Русский удар по Тель-Авиву

УДАР ПО ТЕЛЬ-АВИВУ МИГАМИ-25

1 мая 1960 года опрокинуло все тактические самолётостроительные концепции. Сбитый на 23км высоте американский разведчик прозвучал тревожным звонком для авиастроителей всего мира. Во-первых – малоскоростные бомбардировщики могут летать на недоступных для истребителей высотах. Во-вторых в СССР появились, значит, скоро появятся и в США ЗРК, способные уничтожать сверхвысотные цели. Нужен был самолёт абсолютно новой идеологии, аналога которому в мире ещё не было. И уже через 5 лет такой самолёт появился в СССР. Созданный в обстановке строгой секретности, ровесник американского “Фантома” был и вправду уникальным самолётом. С минимальной боевой нагрузкой в две ракеты Р-40 он достигал скорости в М3 на высоте в 28 000метров. На таких высотах угол атаки лопаток обнулялся, изменялся контур воздухозаборника, и двигатель становился прямоточным. В середине 60ых годов никто не верил, что можно создать двухрежимный двигатель, считая, что при переходе с турбореактивного режима на прямоточный самолет, почти наверняка, потерпит аварию. Но, несмотря на всё, секретным этот самолёт оставался всего 8 лет. Во Вьетнаме “Фантомы” и МиГ-21 сходились в смертельной карусели, а на Ближнем Востоке разгорался пожар новой войны. И, если американцы уже поняли, что поражение во Вьетнаме неизбежно, то чаша весов конфликта 1973 года всё время колебалась то в пользу арабов, то в пользу евреев. Наконец, египетские войска отвоевали оккупированный Израилем в 1956году Синайский полуостров.
МиГ-21 получил новые “аэродромы подскока” – израильские “Миражи” и “Фантомы” несли большие потери – теперь бомбы сыпались и на израильские города. С другой стороны, Сирия – из-за отвесных скал звенья МиГов обрушивались на противника, Израиль не мог эффективно прикрыть с воздуха свои танки на сирийском направлении. Египет, в отмщение за вероломную “Шестидневную войну” разместил на Синае уже к 1973 году устаревшие, но, тем не менее – смертоносные ракеты Р-17 – “СКАД”. Попадание одной боеголовки сметало квартал Тель-Авива, а охота “Фантомов” за СКАДами слишком дорого обходилась израильской авиации. И тогда, израильская военщина, не умеющая достойно проигрывать, решила применить “Ultima argumentum” - ударить по Каиру и Дамаску ракетами “Иерихон” с 30Кт ядерной боевой частью. Даже бессменный союзник и поставщик оружия Израилю – США не смогли отговорить израильское руководство от этого безумия. На Ближнем Востоке назревала ядерная катастрофа. Нужно было запугать израильское руководство неотвратимостью полномасштабного возмездия – но как?
Брежнев не решился продемонстрировать Израилю русский ядерный кулак – аналитики убедили генсека в том, что планируемый ядерный удар по Израилю 1Мт Р-16 может привести к “ограниченному обмену”, а то и к глобальной ядерной войне между СССР и США.
Ситуацию спас МиГ-25. Разрабатывать МиГ-25 в Советском Союзе начали в 1960 году. Через три года Александр Бежевец впервые увидел макет этого самолета в ГЛИЦ ВВС, где Александр Саввич служил летчиком-испытателем.
Даже не вдаваясь в технические особенности, было ясно, что самолет очень сложный и в конструкции, и в эксплуатации. Это была машина нового поколения, а чтобы летать на ней, от летчика требовалось еще и серьезное инженерно-техническое образование. В центре работать на МиГ-25 стали Бежевец и Иринархов. Сначала в Жуковском, потом в Ахтубинске. Там Александра Саввича назначили ведущим летчиком-испытателем нового самолета, который действительно оказался уникальным. Тогда в мире не существовало истребителя, способного приблизиться по летным характеристикам к МиГ-25. Он достигал высоты более 20 тысяч метров, развивал скорость до 3 тысяч километров в час. Благодаря специальной аппаратуре самолет мог автономно двигаться по маршруту, а его навигационная система обеспечивала возвращение на свой аэродром и заход на посадку. В то время главные конкуренты советской машины американские «Фантомы» и французские «Миражи» не поднимались выше 15 тысяч метров от земли и едва разгонялись быстрее 1000 километров в час.
На МиГ-25 летали только в высотно-компенсирующем костюме и гермошлеме.
