Мой ответ Александру Моржову

Уважаемый Александр!

Пожалуй, сразу начну с того, что напомню читателю  слова из Вашей публикации. Они настолько  актуальны в настоящее время, что заслуживают повторения:
«У нас сегодня нет действующих контрольных служб  в  этой пищевой сфере, говорят специалисты. Обязательную  сертификацию молочной продукции отменили. Торговой инспекции нет. Поэтому сегодня фальсификаторы процветают. Производителю наплевать на потребителя: главное – дешево произвести и дорого продать. Мы,  потребители, это видим  в магазинах  каждый     день».


Вы абсолютно верно подметили, что производителю наплевать на потребителя, у нас, действительно,  нет специальных  контрольных служб,  хотя  контроллёров, всякого уровня пруд пруди...

Такое наплевательское отношение к потребителю сложилось не мгновенно, а в течение  нескольких   последних лет и существует лишь потому, что  производитель уверен в своей безнаказанности.

Опять возвращусь к вашему тексту : «На  многие  происходящие  вещи  в  нашей  большой  стране  мы  часто смотрим  спокойно, с  терпением, особенно  те, кто постарше. Например, на  повсеместное  ухудшение  качества  сегодняшней  еды. Ну  не избалованы  мы  были  раньше изобилием этой самой еды, хотя  плохим качеством  в  основном  она  раньше, как раз  и не страдала. Жалко  только  молодежь, которая  не попробовала  прежние  сосиски или  шоколадные  конфеты. Ну что делать, кругом  теперь химичат  ловкие дельцы, зарабатывая на этом деньги. Таков наш нынешний  рынок».

 Видите,   российский потребитель, как вроде, уже соглашается с положением дел и лишь констатирует :  «таков наш нынешний рынок».

Как так случилось, что малочисленная и хорошо отлаженная система контроля за качеством товаров в нашей стране была ликвидирована?  Постараюсь  подробно ответить, поскольку знаю об этом не понаслышке.
В пресловутые  90-е годы,   когда  потребительский рынок наводнили низкокачественные товары из-за рубежа, когда  предприимчивые  ЧП, ИП  расфасовывали  БАДы  одного наименования и состава, но   в разные  коробочки, наклеивая на них  этикетки от противоположных заболеваний, когда   продукты питания  изготавливали и хранили  в наспех снятых подвалах без соблюдения элементарных требований санитарии,  когда в  пищевые продукты впихивались недопустимые добавки, а рыбу, мясо птицы «накачивали» полифосфатами, «натуральные соки» готовились  из химических консервантов, привезенных из Китая -  именно в это самое  время  была  ликвидирована служба,   именуемая -Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Заинтересованные бизнесмены  из числа крупных  производителей  пищевых продуктов  «вышли» на  самый высокий правительственный уровень  и пролоббировали  уничтожение государственного органа, который  мешал   работать бесконтрольно и зарабатывать огромные прибыли на низкокачественном сырье.
Либеральное крыло правительства в то время  утверждало: конкуренция между предприятиями  заставит производителей  выпускать качественную продукцию, а дополнительные нагрузки, связанные с проверками, могут препятствовать начинающему развитию бизнеса.

Чем же стала  опасна малочисленная государственная организация? Ответ прост до безобразия- действующим в то время законодательством! Под неё были специально созданы законы и законодательные акты, которые, действительно,  а не на словах,  позволяли бороться  с  изготовителями  некачественной продукции.   Было проще убрать организацию, чем отменить законы! Один маленький факт: по существующему в то время «Положению о Госторгинспекции» она   напрямую подчинялась Председателю Правительства, а это здорово нервировало  недобросовестных дельцов. Разве можно по каждому поводу обращаться к главе Правительства? Может быть, эта  организация много тратила на своё содержание, поинтересуется читатель? Это не так. Окупаемость средств, приносимых в казну государства, за счет деятельности  Госторгинспекции  в 20-25 раз превышал уровень выделяемых  средств  на  содержание  аппарата! Он был малочисленным, но узкоспециализированным. Кроме того, территориально инспекция местным властям не подчинялась, а лишь информировала региональное руководство о  вскрытых нарушениях для принятия мер и  устранения недостатков. Вся информация о состоянии дел в регионах направлялась непосредственно в главное управление, где на заседаниях правительства  анализировалась обобщенная информация со всех регионов России.

