О православном сепаратизме

          Христианская доктрина была распространена в римском обществе императором Константином в то время, когда римляне переживали период духовного упадка и ожидали скорого конца света. Вера в Христа давала надежду на бессмертие души, но учение Иисуса не одинаково излагалось богословами в различных христианских общинах империи.

          На Никейском соборе в 325г. богословские противоречия между христианскими священнослужителями были устранены. В присутствии императора Константина большинство епископов приняли единый Символ Веры. Всех несогласных с решением собора объявили еретиками и предали анафеме.

          С этого времени на протяжении многих веков церковь оставалась единым организмом с точки зрения каноничности ее учения, однако изменяющаяся политическая жизнь народов, связанная с исчезновением старых и появлением новых государств, привела к нарушению заложенных первыми вселенскими соборами принципов церковной подчиненности.

          Единство Римской империи обеспечивало единение христианской церкви, но как только вожди варваров в западной Европе посягнули на императорский титул, начался церковный раскол, постепенно приведший к оформлению католицизма и православия в самостоятельные христианские церкви.

          Дробление древнеримской империи на национальные государства продолжалось вплоть до XX века и не завершено по сей день. Этот процесс сопровождается поиском таких форм церковно-административного устройства, которые бы наилучшим образом соответствовали административным границам христианских государств. Постепенно к церковным и к светским властям пришло понимание важности  соблюдения принципа: одно государство - одна поместная церковь!

          ГРЕКИ
          По преданию, греки приняли христианскую веру от апостола Павла. Греческие епархии некоторое время подчинялись то Риму, то Константинополю. Но после завоевания Греции турками, в 1453 году, те добились полного подчинения греческих епископских кафедр Константинопольскому патриархату находившемуся под неусыпным оком Султаната в его новой столице - Стамбуле.
          В 1830 году Греция обрела независимость от Османской империи и начала борьбу за автокефалию своей церкви длившуюся 20 лет. С 1850 года Элладская (Греческая) православная церковь является автокефальной и управляется собственным предстоятелем!
          Казалось бы, зачем нужно было отделяться православным грекам от той же греческой церкви называемой Константинопольским патриархатом? И в одной и в другой церкви служба правится на греческом языке! Подавляющее большинство прихожан в храмах обеих церквей – те же греки! В чем же дело?
          А дело в том, что осознание православными христианами того правила, что независимое государство должно иметь свою автокефальную (независимую) церковь, пришло в давние времена и не является «раскольнической выдумкой» современных борцов за национально-государственную независимость!

          БОЛГАРЫ
          Также, как и у соседних греков, у болгар очень рано появились христианские общины. Болгарская церковь некоторое время была подчинена Римской кафедре, но в 870 году она вошла в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В 919 году, при царе Симеоне, активное строительство независимого Болгарского царства сопровождалось провозглашением автокефалии болгарской христианской церкви. Вселенский патриарх неохотно признал ее лишь в 927 году (через 8 лет). В 1018 году император Василий Болгаробоец завоевал Болгарское царство и упразднил автокефалию болгарской христианской церкви. В 1185 году Болгария освободилась от византийского владычества и восстановила независимость своей церкви.
          Как видим, вопрос подчиненности церкви в Болгарии прямо связан с ее государственным суверенитетом. Как только болгары теряли независимость - они теряли и автокефальность своей православной церкви.
          Очутившись под Османским владычеством, Болгария, как и Греция, вынужденно перешла под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а освободившись от турецкого владычества возвратила себе автокефалию. Все это сопровождалось мучительными спорами, отлучением владык и преданием анафеме клира поддержавшего автокефалию.
          В конце концов, Константинопольский патриархат был вынужден признать предстоятеля независимой болгарской церкви, который именуется титулом Святейший Патриарх Болгарский Митрополит Софийский!

