Запахи детства. Троица
В детстве иначе воспринимаешь окружающий мир, и этот взгляд свободен от мнения родных, друзей… Дети намного чувствительней взрослых, именно поэтому они видят окружающий мир немного иначе. Детство – это загадочный мир, познание которого происходит через восприятие действительности посредством впитывания, словно губка… Но через любовь и чувства рождается наивный, чистый взгляд на бытиё и окружающий мир. Кто в детском возрасте сохранил непосредственность и свободное восприятие действительности, тот до конца дней своих останется человеком творческим, способным заглянуть в свою память. В память из детства!
События из детства, когда весь мир был наполнен яркими красками, особенно волнительны! Но все же хочется поскорее стать взрослым, и не всегда ценится это прекрасное время. А когда пройдут годы, осознаёшь, что «без детства холодно на душе» , и детские воспоминания наполняют душу взрослого человека теплом. Воспоминания о беззаботном детстве – это самое лучшее, что есть у взрослого человека. И вспоминается эта чудотворное состояние возраста с особой грустью и радостью.
«А вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви, — были единственными побуждениями в жизни?"– так писал Алексей Толстой в своей повести «Детство".
Перед глазами картина из моего раннего детства: мы с сестрой Ларисой идём по горячей полевой дороге, мягкой от пыли, с рифлёными следами от грузовиков по бокам. Утоптанная сотнями ног грунтовая дорога поблёскивает кое-где на окаменелой грязи полосами после телег. Вокруг - необъятное ржаное поле. Мы то и дело ныряет в золотую рожь за васильками. Ветерок волнами бежит по золоту ржи. Солнце в дымке … Парит … перед дождём.
Скрывается грунтовка в ближнем лесочке, невидимо вьётся там и вымахивает на простор, чтобы бежать дальше, струясь в горячем воздухе, появляться и пропадать — от одного села к другому, а там к третьему, связывая вместе, сплетая воедино пути людские. Ноги идут и идут, взбивая пыль, приятно ощущая босыми ступнями её горячую, разлетающуюся мягкость. Солнце печёт.
Весело смеясь и перегоняя друг друга, мы с сестрой, задрав головы, высматриваем неутомимых жаворонков. Жаворонки поют. Поле, воздух над ним, голубое чистое небо полнятся звоном и трелями. Вот порхает, а то зависнет, трепеща крыльями, и поёт, поёт. Поёт своей подружке, чтоб не скучно ей было в такой сияющий день сидеть на месте, птенцов выводить. Поёт, щебечет, разливается трелями.
Помню, как играл со мной шаловливый пыльный ветерок, то и дело срывая шляпку с моей головы. А мы такие маленькие на фоне золотой ржи в васильково-ромашковых венках, сплетённых мамой для нас с сестрой.Мама плетет венки из этих цветов (теперь я знаю, что это васильки) и поёт: «Всё васильки, васильки, много мелькает их в поле. Помнишь, у самой реки мы собирали для Оли?»
Запомнились мы с сестрой в красных вязаных юбочках, цвет которых очень сердил рыжего петуха-забияку на нашем дворе. Он считал своим долгом защищать своё куриное семейство от беззащитных девчушек в красных юбочках. Скажу по секрету: этот забияка недолго нас гонял по двору – отец расправился с ним по-мужски.
А ещё в моей памяти, словно на чёрно-белой плёнке, мама с братиком на руках. И мы с сестрой в розовых шёлковых платьицах и в шляпках, чтобы скрыть наши «причёски с чубчиками», постриженных под мальчишку.
Как с картины И. Шишкина «Рожь», летучий ржаной ветерок доносил дух испечённого в русской печи свежего хлеба, запах которого я ловлю широко раскрытыми ноздрями, втягивая в себя ароматы луговых ягодных полян, свежескошенной травы, тёплого слепого грибного дождика. После дождя с ивовыми лукошками мы отправлялись на луг за чистенькими печеричками с нежно-розоватыми шляпками.
Эти удивительные благовония детства!
У бабушки в деревне Михалёвка, что на родине Никиты Хрущёва, особенный запах курской антоновки, мочёных яблок в капусте! Густой дух гречишного мёда, который всегда был на столе у потомственных пчеловодов, привлекал ос и пчёл.
В детстве мы часто, устав от игр в лапту и кулючки (прятки), сидели на земле на коленях, подобрав под себя ноги, и играли в катушки и клёпушки! Лежали на изумрудной траве на спине, наблюдая за плывущими облаками. Тёплая, прогретая солнцем земля была неотъемлемой частью бытия.
