Староверы в общественном сознании и в реальности

      Вырос ли в общественном сознании интерес к староверам “во дни печальные Великого поста”? Да, в определённой степени вырос.
      
     Впервые за последние триста пятьдесят  лет президент Владимир Путин  официально принял в Кремле митрополита Московского и всея Руси Корнилия, главу Русской Православной Старообрядческой Церкви. Встреча состоялась 16 марта сего года, и в  своём приветственном слове митрополит  отметил, что история нашего Отечества своими духовными корнями была тесно связана со старообрядчеством, что староверы во все времена были защитниками страны и патриотами России, но, к сожалению, о них до сих пор мало знают. На встрече обсуждались вопросы грядущего празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкции памятников архитектуры.
 
    Вскоре на ряде Интернет-порталов появились отклики на это во многом историческое событие, суть которых свелась к следующему:  в ближайшее время не удастся возвратить раскольников в лоно Русской Православной Церкви,  Раскол до сих пор не преодолен, и  поныне старообрядцы отчуждены от Православия.
    
    Действительно, навешанные на нас нашими недругами и гонителями ярлыки “раскольники”, “сектанты” уже почти четыреста лет вводят людей в заблуждение, дезинформируют их. Инициаторами Раскола середины семнадцатого века явились патриарх Никон,  царь Алексей Михайлович Романов и их последователи.      Формально целью “реформаторов” стало упрощение богослужения – “книжная справа”. Фактически,  Раскол был  не просто церковной, но государственной “реформой” с целью закабаления народа, беспрекословного подчинения его правящим властям.
    
     Староверы решительно отвергли эту антинародную реформу, они  продолжали молиться так же, как делали это их деды, прадеды и далёкие предки, приняв Православие от Святой земли через Византию, сохранив его во всей чистоте и строгости. Если мысленно встать на точку зрения наших ярых критиков, то получится, что преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Симеон Верхотурский, Трифон Вятский, патриарх Гермоген и сотни других праведников в дораскольной Руси крестились двуперстием неправильно, молились не по тем книгам, глубоко заблуждались. Да и всё христианство и  культура Древней Руси подлежат пересмотру и отказу от них. Это ли не абсурдные мысли?! При отказе от нашего духовного фундамента России суждено исчезнуть в небытии.
       
   После трагедии Раскола в России стало две церкви: старообрядческая  – РПСЦ, гонимая и преследуемая царскими властями, и новообрядческая – РПЦ, ставшая официальной церковью, а подрыв веры и народного духа позднее неизбежно привёл к революции 1917-го года.
   
    Возвратить  староверов  в лоно РПЦ ныне правящей власти никогда  не удастся: не для этого  сознательно шли они на смерть и мучения во имя сохранения чистоты Православия. На  первом месте для них всегда был не царь, не президент, а Бог: отсюда традиционный протест против неправедных действий властей,  подрывающих основы веры. Протест этот исторически принимал самые разные формы: народные бунты и восстания,  бегство на окраины России и за границу. Порой богатые староверы финансировали оппозицию империи Романовых, не предполагая, какого джинна из бутылки суждено им было получить в лице большевиков-атеистов. Пути Господни, воистину, неисповедимы, но никогда староверы не  гнули шею перед светскими властями, учились выживать в любых обстоятельствах.
    
     По первому телевизионному каналу  двадцать первого марта был показан интереснейший сюжет о том, как житель Красноярского края, старовер Петро Рукавицын стал инструктором для бойцов элитных подразделений, научив их, как можно выживать зимой в сибирской тайге. Пятидесятилетний старовер ни разу в жизни не пользовался лекарствами, он показал бойцам, как можно разжечь огонь без спичек, утолить голод древесной корой, спастись от лютого мороза в снежной землянке. Многовековой опыт староверов ещё не раз пригодится нашим современникам.
    
     Многим до сих пор не понятно принципиальное отличие старообрядчества от других форм христианства. И католики, и протестанты, и сектанты всех мастей  любят рассуждать о  принципах отношения человека с Богом, с миром, с другими людьми. Староверы не рассуждают, а проживают всю свою жизнь в единственно верной реальности, данной человеку Богом.

     Эта реальность побуждает их отвергать грехи воровства, пьянства, сквернословия, курения, блуда. Отвергать дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, как сказано о том в молитве  святаго Ефрема Сирина. Побуждает жить воцерковлённой жизнью и неукоснительно соблюдать все посты.
   
     Попробуйте помолиться в староверческой церкви в первую строгую неделю Великого поста!  Это множество земных поклонов, а пища для иных исповедников – чёрный хлеб с водой. А Мариино стояние, учреждённое в память о бывшей блуднице, горько раскаявшейся, молившейся до изнеможения и обретшей святость? Тысяча земных поклонов на вечерней и утренней службах! Многие прихожане едва успевают касаться подручником пола. Попробуйте пять дней в неделе питаться кашами без подсолнечного масла да постными супами! Правда, в рацион можно добавлять овощи, фрукты, орехи и мёд. Зато в выходные дни изысканным лакомством кажется пища с подсолнечным маслом. Рыбу в Великий пост дозволяется кушать лишь дважды: в Благовещение Пресвятыя Богородицы и в Вербное Воскресенье.  О мясной и молочной пище нет и речи – вплоть до Святой Пасхи.       Великий пост – не диета, а время для добрых дел, для торжества духа над плотью, этим и руководствуются русские староверы.

       Раньше в старообрядческих крестьянских семьях матери говорили детям: “Мяско, молочко, маслице и сметанка поднимаются на дерево – всё выше и выше! Вот уже они поднялись до вершины и начали спускаться вниз, теперь с каждым Божьим днём они всё ближе и ближе к нам, а спустятся обратно в Пасхе Христовой”. Дети молились, постились и терпеливо ждали Пасху. Росли здоровыми духовно и телесно, в отличие от многих нынешних зажравшихся деток.

      Рано или поздно в общественном сознании должен наступить перелом по отношению к староверам, чьё неискажённое Православие остаётся эталоном вселенского масштаба.   


Рецензии
"При отказе от нашего духовного фундамента (автор имеет в виду христианскую веру -А.М.) России суждено исчезнуть в небытии."
Зависимость существования любого государства, и России тоже, от исповедания его населением той или иной господствующей в нём разновидности религии не подтверждается историей человечества. Например, евреи в массе своей не отрекались от иудаизма, но их государство (Израиль)после завоевания римлянами на две тысячи лет прекратило своё существование. И подобные случаи в истории человечества не единичны.
Поэтому вышеприведенная цитата - не более чем претензия на глубокомыслие.

Александр Мальчуков 2   28.03.2017 08:13     Заявить о нарушении
Александр, у России - свой путь, он отличается от всех других стран и государств именно сохранением Православия, нашего духовного фундамента. Рухнет этот фундамент, обрушится и государство: я в этом глубоко убеждена.

Галина Чудинова   28.03.2017 08:49   Заявить о нарушении
Свои искренние убеждения, даже основанные на ложных посылках, человек, как правило, не меняет, или меняет очень редко и болезненно. Поэтому, несмотря на несогласие, желаю здравствовать.

Александр Мальчуков 2   28.03.2017 10:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.