Но и при этом организм человека испытывал колоссальные перегрузки. К тому же, летая днем на огромной высоте, летчик постоянно находился под палящими лучами солнца. После приземления белье, которое испытатели надевали под костюмы, оказывалось мокрым до нитки, хоть выкручивай. Тогда конструкторам МиГа пришлось поломать голову, чтобы защитить летчика от зноя.
К исходу 1969 года основная работа завершилась. Уже поговаривали, что скоро назначат государственные испытания, как вдруг Бежевец получил необычное задание – срочно приступить к бомбометанию с предельных высот (более 20 тысяч метров). Необычность заключалась в том, что Александр Саввич испытывал разведывательную модификацию МиГ-25. Но приказы не обсуждают.
Работали на полигоне в Ахтубе. К самолету подвешивали 4 пятисоткилограммовые бомбы, которые он сбрасывал по площадным целям. Из-за большой высоты обычные прицелы оказались бесполезны. Для прицеливания впервые использовали навигационную аппаратуру. Она учитывала скорость полета, расстояние до цели, высоту и автоматически вычисляла момент сброса бомбы. Результаты оказались очень хорошие.
Хотя летчикам не объясняли цель этих тренировок, но и так было ясно, что самолет готовят к боевым действиям. И скорее всего на Ближнем Востоке. Ведь там с 1967 года практически не затихал арабо-израильский конфликт. На этот раз Израиль воевал с Египтом.
Весной 1970 года в Ахтубу прибыла специальная комиссия из Министерства обороны и начала формировать секретный отряд. Как объяснили, для применения самолета за рубежом. Старшим команды назначили полковника Александра Бежевца. Вместе с ним отобрали летчика-испытателя ГЛИЦ Николая Стокова и четырех летчиков одного из разведывательных авиационных полков ВВС. Эту часть планировалось первой перевооружить на МиГ-25. Кроме шести летчиков в отряд отобрали несколько сотен авиационных инженеров, техников, обслуживающий персонал. В общей сложности оказалось 450 человек.
В том, что это советские самолеты и ими управляют советские летчики, в Израиле не сомневались. С одной стороны, исправно работала разведка. Как только неизвестные самолеты начали нарушать воздушное пространство Израиля, там очень быстро узнали, кому принадлежат машины. Подтверждение этой информации израильтяне наверняка получили и от своих агентов среди египетских военных.
Что такие существуют, советские летчики убедились, когда начали согласовывать тренировочные полеты над территорией Египта. В специальной заявке указывались день и время вылета, маршрут, скорость и высота полета, другие необходимые данные. Делать это требовалось обязательно. Ведь египетские и помогавшие им советские зенитчики без предупреждения стреляли по каждому боевому самолету, который без предупреждения оказывался в секторе обстрела подразделения.
Вскоре Бежевец заметил, что стоило ему подать подобную заявку, как в указанный день за несколько минут до времени вылета, назначенного нашему самолету, над израильскими военными аэродромами начинали барражировать до десятка целей – истребители уже ждали МиГ-25 и были готовы броситься на его перехват. Советские летчики в такие дни летали, но только над пустынными районами Египта.
Учитывая это, к боевым вылетам готовились особенно. Об этом знали только главный военный советник, Бежевец, штурман отряда и летчик, которому предстояло совершить полет, и то незадолго до вылета.
Однако на аэродроме всегда много людей, и самолет не может взлететь быстро и незаметно. Наши летчики придумывали разные хитрости. Вот, к примеру, одна из них.
Перед боевым вылетом они предупреждали египтян, что запланировали проверку материальной части. Для этого самолет готовят как к обычному полету, потом запускали двигатели и проверяли их работу в различных режимах. После того двигатели останавливали и продолжали проверять самолет в соответствии с регламентом. Главное, что об этом не требовалось докладывать в вышестоящий штаб, достаточно предупредить лишь руководство аэродрома. Следовательно, уже уменьшалась вероятность утечки информации, пока она проходит по инстанциям.
Так вот что делали наши. Когда была проверена работа всех агрегатов, а двигатели самолета тщательно прогреты, летчик, вместо того чтобы их заглушить, быстро выруливал на взлетно-посадочную полосу, взмывал в воздух, с ходу набирал высоту и уходил в сторону Средиземного моря.