Земля воспринималась почти как живое существо. У неё есть именины — Духов день. В это время не только строго запрещено работать на земле, но и принято поздравлять её с праздником. Святость земли — непреложное её свойство. Самой надёжной клятвой в мальчишеских играх считалась та, при которой упоминалась земля, а то и держалась в руках или во рту
. Преступить такую клятву страшно, невозможно. Мы с детства понимали роль матушки земли, её женскую сущность - родить!
Помню, как на Троицу молодёжь, старики, дети устремлялись в лес, где проходили народные гуляния! Будивший воображение запах лесной прели из Елизаветинского леса, доносил тягучий воздух в белёную хату с земляным полом бабушки Мани и деда Андрея. Пол к Троице застилался ароматной травой! Березовые веточки, вставленные за рамы окон, за наличники и ставни, зелёная трава, разбросанная по горнице, символизировали хорошее урожайное лето. Эти запахи были в каждом деревенском доме.
Помню удивительный вкус студёной, до ломоты в зубах, родниковой воды, когда мы с бабушкой собирали в лесу лекарственные травы, землянику, малину и грибы!
Помню хрипловато-неокрепший голос молодого кочета, будивший нас по утрам, и празднично-воскресный звон колоколен Ольховского храма, куда нас, внуков, водила бабушка к службе на Троицу.
Память детства, живущая в моём внутреннем мире, спустя годы, требует переосмысления и изложения на бумагу.
2016 КОН
**Духов день
День Святого Духа у славян наполнен глубоким смыслом: с этим праздником связано огромное количество обычаев и традиций. Именины Земли – Духов день (понедельник после Троицы).
Именины Земли – своеобразный день рождения кормилицы крестьянина, матушки-земли. В этот день нельзя было пахать, боронить, копать землю, заниматься посадками и севом. Считалось, что Земля в этот день беременна будущим урожаем, наполнена им. Всё живое ждет плодов Земли – ржи, пшеницы, грибов, ягод, трав и всего прочего, что окружает крестьянина. Нарушить целостность земного покрова – значит рисковать будущим урожаем, значит, нанести тяжкий вред Земле, оставить рану на ее теле.
В этот день принято было кормить Землю: во многих местах крестьяне устраивали «бабский пир». Женщины выходили в поле, расстилали скатерти и устраивали праздничный обед; в это время одна из них «кормила Землю» — раскладывала на поле маленькие кусочки пищи и присыпала их сверху землей. Досыта накормленная Земля в ответ должна была разродиться щедрым урожаем.
В Духов день принято было обходить с крестным ходом распаханные поля, чтобы призвать благословение на Землю-именинницу. Осененная Божьей благодатью Земля в ответ дарила богатый урожай пшеницы, ржи, ячменя.
Накормленная, благословленная Мать Сыра-земля готова была поделиться в ответ своим «добром» — зарытыми кладами. Помолившись Святому Духу, в тихом и укромном месте можно было слушать землю – припав ухом к земле и очистив сердце и душу от дурных помыслов можно был услышать тайные клады. По преданию, в этот день клады выходили на поверхность «разговаривать», и эти разговоры мог услышать чистый разумом человек.
Духов день – время русалок. В ночь на праздник русалки выходили из воды и качались на ветвях ивы или березы. Там, где ступала босая ножка русалки, трава начинала расти зеленее и гуще. Потому молодежь деревни в это ночь выходила в поле «гонять русалок» — бегать по лугам, стегая воздух березовыми прутьями. Но русалки – это все же нечисть, а значит и опасность от нее исходила нешуточная. Русалки способны были заманить парней к себе и утащить под воду,утопить в болоте или завести в лесную чащу. Чтобы избежать этой участи, парни надевали венки, которые им плели влюбленные девушки. В венок необходимо было вплести полынь и те самые ветки березы: береза отгоняла русалок, а полынь считалась универсальным средством против любой нечисти. Кстати, ранним утром после Духова дня необходимо было умыться холодной колодезной или чистой речной водой. Так смывались все хвори и напасти, которые нечисть могла наслать на человека накануне праздника.
Береза играла большую роль в обрядах на Троицын и Духов день. Березовыми ветвями украшали ворота и стены избы, на березу гадали: из ветвей и травы девушки плели венки и пускали их по воде; утонувший венок – в несчастью. Береза же служила пристанищем для духов: по поверью, в Духов день души умерших, еще не ушедшие на небеса, кружили вокруг мест, чем-то важных и памятных для них. А от внимательных глаз души прятались в березовых ветвях.
Свидетельство о публикации №217052102173
через день
с праздником
мира Вам и добра
с уважением Олег
Олег Устинов 02.06.2023 21:06 Заявить о нарушении