количество помещений, чем раньше. Колонны храмов стали помещаться внутри. Везде господствовала перспектива, строгие пропорции, изящество и тд.

В храмах строились огромные гипостильные залы (залы с колонными), перед которыми расстилался огромный внешний двор с воротами – пилонами. Пилоны – это такие своеобразные башни, которые образуют фасад храма. Обычно их стены были наклонены внутрь, наверху был вогнутый карниз, а между ними – главные ворота в храм.
Чаще всего сам передний двор окружал портик с колоннами.  В кладке встречались огромные глыбы весом по 100 и 200 тонн.

Все поверхности стен  храмов были покрыты рельефами. Снаружи рассказывалось о царских битвах, внутри о поклонении фараона богам.  Все это было очень ярко расписано или отделано золотом.

Огромные двери в храмы обычно делали из ливанского кедра, окованного бронзой. С каждой стороны возвышались обелиски, которые высотой превосходили пилоны. Тут же стояли колоссальные статуи фараонов. Статуи были изготовлены из цельного куска гранита.

Даже трудно себе представить первоначальный вес и объем этих кусков гранита. Как их добывали в каменоломнях, а потом доставляли в мастерские при храмах.  В Египте красный гранит добывался только в одном месте – в большой каменоломне в Ассуане. Чтобы доставлять эти огромные, тщательно обтесанные глыбы, строили специальные ладьи с плоским дном и дожидались подъема воды на Ниле.
 
А как потом устанавливали эти огромные обелиски?

Особенно когда ты все это видишь в храмах и вспоминаешь о том, что это делали люди 3000 – 3500 тысячи лет назад. Это просто взрыв мозга!

Рабочие строили специальные понтоны треугольной формы из земли, сырых кирпичей и песка.  Высота понтона тщательно рассчитывалась, исходя из длины обелиска.  По понтонам затаскивали обелиск тупым концом вперед на самый верх. Затем рабочие начинали выгребать песок и землю. И обелиск постепенно опускался вниз на постамент. В тот момент его опутывали веревками и медленно устанавливали вертикально.

По тому же способу возводили огромные колонны в храмах, в частности в гипостильном зале Рамзеса Второго в Карнакском храме. Когда возвели все колонны этого огромного зала, все пространство вокруг было заполнено землей до самого верха. Потом начинался процесс уборки земли.

Все  храмовые элементы были известны и ранее. Просто архитекторы Аменхотепа собрали все это в кучу и предали еще больший монументализм.
В Египет все стало не просто большим, все стало огромным. И при этом родился совершенно новый тип храмов, которым было суждено дожить до наших времен.


Рецензии