А чтобы сбить с толку операторов израильских радиолокационных станций, на время вылета в районе аэродрома базирования МиГ-25 организовывали учебные полеты других советских самолетов. Среди множества отметок, которые высвечиваются на экранах локаторов противника, невозможно быстро определить, какая из них принадлежит МиГу-25.
Прибегая к подобным хитростям, советские летчики исполосовали воздушное израильское пространство вдоль и поперек, получив при этом особо ценные разведывательные данные. Кроме вооружения на борту этой модификации МиГ-25 были установлены фотоаппараты с высочайшей разрешающей способностью. Летая даже на высоте 20 тысяч метров, летчики делали снимки местности, на которых отчетливо просматривалась система оборонительных позиций израильских войск, места расположения воинских частей, аэродромов других военных объектов. Однажды Александр Бежевец пролетел в 29 километрах от центра Тель-Авива. Город оказался буквально под крылом. «Фантомы» и «Хоки» стреляли с разных направлений, но их ракеты и снаряды не доставали до нашей машины.
Бежевец включил фотокамеру и заснял всю эту огненную феерию на пленку, а заодно и город, над которым летел. На фотографиях, сделанных в том полете, легко просматривался каждый дом. Указав на один из них, египтяне сказали, что в нем живет Голда Мейер – в то время премьер-министр Израиля.
Естественно, подобные фотоснимки имели огромную военно-стратегическую ценность. Поэтому после каждого вылета делали два экземпляра планшетов со снимками. Один оставляли египтянам, второй сразу отправляли в советский Генеральный штаб.
Израильские радиолокаторы известили силы ПВО и ВВС о приближении к Тель-Авиву объекта на высоте 26км со скоростью в М2,65. Генералы недоумевали – что же это может быть? Тем не менее, на перехват было поднято звено из четырёх “Фантомов”. Они шли навстречу МиГ-25, разбившись на две пары. МиГ открыл огонь первым, выпустив “по одной из целей” с 27км обе ракеты: радарную Р-40Р и тепловую Р-40Т. Несовершенный, созданный в 1965 году радиолокатор МиГа распознал две цели, как одну, что сыграло с израильскими “Фантомами” злую шутку. “Фантомы” выпустили по две “Спэрроу” с высоты 19км – выше подняться они не могли – ракеты с аэродинамическими рулями не были способны маневрировать в разряжённом воздухе по выработке топлива. В то же время Р-40ТД буквально “испарила” ведомый “Фантом” первой пары, а Р-40Р обдала стальным дождём тяжёлых осколков ведущего – пилоты второго самолёта сумели катапультироваться. Потеряв две машины, израильтяне предприняли ещё одну безуспешную атаку – ракеты “засыпались” не способные к маневру на большой высоте – и пошли на посадку.
В это время МиГ-25 взяли на сопровождение расчёты двух зенитных комплексов “Хок”.
В небо взмыли 6 ракет. Но полегчавший на 900кг и уменьшивший мидель МиГ поднялся на высоту в 28км и развил скорость до М2,8. На высоте в 26км, на два километра ниже МиГа, один за другим сработали самоликвидаторы “Хоков” - 26км была их предельная досягаемость по высоте. В воздух поднялись четыре звена “Миражей” – предельно облегчённые, недозаправленные, они несли только по одной ракете под фюзеляжем, были способны подняться до 24км и атаковать МиГ ракетами М-530 с таким расчётом, чтобы перехват произошёл до выработки топлива. Одно звено стартовало сзади, два брали МиГ в клещи с флангов, четвёртое звено летело навстречу советской машине. Но пилот МиГа успел выполнить свою задачу до конца – на центральные кварталы Тель-Авива были сброшены две 500литровые объемно-детонирующие бомбы, стёршие с лица земли два квартала делового центра города.
МиГ “похудел” ещё более чем на тонну, к тому же, истратил немало топлива и не имел более никаких подвесок, увеличивающих мидель – истребитель на скорости поднялся до 30км и развил на форсаже горизонтальную скорость до М3,2 (что зафиксировали израильские радиолокаторы) Оторвавшись от трёх звеньев “Миражей”, МиГ-25 пролетел в 6км над звеном, вылетевшим ему навстречу, и 3 ракеты “Матра-530”, как и 12“Сперроу” неуправляемо посыпались на землю. Только ведущий звена миражей сделал отчаянную “свечку” и выстрелил с 26км по МиГу свою М-530. Однако, несмотря на то, что ракета достигла 30км высоты, она не могла перехватить цель, летящую на скорости более М3, тем более, когда МиГ отвернул на 30° .
