Соломоно...

     Вначале «присказка». Не имею привычки высказываться по содержанию произведений, не ознакомившись с ними. Не имею также привычки считать деньги в чужих карманах.
     Теперь по существу. Соломоно... Не знаете, что это? Первое, что приходит на ум — имя древнего правителя, отличавшегося, говорят, недюжинной мудростью. К этому историческому персонажу вернёмся позже, а пока рассмотрим ту же комбинацию букв чуть в ином написании: «Соло моно». Теперь понятно? Да-да, речь о новом романе Александра Потёмкина. Если точнее, не о самом романе (пусть его достоинства и недостатки разбирают критики), а той мощной рекламной кампании, которая была вокруг него развёрнута.
     В принципе, на первый взгляд, нет ничего необычного: чем книга отличается от любого другого полезного продукта? Оно, конечно, так, и вопросов, наверное, не возникло, если бы эта кампания ограничилась постерами в метро и других людных местах. Удовольствие не из дешёвых, ну да издателю виднее. Однако в данном случае счастье узнать о существовании нового мирового шедевра (а реклама позиционирует роман именно так) выпало миллионам граждан страны, и счастье это пришло в каждый дом, где есть телевизор. Вот тут и начинается самое интересное, ибо едва ли не впервые можно было наблюдать, как на протяжении нескольких недель по всем основным телеканалам крутили ролики, посвящённые не способам борьбы с кариесом, перхотью, потовыделениями и диареей, а книге.
     Оставим в стороне содержание и художественное оформление сей пиар-продукции, обратимся к голой экономике. Не является большим секретом стоимость телерекламы, особенно в прайм-тайм. Также не является секретом стоимость издания книг. Используя простейшие арифметические действия, нетрудно оценить, что средства, потраченные на такой «промоушн», вряд ли окупятся, даже если за романом Александра Потёмкина в книжных магазинах выстроятся очереди. Книжный рынок — не рынок зубной пасты и фаст-фуда с постоянным устойчивым спросом: сколько не рекламируй, немного найдётся желающих прикупить себе несколько экземпляров, а не ограничиться одним.
     Отсюда закономерный вопрос: неужто столь очевидное соотношение затрат и предполагаемой прибыли оказалось неожиданным для издательства и автора (между прочим, как написано в его биографии, доктора экономических наук)? Скажем прямо, верится в такое с трудом. Тогда возможны варианты. Например, что задача этой рекламной кампании — не только в продвижении конкретной книги, а имени автора в целом. Однако и тут придётся делать отмеченную выше поправку на рекламируемый товар: не принято покупать одни и те же книги связками! (Опять-таки оставим без комментариев «потребительскую ценность» такого «товара»).
     Есть и другие объяснения, более интересные. Можно предположить, что рекламная кампания обошлась существенно дешевле, но даже с учётом оптовых скидок картина вряд ли бы принципиально изменилась. Другое дело, если вмешался «административный ресурс», однако тут неизбежно возникает следующий вопрос: чем именно вызвана такая избирательность? Придётся повторить сказанное ранее: применительно к полиграфической продукции рекламная поддержка беспрецедентна. С натяжкой можно понять, когда речь идёт о кинофильме: расчёт на повторные просмотры, на приобретение дисков, но книга? Разве что в надежде на будущую экранизацию. Самое время вспомнить древнего царя Соломона: глядишь, ему было бы по силам разобраться в хитросплетениях маркетинговой логики. Остальным же по причине скудоумия остаётся лишь выдумывать всякие конспирологические версии...

     Бог свидетель, не было особого желания публиковать этот текст, но случилось знаковое событие: ушёл из жизни Даниил Гранин, чьи книги без всякой рекламы сформировали мировоззрение миллионов советских людей. Одним из самых значительных произведений стала «Блокадная книга», посвящённая, как нетрудно догадаться из названия, тяготам, мужеству и стойкости жителей Ленинграда в период фашистской блокады. А теперь нам предлагают (если не сказать «навязывают») познать особенности «сознания пораженца», да ещё выдают за шедевр мирового значения. Может, и впрямь такой шедевр, спорить не стану, не мне оценивать, но насчёт целесообразности использования административного и прочих ресурсов есть очень сильные сомнения. Представляется, их можно было использовать с куда большей пользой. Впрочем, как нередко бывает, позиция автора может не совпадать с мнением «редакции». Понятно, какой...
     
     
     05.VII.2017
     
     
     Дополнение 08.VII.2017.
     Как говорится, не успели просохнуть чернила... На телеэкранах появился новый ролик, где рекламируется уже не «путешествие сознания пораженца», а другие романы того же автора. Предлагаются они «для обогащения души и разума». Ни больше, ни меньше...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.