Он просто верил

«Ранним утром 7 сентября 2010 года в аэропорту «Полярный» г. Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета ТУ-154.
Салон был заполнен полностью...
Авиалайнер готовился к вылету в Москву.
Ничто не предвещало ЧП.
А оно случилось на потолке высоты в  10600 метров..»

*****

Вглядитесь в лицо этого человека.
Простой русский мужик.
Сергей Сотников.
Пенсионер.
В прошлом  просто в маленькой небольшой должности штатный работник крошечного  лётного авиаотряда.
На маленьком аэродроме для местных линий.
Для «Аннушек»,...сельхозавиации  и бипланов местного назначения.
Но это в советское время.
В доельцинские времена.
Когда страна думала о простых ,разбросанных по далям и посёлкам своих людях.
Когда мы летали на НАШИХ советских машинах.
Когда удивлялись, гордились  и ТУ-104, и ИЛ-18, и ЯК-40,и ТУ-154 ...да и многим другим аппаратам.
не было тогда списанных и превысевших свой налёт ,потасканных Боингов..
Гордились нашим ...советским.

А потом..... пропахал один «комбайнёр» всю страну, перепахав даже виноградники .
И развалил всё,  всё уничтожив.
Кто-то опустил от бессилия руки.
Кто-то подобострастно согнулся.
Кто-то запил от безнадёжности и тоски, от неспособности в своих силах как-то поправить..

А кто-то..просто не забыл свой долг, свою ответственность за дело,  помня о разуме, о логике , которую никакие «комбайнёры»,  никакие «заливатели за воротник» отменить не в силах , на какой бы ответственный табурет те  не взгромоздились.

Десятилетиями этот русский человек приходил на свою взлётную полосу маленького аэродрома,  чистил её, приводил её в порядок, сохранял как мог.
С надеждой на торжество здравого смысла.
И сознанием своего долга.
 
Был ли он сумасшедшим?
Нет.
Был ли он романтиком ?
Нет.
Он был и оставался просто СОВЕТСКИМ человеком.
В отличие ,  как от тех.. вновь взгромоздившихся на табуреты власти, и всех их поздних последователей.

А вот что произошло дальше ?...
об этом в моём Лит.дневнике от 6 сентября 2017.

Вот краткая оттуда выдержка.
----

".....Местные жители неоднократно пытались использовать полосу как место складирования дров, приезжавшие грибники - как автостоянку. Сотников воевал со всеми и на их возмущенно-недоуменное «Ну почему?!» не желая вступать в споры, коротко отвечал: «Потому!»

Зачем?

Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос. Ответ его поражает простотой: «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно? Если я эксплуатирую перрон, где находится посадочный квадрат для МИ-8 и МИ-2, то вот рядом - взлетная полоса в таком тоскливом состоянии, царапает ведь за сердце. Пойдешь, да что-то сделаешь».

В то время как одни резали станки на металлолом, реализовывали по сходной цене уникальные корабли, и искали, чтобы еще продать за границу, другие пытались хоть что-то сохранить и сберечь, веря, что настанет день, и снова понадобятся и станки, и корабли, и взлетно-посадочная полоса. Окажись 7 сентября на «взлетке» бревно или автомобиль, окажись она заросшей кустарником (а за 12 лет мог и лес вырасти!) – и жертвы считали бы десятками.

Аварийная посадка

Ту пролетел на аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500. Аварийная гидросистема не подвела - самолет выпустил шасси. Но из-за отказа электропривода не вышли закрылки. Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270км/ч, садиться предстояло на 380км/ч, с отключенными навигационными системами, без связи с наземным диспетчером, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.

Бортпроводница вышла в салон: «Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение».

Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо – экипажу не удавалось попасть в начало полосы. Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди, завывая сиренами, мчались пожарные машины и кареты скорой помощи…

Отче наш, сущий на небесах, да святится имя твое… Царица Небесная, помоги!

«Пострадавших нет»

Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар. Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380км/ч, 350, 300, 250, 200…

Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту-154 остановился. Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил: «Самолет Ту-154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет».

Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом. Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно-посадочную полосу. Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного – это «чудо» сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой человек, из числа тех, на которых и держится Россия.

Клим Подкова"

Источник: Загадки XX века №6/2017


Рецензии
Добрый день, уважаемый Владимир Федорович!
Спасибо Вам, что вспомнили эту историю о настоящем русском Человеке. "Делай, что должно, и будь, что будет..."
Жму Вам руку.
Всего Вам самого наилучшего в жизни и разнообразном Творчестве! Крепкого Здоровья - желаю особо.
С большим уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   10.09.2017 14:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.