А судьба отчаянного израильского полковника сложилась трагически. Для радара одного из комплексов “Хок” отметки “Миража” и МиГа совместились, и одна из трёх зенитных ракет прямым попаданием поразила “Мираж”, который, потеряв подъёмную силу на резком наборе высоты, перешёл в крутое пикирование. А МиГ-25, тем временем, приземлился на египетском аэродроме.
Израильские генералы были в смятении – потеряв три истребителя (один от собственной ЗУР), атаковав одиночную цель пятью звеньями истребителей, которые произвели пуск 16 ракет средней дальности, атаковав цель 9-ю самыми считавшимися в НАТО мощными зенитными ракетами, ни ПВО ни ВВС Израиля не смогли защитить центр своей столицы (фугасная волна ОДАБ как метлой смела пять 16-ти этажных зданий, погибло около 300 человек) от ВСЕГО ОДНОГО самолета.
Его не доставали ни по высоте, ни по скорости зенитные ракеты, его практический потолок был на такой высоте, где аэродинамические рули РВВ и ЗУР теряют свою эффективность. А на следующий день над Тель-Авивом появились ещё четыре МиГ-25 - каждый - с двумя ОДАБ-500 и двумя РВВ. Истребители летели на высоте 28км и скорости М2,8 – то есть, они заранее были недоступны ЗРК и истребителям. Израильтяне, всё равно подняли на перехват два звена “Фантомов” и четыре звена “Миражей”, которые “только палили ракетами в небо, да жгли керосин”. Ещё 8 бомб упали в центре Тель-Авива. В это же время, через американских дипломатов (СССР не поддерживал дипломатических отношений с Израилем) Тель-Авив получил ультиматум Москвы – в случае применения Израилем ядерного оружия новые МиГ-25 с территории Египта и Сирии сровняют с землёй все крупные израильские города, что обернётся стотысячными жертвами, и поставит под вопрос существование государства Израиль. Даже самые агрессивные израильские военные понимали – это не блеф – МиГ-25, прозванный Ангелом Смерти, Израилю просто нечем перехватить. Ядерная война была предотвращена.
Египетская эпопея для советских летчиков-испытателей завершилась так же неожиданно, как и началась. В марте 1972 года поступил приказ отправить в СССР два самолета с первой группой летчиков, инженеров и техников, в апреле – оставшихся людей и технику.
Через некоторое время в Советском Союзе был принят на вооружение МиГ-25, и он начал поступать в строевые авиационные части. В 1975 году полковнику Александру Бежевцу за успешное испытание этого самолета присвоили звание Героя Советского Союза. Разведывательная модификация МиГ-25, которую испытывал Александр Саввич, до сих пор состоит на вооружении разведывательных авиационных частей ВВС России.
После Войны Судного дня американцы предприняли все возможные меры, чтобы заполучить этот самолет. Что им удалось осуществить в 1976 году, когда он был похищен спецслужбами США при помощи завербованного ими летчика Беленко. Предатель, как известно, перегнал МиГ-25 в Японию, где американские инженеры и конструкторы разобрали истребитель, что называется, до винтика.
Но самая значительная победа МиГ-25 произошла без единого пуска ракет. С появлением МиГ-25 и уточнением по косвенным или разведывательным данным его характеристик, а вовсе не из-за катастрофы в результате столкновения с истребителем сопровождения, была свёрнута программа выпуска серии “трёхмахового” стратегического бомбардировщика В-70 “Валькирия”. Когда выяснилось, что В-70 серьёзно уступает МиГ-25 в высотности, к тому же, может значительно меньшее время выводить двигатели на форсаж, с серьёзным ущербом для дальности полёта, а крейсерская сверхзвуковая скорость В-70 равняется М1,2 против М1,6 у МиГ-25, Пентагон принял окончательное решение свернуть программу В-70.
МиГ-25 красиво завершил свою карьеру – в 1986 году новой ракетой Р-33 МиГ-25 сбил американский малозаметный разведчик SR-71 Black Bird (“Чёрная Птица”), нарушивший воздушную границу полярных владений СССР. Надо сказать, что SR-71 – неординарный самолёт. Первая американская “невидимка”, сверхвысотная, с двумя мощнейшими прямоточными двигателями развивала скорость до М3,7; и всё же… От прямого попадания ракеты корпус разрушился полностью, обломки упали на лёд, и, уже спустя десять часов, вертолёты Ми-26 везли нашим авиаконструкторам ценнейший материал – прямоточные двигатели и фрагменты специальной обшивки “невидимого” самолёта.