Только высочайшего уровня профессионалы  работали инспекторами.  Критерий приема на работу был единственный - высокий профессиональный уровень. В обязательном порядке инспектор по образованию должен быть технологом, проработавшим несколько лет на производстве. Инспекторами по торговли работали специалисты, имеющие  высшее товароведческое образование и  знакомые с торговым процессом от "А" до  " Я".  Иначе  быть не могло. Повышенные   профессиональные требования при приеме на работу оправдывались, поскольку  огромные штрафные санкции за выпуск  недоброкачественной продукции применялись к мясо-молоко-консервным-водочным-хлебным-мебельным-обувным  заводам и фабрикам, где  работали  не лохи, а крутые   профессионалы, отстаивающие  в Арбитражных судах  свои прорехи и недостатки. Проиграть в Арбитражном суде иск к производителю считалось позором и   обсуждалось на совещаниях всех уровней.  Специалист-эксперт, проверяющий производство, досконально знал весь технологический процесс и находил  в этой цепочке именно то место, где происходил сбой, поведший за собой выпуск брака. Как следствие, применялись очень строгие санкции: приостанавливалось производство,  применялись штрафы,  выписывалось предписание об устранении недостатков и до тех пор, пока   инспектор  после повторной проверки не  давал  разрешения  на открытие,  производство  простаивало...Разве такое положение дел могло понравиться новоявленным олигархам?  Ясен перец,  что от такого контроля им ничего хорошего ждать не приходилось. Все аргументы по поводу большого количества контролирующих органов были несостоятельны, в то время, кроме этой организации право  контроля в части  качества товаров имел еще Госстандарт.  Поэтому начались  аппаратные игры, приведшие к тому, что  Госторгинспекцию реорганизовали, присоединив её к санэпиднадзору, а   новую структуру назвали Роспотребнадзор.  Функции  и законодательство в области контроля и надзора за качеством товара здорово поменялось и практически предприятия, вырабатывающие  пищевые продукты стали работать бесконтрольно. Четкие ГОСТЫы, ОСТы  заменили размытыми техническими регламентами.
 
Российский  потребитель  сразу почувствовал разницу.  Посудите сами. Ранее внезапность проверок была регламентирована законом, т. е. специалист, получив письменную или устную (по телефону!!) жалобу от покупателя и, зарегистрировав ее в установленном порядке, срочно направлялся на предприятие.   Внезапность проведения проверок  позволяло застать товар на месте, а если дефект носил производственный характер, то быстро направлялся туда, где продукт  был изготовлен. В настоящее время предприятие в письменном виде уведомляется, что  у него будет проведено мероприятие по контролю ( подробно: кто, когда и с какой целью).  Собственно говоря, нарушителя предупреждает контролирующий орган - уничтожайте улики своих правонарушений!

Еще раз обращусь к вашему тексту. Мне  понравилось приводить из него цитаты:

« А  вот  от таких «скромных» статистических  данных  любой  житель Евросоюза наверняка упал бы в глубокий обморок. При этом по  данным объединения  наших  же  славных  молочников, «основная часть их нарушений  заключается  лишь в некорректной маркировке продукции при использовании жиров немолочного происхождения».

 Как же верно Вы подметили! В наши дни в Роспотребнадзор  принимают умников с юридическим образованием, которые  тщательно всматриваются лишь в этикетку! Ещё бы- недопустимо, чтобы  изготовитель мелким шрифтом доступным прочтению лишь с лупой забыл там  написать, что он  вбухал покупателю.
 
 А если напишет, то и претензий к нему нет никаких, если только при плановой проверке ( один раз в три года с обязательным письменным уведомлением о предстоящей проверке) лабораторные исследования товара выявят расхождения с  этикеткой. А что более  можно требовать  от специалиста с  юридическим образованием? Разве может специалист по гражданскому праву   «на глазок»  определить подмену дешевой рыбы  на дорогую, а продегустировав  творог, сметану, молоко, обнаружить  занижение жирности и отправить образец на лабораторное исследование, которое подтвердит его подозрение. Ведь  дегустировал профессионал, который сам когда-то работал на молочном комбинате зав.лабораторией  или начальником производства...  Вот тогда-то и применялись штрафные санкции на всю катушку   и никакой арбитражный суд, не мог их отменить... А  сегодня покупатель-гурман, покупающий часто сыр, лучше специалиста-юриста разберется в его качестве и ассортименте:  «пармезан напоминает российский сыр, моцарелла  жуется, как резина, а маскарпоне не взбивается».

  И  опять, Александр, возвращаюсь  к вашей публикации:

«По нашим данным, 78,3% продукции, которая преподносится потребителям как сыр, таковой не является, поскольку фальсифицирована растительным жиром. В среднем по регионам этот показатель варьируется от 50% до 80%» — заявил СМИ помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко».

