Милосердие и разумное усердие

В мире, к сожалению, много зла, жестокости, черствости. И поэтому так важно проявлять и хранить в душах милосердие. Иисус Христос подал нам живой пример сострадания, жалости, сочувствия к людям, оказания помощи им. Скажем,  однажды Господь «увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14, 14).  Он давал зрение слепым (Мф. 20, 29-34), очищал прокажённых (Мк. 1,40-42) исцелял одержимых (Мк. 9, 20-27). Об оказании помощи ближним Спаситель призывает в притчах о милосердном Самарянине (Лк. 10, 29-37), о блудном сыне Лк. 15, 1-11), о немилостивом рабе (Мф. 18, 23-35). Непревзойденным образцом милосердия является сама крестная смерть Иисуса Христа…
Понятно, что мы, православные, и не только, должны проявлять сострадание к своим собратьям, оказавшимся в беде, трудном, а то и безвыходном положении. Поэтому, откликаясь на горе, добрые люди общинно собирают средства для пострадавших от войн, стихий, передают деньги кому-то на дорогостоящую операцию, вдовам – на содержание детей, проводят благотворительные акции и т.д. Бывают частные обращения нуждающихся жителей, которым оказывается помощь…
Но на каждую ли просьбу мы должны откликаться, и тут же вынимать из кошелька деньги, или делиться нажитым имуществом? В качестве ответа на этот вопрос поведаю поучительную истории из приходской жизни. Некая гореприхожанка Т. свою самостоятельную зрелую жизнь начала с регулярного посещения храма, особенно в праздничные дни, когда там многолюдно. Одна из Заповедей призывает: шесть дней работай, а седьмой день Господу посвяти. Но эта женщина, наоборот, готова была шесть дней, а то и семь, в неделю посещать церковь. Нет, к сожалению, не любовь к Богу и благочестие привело ее в Дом Божий, а – тунеядство и порождающая его лень. Она притворно со скорбным видом подходила к тому или другому прихожанину и выманивала деньги. Если слышала отказ, то начинала запугивать:
– Милостыня – превыше всего. Не дашь  денег – Господь тебя накажет.
И многие расставались со своими кровными (даже кто-то назвал нерадивую женщину блаженной), вместо того, чтобы посоветовать бездельнице пойти и устроиться на работу. Со временем такое неразумное милосердие в край развратило попрошайку. Она стала превращаться в некоего приходского «рэкетира». Случалось, некоторые прихожане перестали ходить в храм, наслушавшись от бессовестной женщины угроз и оскорблений. Настоятель велел прихожанам не идти на поводу у бездельницы, многократно пытался усмирить гореприхожанку, проводил с ней воспитательные беседы, предлагал ей послушания в храме, обещая за них денежное вознаграждение.
– Меня болят руки, ноги, поясница, голова… – напрочь отказывалась от работы попрошайка.
И продолжала «обирать» сердобольных прихожан, только – еще более нагло. Дошло до того, что женщина, встречая отказ верующих, приходила в ярость и начинала все более бесчинно и шумно вести себя во время богослужений. Пришлось настоятелю пойти на крайние меры – обратиться в правоохранительные органы…
Поэтому будем помнить, что милосердие проявлять необходимо, но только по отношению к ближним, которые действительно терпят нужду, бедствие, испытывают  непреодолимые страдания. А вот если к нам обращаются за денежной, материальной помощью вовсе не пострадавшие и вполне здоровые люди, не желающие трудиться, то в этом случае наше милосердие должно заключаться во вразумлении их и разъяснении греха тунеядства. Ибо, как пишет апостол Павел:  «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь… Некоторые поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3, 10-11)…


Рецензии