Рецензии
Здравствуйте. Я понимаю, что этот текст называется "рассказ". То есть нет к нему никаких претензий. Но может быть Вы дадите ссылку на какие-нибудь серьезные источники? Я просто очень интересуюсь этой темой и не могу понять - фейк это или правда. Или полуправда (тогда, какая половина - правда?))). То есть то, что летали над Тель-Авивом вроде бы да...но вот насчет высотного бомбометания - не пойму. По опыту своему знаю, что ВВС - чемпионы вооруженных сил по сочинительству. Спасибо.

Черный Следопыт   19.05.2017 17:01     Заявить о нарушении
Открытых источников нет. Но я разговаривал с пилотом, нажимавшим гашетки. За слёзы наших матерей. За нашу Родину. Карфаген должен быть разрушен.

Алексей Николаевич Крылов   19.05.2017 17:13   Заявить о нарушении
А фамилия у пилота была?

Черный Следопыт   19.05.2017 17:30   Заявить о нарушении
Безусловно. Она есть в тексте рассказа. К своему подвигу он обстоятельно готовился в полигонных условиях.

Алексей Николаевич Крылов   19.05.2017 17:32   Заявить о нарушении
Да, извините, теперь увидел. Спасибо.

Черный Следопыт   19.05.2017 17:40   Заявить о нарушении
Заходите ещё. Найдём, что почитать.

Алексей Николаевич Крылов   19.05.2017 17:48   Заявить о нарушении
Карфаген и будет разрушен! Но не бомбами, а коррупцией оплывших жиром кремлядей.

Эдуард Казанцев   20.05.2017 07:59   Заявить о нарушении
Бомбы там не помешают, думаю. Объёмно - детонирующие. Тонные.

Алексей Николаевич Крылов   20.05.2017 09:33   Заявить о нарушении
Чемпион ВС по сочинительству давно известен и безсменен. Это ГЛАВПУР.

Алексей Николаевич Крылов   20.05.2017 09:52   Заявить о нарушении
Некоему Следопуту (чёрному):24 июля 2015 г. на Федеральном военном мемориальном кладбище похоронен выдающийся летчик-испытатель, участник арабо-израильской войны, Герой Советского Союза Александр Саввич Бежевец. Траурная церемония для выдающегося сына Отечества была организована Военно-мемориальной компанией.

Алексей Николаевич Крылов   20.05.2017 23:02   Заявить о нарушении
Следопыт, прошу прощения, но вот перевод, сделанный гуглом с буржуинского сайта:

Был ли Mig-25 Foxbat и модернизированный Mig-31 Foxhound способным перехватить SR-71? Этот вопрос регулярно поднимается на симпозиумах SR-71 и мероприятиях докладчиков Blackbird по всей территории США. Этот вопрос является целью данной веб-страницы. Во время холодной войны россияне были очень обеспокоены проектом сверхзвукового бомбардировщика США XB-70. В ответ они создали Mig-25, который был спроектирован как перехватчик Mach 2.8 для противодействия воздушным целям при любых погодных условиях, днем ​​и ночью, а также в плотных враждебных условиях радиоэлектронной борьбы. Это был ответ СССР на проектирование в США быстрых, высоко летающих самолетов, таких как XB-70, североамериканский F-108 и Lockheed SR-71. МиГ-25 испытывал недостаток в технологической обработке, но его эксплуатационные характеристики вызвали большую озабоченность на западе. Он был спроектирован так, чтобы функционировать как дальний перехватчик и разведывательный самолет. Центральный фюзеляж представляет собой большой сварной стальной топливный бак, поэтому авионика, радар или камеры находятся в носу. Скорость ограничена до 2,83 Маха, в основном из-за проблем с управляемостью. МиГ-25 представляет собой высокоплановый моноплан с двумя ребрами, слегка подметенными крыльями и хвостовой плоскостью с переменным углом наклона. Чтобы улучшить продольную устойчивость самолета и предотвратить сваливание при крутых углах и дозвуковой скорости, на каждом крыле имеются два мелких поверхностных ограждения. Конфигурация моноплана высокого крыла вместе с боковыми воздухозаборниками позволяет снизить потерю аэродинамической эффективности, вызванную помехами крыла и фюзеляжа. Самолет приводится в движение двумя турбореактивными турбореактивными двигателями Tumansky R-15D-300 весом 11200 кг, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. Двигатели развивают 11 200 кгс тяги с полностью выбранной форсажной камерой. Двигатели обеспечивают максимальную скорость 3000 км / час на большой высоте. Максимальная скорость на малой высоте составляет 1200 км / час. Самолет имеет служебный потолок в 22 500 метров. Дальность полета на высотах от 9 до 11 км со скоростью 0,85 Маха составляет 1950 км. На больших высотах от 20 до 21 км и скорости Маха 2,35 пробег составляет 1650 км. Максимальная рабочая нагрузка составляет 4,5 г. Существуют версии для двухместного тренажера как для истребителя, так и для разведки. Производство истребителя закончилось в 1983 году. МиГ-25 участвовал в нескольких войнах на Ближнем Востоке. Более 1200 были построены, из которых около 75% были перехватчиками. МиГ-25 был изготовлен MAPO-MiG, Московской авиационной производственной организацией MiG, которая базируется в Москве, и акционерным обществом авиационного завода "Сокол" в Нижнем Новгороде в России.