С большой вероятностью,  что это  правда.  Ведь обладая реальными цифрами по производству молока, зная его потребление  в чистом виде и   потребности на производство масла, кисломолочных продуктов, сметаны, сыра, детских смесей  и т.д., легко высчитать дисбаланс, который покрывается жирами растительного производства. Только вдумайтесь, Александр, что   такую замену низкокачественным сырьем ( пальмовым маслом, которое эшелонами поступает в Россию)   специалисты называют «некорректная маркировка»!  Но ведь это чистой воды фальсификат и за это   к производителю  надо применять самые  жесткие штрафные санкции, вводить особый режим, а в случае повтора  - добиваться через суд закрытия  производства. Только когда изготовитель будет бояться штрафных санкций  и ему станет невыгодно выпускать фальсификат – мы сможем добиться результата.

 Аналогичная ситуация обстоит не только с сыром, а со всеми продуктами питания куда входят  жиры. Например: мороженое, творог, йогурт...  Но чтобы  выявить фальсификат, для этого это надо пройти школу знаний с самых низов:  долго учиться в специализированном ВУЗе,  поработать на производстве, выезжать в командировки в области и страны, где этот продукт вырабатывают, чтобы   досконально знать технологию  приготовления. Такое  раньше практиковалось: появляется новый  на российском рынке продукт - собирали со всех областей специалистов, чтобы  их познакомить  с  технологией приготовления.   Это  так правильно... Раньше  инспектор на проверки носил за собой портфель разбухнувший от ГОСТов, ОСТов  и спец.реактивов, чтобы  прямо на месте провести экспресс-анализ, теперь же- носят только ноутбук. А во времена царя Гороха работали такие специалисты экстра-класса, которые возвращали поставщику целые вагоны  забракованной сельди в банках расфасовкой по 5 кг, только за то, что тузлук (рассол) превышал норму по ГОСТу!  Аналогичные забраковки  были по консервам с тушенкой, рыбой. Можете представить аналогичное в наши дни?  На российском прилавке появилось куча продуктов обогащенных чем-то ценным( судя по этикетке)- витаминами, микроэлементами, бифидобактериями и т.д., но,  скорее всего, обогащена у этих продуктов  только цена!

      В настоящее время усиленно проталкивается  тренд в сфере защиты прав потребителей  - научить потребителя самостоятельно отстаивать свои права в судах.  Скоро, возможно, произойдет следующее: нарушил производитель или изготовитель права потребителя –иди гражданин с иском в суд  и  защищай  там свои права самостоятельно... Представьте себе, если  государственная структура с её специалистами-юристами часто проигрывает тяжбу с воротилами бизнеса,  что  тогда говорить о рядовом человеке?  Справедливость и неподкупность наших судов всем хорошо известна.    Что же касается продуктов питания импортного производства запрещенных к ввозу в РФ, пусть даже и качественных, то их активно  на фоне избытка отечественного фальсификата продолжают давить колесами тракторов на свалках. Неужели нельзя  бесплатно раздавать тем,  кто живет за чертой бедности? По данным Россельхознадзора, с июля 2015 года по настоящее время «санкционки» уничтожено около десяти тысяч тонн.

   Закончу, Александр,  вновь вашей цитатой, мне просто больше нечего от себя добавить:

« Правительство ауу, все в  ваших  руках. Не  можете  жуликов заставить нормально работать, уберите хоть в этом секторе санкции  и  дальше спокойно  решайте  проблему отечественного сыроделания. Или  кругом  враги  и пусть им  будет только хуже? А  нам?»


Рецензии
Написать рецензию
Замечательно, вы меня и поддержали и хорошо проанализировали поднятую тему. Ещё бы наше Правительство на неё бы среагировало и тогда можно было сказать, что мечты сбываются. Но у нас сегодня много подобных проблем, поэтому пока чудес не ждем. Спасибо вам, Ирина ,за неравнодушие и информацию.

Александр Моржов   04.03.2016 13:15   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Вам, Александр, спасибо за поднятую тему. Но вряд ли Правительство что-либо в этом направлении станет менять. Мечты сбываются только у Газпрома, а мы даже не акционеры. С уважением

Ирина Алешина   04.03.2016 14:14   Заявить о нарушении / Удалить
Ответ на вопрос "А нам?" пришёл из дружественной Белоруссии -http://www.proza.ru/2016/02/26/37

Аргусс   04.03.2016 21:12   Заявить о нарушении / Удалить


Ответ на вопрос "А нам?" пришёл из дружественной Белоруссии -http://www.proza.ru/2016/02/26/37
Аргусс   04.03.16 •   Заявить о нарушении /


Рецензии