Оршанские встречи. Рассказ об отце

 
   Мой отец единственный из трех братьев и сестер оставшийся в живых после страшной войны. Рядовой солдат, освобождая народы от фашизма, прошагав по всей Европе, поставил свою окончательную точку в походе, последней жестокой войны.

   Со своим израненным телом и заслуженными наградами, он вернулся в родной город. Домой вернулся победитель, а дома – нет, нет улицы и города нет. Нет ни жены, ни детей, ни друзей. Все сгорели в пожарище войны. Остались лишь обуглившиеся развалины дома да горькая память.

   Стоит отец на пепелище склонив голову с походным рюкзаком за плечами и пилоткой в руках. Перед его глазами пролетела вся его жизнь. Он вспомнил обнадеживающую юность и милую девушку. Вспомнил свою дружную семью в последний предвоенный год.

   Слез нет, война эту слабость выжгла до тла. Стоит он один как перст и что делать? С чего начинать?  К этому времени в город съезжались все те, кто уцелел или вернулся из эвакуации.  Он принимал активное участие в восстановлении города.
 
  А на дворе вторая послевоенная весна. Всюду пробивается жизнь. Люди как-то обживались на голом месте. А его все это как-то не радовало. Не мог он успокоится, найти себя.

   А время шло. Оно лечит и заживляет глубокие раны и психологические стрессы. Город, как сказочная птица Феникс, медленно понимался из руин и пепла. Уже слышны на улицах веселые детские голоса. Но их радостный смех приводит отца смятение... Так день за днем текла его, одинокая жизнь.

   Однажды, он случайно встретился с молодой женщиной, учительницей английского языка. Как увидел ее, так сразу и прикипел. А на следующий год родился я.

   Отец умел делать все. На выделенном участке земли он построил дом. Мебель сделал сам. В доме создал какой-то уют.
 -И меня, - говорит Арон, - отец всему учил, с детства. -Сегодня в своем хозяйстве все необходимое я строю или делаю сам, конечно, под неукоснительным контролем жены. Он лукаво улыбаясь, искоса поглядывает на реакцию Валентины.

   Так мы и жили. Я учился в школе, вступил в пионерию, много читал художественной литературы. Читал о войне, о подвигах наших солдат, часто задавал вопросы отцу, но он не любил говорить о войне.

   Однажды перебирая награды и держа одну из них в руках, у меня невольно вырвался вопрос, - папа, а это за что ты получил?  Отец, сидя за столом, молча наблюдал за моей возней своими пронзительными глазами. Очевидно в эти минуты перед ним пролетели события связанные с этой наградой. Его суровое лицо на мгновение стало каким-то более молодым и задумчивым. Словно туман навернулся на его глаза.

   Он как-то необычно ласково и в то же время несколько уставшим голосом спрашивает, - зачем тебе это знать? Ты хочешь сынок, чтобы я рассказал тебе, как могут стоять в окопах редкой цепочкой молодые ребята с  винтовками в руках, а на них катится  железное чудо, и за ним идут молодчики? А у тебя в запасе пара гранат, бежать не куда и другого выбора нет. Ты или они. Не нужно тебе это сынок. И с тяжелым вздохом закончил, - война это грязь, это кровь и бесконечная смерть.

   -Единственное, что хотел бы я тебе  пожелать в этой жизни, чтобы ты не испытал подобной, страшной доли. Как бы не было тяжело, но это мирная жизнь и рано или поздно в ней проявятся ростки чего-то нового, светлого.    Эти слова отца я запомнил.


Рецензии
Спасибо Виктор ! Очень конкретно,душевно и содержательно. Действительно побывав на войне по настоящему начинаешь ценить мирную жизнь. Испытал на собственом опыте.Мой отец Оршанец-воспитаник Оршанского аэроклуба. Выпускник Черниговского авиационного военного училища выпуска июнь 1941 года.Он мало мне рассказывал о войне. В основном о нем я узнавал от его друзей однополчан,которые приезжали к нам в Оршу на День Победы.

Леонид Меймухин   03.06.2022 23:57     Заявить о нарушении
Спасибо Леонид.
Вы Оршанец?

Виктор Костылев   04.06.2022 11:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.