В поисках свободы 6 сентября 1976 года подполковник Виктор Иванович Беленко пилотировал свой МиГ-25 (продукт СССР № 84) из 513-го истребительного авиационного полка на сибирской базе Сахаровка, командование ПВО СССР, и перебрался в Соединенные Штаты. Он приземлился на МиГ-25 в Японии при неблагоприятных погодных условиях. Ни один западный человек никогда не был рядом с МиГ-25, и многое о самолете было неизвестно. Это был единственный самолет, которого больше всего боялись на Западе. В 1973 году США. Министр ВВС Роберт С. Симанс считал МиГ-25 «Пожалуй, лучшим перехватчиком в производстве на сегодняшний день в мире». В 1967 году урезанный МиГ-25 установил мировой рекорд, достигнув скорости 1852 миль в час, а другой самолет установил рекорд высоты, взлетев до 118 898 футов. Виктор Беленко с очень низким уровнем топлива приземлился на своем МиГ-25 в аэропорту Хакодате на севере Японии, сбегая с конца короткой взлетно-посадочной полосы. Его уход на Запад дал Соединенным Штатам возможность внимательно изучить Mig-25. Самолет был полностью разобран, а затем тщательно осмотрен авиационными учеными и инженерами из Японии и США. Президент Форд предоставил Беленко убежище в Соединенных Штатах, и пилот прошел пять месяцев допроса и допроса. Правительство Соединенных Штатов создало для него Целевой фонд, и один лишь интерес позволял Беленко очень комфортно жить в США. Наконец, он стал свободным человеком, чтобы поступать так, как ему хотелось.
После демонтажа МиГ-25 данные были проанализированы Отделом иностранных технологий ВВС в Дейтоне, штат Огайо. Было много сюрпризов:
Mig был изготовлен в феврале 1976 года и, таким образом, был одним из их самых современных серийных самолетов.
Транзисторная схема не использовалась, но вместо этого Советы полагались на вакуумные лампы для большей части своей электроники. Советы пришли к выводу, что в случае ядерной атаки на вакуумные трубки меньше воздействуют волны ЭМИ; были более устойчивы к экстремальным температурам, и их было легко заменить на удаленных аэродромах, где транзисторы могут быть недоступны, если потребуется ремонт.
Сварка была сделана вручную.
Заклепочные головки были выставлены в областях, не критичных для паразитного аэродинамического сопротивления.
Пилотное зрение было сильно затруднено.
С огромными двигателями Туманского Р-15Д-300 Миг считался почти ракетой.
Пилотам было запрещено превышать Маха 2.5. Всего было три инструмента двигателя и индикатор воздушной скорости
http://www.wvi.com/~sr71webmaster/mig25.html

Юрий Казаков   10.01.2019 18:20   Заявить о нарушении
Следопыт, а вот ещё инфа -
Политика
Сообщество 36926 участников
Игорь Раш перепечатал из lawyer-russia.mirtesen.ru 14.05.2013 10:23
Как истребитель-перехватчик МиГ-25 бомбил Израиль

Истребитель-перехватчик МиГ-25 За гранью возможного

1 мая 1960 года опрокинуло все тактические самолётостроительные концепции. Сбитый на 23км высоте американский разведчик прозвучал тревожным звонком для авиастроителей всего мира. Во-первых – малоскоростные бомбардировщики могут летать на недоступных для истребителей высотах. Во-вторых в СССР появились, значит, скоро появятся и в США ЗРК, способные уничтожать сверхвысотные цели. Нужен был самолёт абсолютно новой идеологии, аналога которому в мире ещё не было. И уже через 5 лет такой самолёт появился в СССР. Созданный в обстановке строгой секретности, ровесник американского “Фантома” был и вправду уникальным самолётом. С минимальной боевой нагрузкой в две ракеты Р-40 он достигал скорости в М3 на высоте в 28 000метров. На таких высотах угол атаки лопаток обнулялся, изменялся контур воздухозаборника, и двигатель становился прямоточным. В середине 60ых годов никто не верил, что можно создать двухрежимный двигатель, считая, что при переходе с турбореактивного режима на прямоточный самолет, почти наверняка, потерпит аварию. Но, несмотря на всё, секретным этот самолёт оставался всего 8 лет. Во Вьетнаме “Фантомы” и МиГ-21 сходились в смертельной карусели, а на Ближнем Востоке разгорался пожар новой войны. И, если американцы уже поняли, что поражение во Вьетнаме неизбежно, то чаша весов конфликта 1973года всё время колебалась то в пользу арабов, то в пользу евреев. Наконец, египетские войска отвоевали оккупированный Израилем в 1956году Синайский полуостров.МиГ-21 получил новые “аэродромы подскока” – израильские “Миражи” и “Фантомы” несли большие потери – теперь бомбы сыпались и на израильские города. С другой стороны, Сирия – из-за отвесных скал звенья МиГов обрушивались на противника, Израиль не мог эффективно прикрыть с воздуха свои танки на сирийском направлении. Египет, в отмщение за вероломную “Шестидневную войну” разместил на Синае уже к 1973 году устаревшие, но тем не менее – смертоносные ракеты Р-17 – “СКАД”. Попадание одной боеголовки сметало квартал Тель-Авива, а охота “Фантомов” за СКАДами слишком дорого обходилась израильской авиации. И тогда, израильская военщина, не умеющая достойно проигрывать, решила применить “Ultima argumentum” - ударить по Каиру и Дамаску ракетами “Иерихон” с 30Кт ядерной боевой частью. Даже бессменный союзник и поставщик оружия Израилю – США не смогли отговорить израильское руководство от этого безумия. На Ближнем Востоке назревала ядерная катастрофа. Нужно было запугать израильское руководство неотвратимостью полномасштабного возмездия – но как? Брежнев не решился продемонстрировать Израилю русский ядерный кулак – аналитики убедили генсека в том, что планируемый ядерный удар по Израилю 1Мт Р-16 может привести к “ограниченному обмену”, а то и к глобальной ядерной войне между СССР и США. Ситуацию спас МиГ-25 “Русский сюрприз”.

…Израильские радиолокаторы известили силы ПВО и ВВС о приближении к Тель-Авиву объекта на высоте 26км со скоростью в М2,65. Генералы недоумевали – что же это может быть? Тем не менее, на перехват было поднято звено из четырёх “Фантомов”. Они шли навстречу МиГ-25 разбившись на две пары. МиГ открыл огонь первым, выпустив “по одной из целей” с 27км обе ракеты: радарную Р-40Р и тепловую Р-40Т. Несовершенный, созданный в 1965 году радиолокатор МиГа распознал две цели, как одну, что сыграло с израильскими “Фантомами” злую шутку. “Фантомы” выпустили по две “Спэрроу” с высоты 19км – выше подняться они не могли – ракеты с аэродинамическими рулями не были способны маневрировать в разряжённом воздухе по выработке топлива. В то же время Р-40ТД буквально “испарила” ведомый “Фантом” первой пары, а Р-40Р обдала стальным дождём тяжёлых осколков ведущего – пилоты второго самолёта сумели катапультироваться. Потеряв две машины, израильтяне предприняли ещё одну безуспешную атаку – ракеты “засыпались” не способные к маневру на большой высоте – и пошли на посадку.

В это время МиГ-25 взяли на сопровождение расчёты двух зенитных комплексов “Хок”.

В небо взмыли 6 ракет. Но полегчавший на 900кг и уменшивший мидель МиГ поднялся на высоту в 28км и развил скорость до М2,8. На высоте в 26км, на два километра ниже МиГа, один за другим сработали самоликвидаторы “Хоков” - 26км была их предельная досягаемость по высоте. В воздух поднялись четыре звена “Миражей” – предельно облегчённые, недозаправленные, они несли только по одной ракете под фюзеляжем, были способны подняться до 24км и атаковать МиГ ракетами М-530 с таким расчётом, чтобы перехват произошёл до выработки топлива. Одно звено стартовало сзади, два брали МиГ в клещи с флангов, четвёртое звено летело навстречу советской машине. Но пилот МиГа успел выполнить свою миссию до конца – на центральные кварталы Тель-Авива были сброшены две 500литровые объемно-детонирующие бомбы, стёршие с лица земли два квартала делового центра города.

МиГ “похудел” ещё более чем на тонну, к тому же, истратил немало топлива и не имел более никаких подвесок, увеличивающих мидель – истребитель на скорости поднялся до 30км и развил на форсаже горизонтальную скорость до М3,2 (что зафиксировали израильские радиолокаторы) Оторвавшись от трёх звеньев “Миражей”, МиГ-25 пролетел в 6км над звеном, вылетевшим ему навстречу, и 3 ракеты “Матра-530”, как и 12“Сперроу” неуправляемо посыпались на землю. Только ведущий звена миражей сделал отчаянную “свечку” и выстрелил с 26км по МиГу свою М-530. Однако, несмотря на то, что ракета достигла 30км высоты, она не могла перехватить цель, летящую на скорости более М3, тем более, когда МиГ отвернул на 30° .

А судьба отчаянного израильского полковника сложилась трагически. Для радара одного из комплексов “Хок” радиотени “Миража” и МиГа совместились, и одна из трёх зенитных ракет прямым попаданием поразила “Мираж”, который, потеряв подъёмную силу на резком наборе высоты, перешёл в крутое пикирование. А МиГ-25, тем временем, приземлился на египетском аэродроме. Правда, набрав М3,2 на форсаже пилот “безнадёжно сжёг собственные двигатели, после чего, перехватчик был направлен морем в СССР на ремонт”. Израильские генералы были в смятении – потеряв три истребителя (один от собственной ЗУР), атаковав одиночную цель пятью звеньями истребителей, которые произвели пуск 16 ракет средней дальности, атаковав цель 9ю самыми считавшимися в НАТО мощными зенитными ракетами, ни ПВО ни ВВС Израиля не смогли защитить центр своей столицы (фугасная волна ОДАБ как метлой смела пять 16-ти этажных зданий, погибло около 300 человек) от ВСЕГО ОДНОГО самолета.

Его не доставали ни по высоте, ни по скорости зенитные ракеты, его практический потолок был на такой высоте, где аэродинамические рули РВВ и ЗУР теряют свою эффективность. А на следующий день над Тель-Авивом появились ещё четыре МиГ-25 - каждый - с двумя ОДАБ-500 и двумя РВВ. Истребители летели на высоте 28км и скорости М2,8 – то есть, они заранее были недоступны ЗРК и истребителям. Израильтяне, всё равно подняли на перехват два звена “Фантомов” и четыре звена “Миражей”, которые “только палили ракетами в небо, да жгли керосин”. Ещё 8 бомб упали в центре Тель-Авива. В это же время, через американских дипломатов (СССР не поддерживал дипломатических отношений с Израилем) Тель-Авив получил ультиматум Москвы – в случае применения Израилем ядерного оружия новые МиГ-25 с территории Египта и Сирии сровняют с землёй все крупные израильские города, что обернётся стотысячными жертвами, и поставит под вопрос существование государства Израиль. Даже самые агрессивные израильские военные понимали – это не блеф – МиГ-25, прозванный Самаилом – Ангелом Смерти, Израилю просто нечем перехватить. Ядерная война была предотвращена.
...

Во время “Бури в пустыне” МиГ-25 не уступали по количеству побед и малым потерям МиГ-29, сбивая даже новейшие F-18(самой слабой стороной МиГ-25 было отсутствие пушки – самолёт создавался под влиянием “ракетных тенденций” Хрущева). Точку в споре между МиГ-25 и F-15 поставил в декабре 2002 года сирийский лётчик, перехвативший ракетой Р-40ТД американский F-15, направлявшийся с турецкой военной базы на патрулирование северной территории Ирака.

Но самая значительная победа МиГ-25 произошла без единого пуска ракет. С появлением МиГ-25 и уточнением по косвенным или разведывательным данным его характеристик, а вовсе не из-за катастрофы в результате столкновения с истребителем сопровождения, была свёрнута программа выпуска серии “трёхмахового” стратегического бомбардировщика В-70 “Валькирия”. Когда выяснилось, что В-70 серьёзно уступает МиГ-25 в высотности, к тому же, может значительно меньшее время выводить двигатели на форсаж, с серьёзным ущербом для дальности полёта, а крейсерская сверхзвуковая скорость В-70 равняется М1,2 против М1,6 у МиГ-25, Пентагон принял окончательное решение свернуть программу В-70.
Но на этом история не кончается – МиГ-31, практически – глубокая модификация МиГ-25 на сегодняшний день – лучший истребитель в мире. Теперь многие электронные системы, включая РЛС “Заслон” с МиГ-31 применяют для модернизации МиГ-25, естественно – и новое вооружение МиГ-31 – ракеты Р-33, Р-37, Р-77 применяются на модифицированных “Двадцать пятых”. Причём, модернизация направлена не только на усовершенствование машин, ранее экспортированных в другие страны – “помолодевшие” МиГ-25, благодаря своим уникальным высотным характеристикам, призваны в составе звена МиГ-31 прикрывать “верхний эшелон”. А это значит – МиГ-25 ещё долго будет защищать небо нашей Родины.

http://skyfireavia.narod.ru/planes/mig25/mig25.htm

Юрий Казаков   10.01.2019 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.