          МАКЕДОНЦЫ
          По итогам Первой мировой войны часть османской Македонии была отдана участнице Антанты Сербии, а православные приходы Македонии отторгли от Болгарского экзархата и присоединили к Сербскому патриархату. Во время Второй мировой войны земли Македонии отошли к союзнику Германии Болгарскому царству и македонская православная церковь была возвращена в подчинение Болгарскому экзархату. После войны ее вернули Сербскому патриархату.
          Македонские христиане, жители послевоенной Югославии, стали добиваться независимости от Сербской православной церкви, на что последовала ожидаемая реакция Сербского патриарха. Патриарх Гавриил V красноречиво произнес.
          «Мы не признаем македонский народ, нет македонского языка, это всего лишь один из диалектов сербского языка. Сербы не могут отказаться от своей истории, от своего Святого Саввы и своего прошлого ради шестисот тысяч так называемых македонцев, которые не хотят именоваться сербами. Вы не отдельный народ! Вы есть география – южные сербы!».
          Похожие слова мог бы произнести и Патриарх Московский по отношению к украинцам, но он более сдержан и осторожен в отличие от огромного числа своей паствы.
          В 1966 году Македонская православная церковь вновь обратилась к Сербскому патриархату с прошением предоставить ей автокефальный статус, но Архиерейский Собор Сербской православной церкви категорически отверг эту просьбу.
          В 1967 году автокефалия Македонской православной церкви была все же провозглашена, после чего Архиерейский Собор Сербской православной церкви объявил ее раскольнической организацией и порвал с нею все литургические, и канонические отношения.
          С тех пор Православная церковь Македонии – не канонична.
          В 2004 году Республика Македония приняла «Декларацию в поддержку Македонской православной церкви» согласно которой в Македонии может быть только одна законная православная община - непризнанная другими церквями Македонская православная церковь! Та часть православных общин Македонии, что продолжает входить в юрисдикцию Сербского патриархата, с той поры, в Македонии - вне закона, хотя верующие приходят в действующие храмы не особо интересуюсь какой именно епархии они подчинены.

          СЕРБЫ
          Автокефалию Сербская православная церковь обрела в 1219 году. В 1346 году установлено Сербское патриаршество.

          РУМЫНЫ, МОЛДАВАНЕ
          В 1865 году Румынская православная церковь объявила себя независимой. Константинопольский патриархат признал ее автокефалию лишь в 1885 году (через 20 лет).
          Молдавская митрополия все еще остается самоуправляемой частью Московской патриархии. Объединяет православных верующий Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

          ЧЕРНОГОРЦЫ
          Спустя год после распада СФРЮ, в 1993 году, Черногорская православная церковь объявила о своей автокефалии, что вызвало осуждение Сербской православной церкви, а также других канонических церквей (в т.ч. Московского патриархата). В настоящее время Черногорская православная церковь находится в евхаристическом общении лишь с Украинской православной церковью Киевского патриархата, также не признанной каноническими православными церквами.

          ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХ
          Сегодня вселенские (константинопольские) патриархи находятся в зависимости от Московского патриархата, охватывающего наибольшее число православных верующих на планете. Теперь уже не Османы, канувшие в лета, а неусыпные очи московских патриархов, набирающих силу вместе с военной мощью Российской Федерации, зорко следят за направлением мыслей своих греческих коллег. Те же, хотя и являются более значимыми в каноническом отношении, но, практически, представляют собой песчинку в огромном море православных верующих, раскинувшемся от границ Западной Европы до берегов Камчатки!

          РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ, БЕЛОРУСЫ
          Название - Белорусский экзархат Московского патриархата, говорит само за себя. Оставим его с миром!

          На истории и взаимоотношениях русской и украинской православных церквей остановимся подробнее.

          В 988 году Константинопольский патриарх Николай II поставил грека Михаила митрополитом в Киеве. В этом же году Русь была окрещена Киевским князем Владимиром. http://www.proza.ru/2017/06/30/1995

          С тех пор Митрополия Киевская и всея Руси пребывала в стольном граде Великого княжества Киевского до 1299 года, когда Митрополит Киевский Максим перенес свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. К тому времени уже более пятидесяти лет Русь находилась под владычеством Орды.

          В 1320 году Киев был отбит у монголов объединенным руско-литовским войском Великого князя Гедиминаса. К средине XIV века сложилось две православные Руси – Литовская и Ордынская. Митрополия оставалась одна – в начале, во Владимире-на-Клязьме, а с 1325 года – в Москве. Обосновавшийся в Москве глава русской православной церкви продолжал называться Митрополитом Киевским и всея Руси. http://www.proza.ru/2017/09/08/1182

          В 1448 году Русская православная церковь фактически обрела автокефалию, так как впервые на митрополичью кафедру был поставлен русский епископ Иона без согласования с Константинопольским патриархатом. С 1448 по 1589 год Московская Церковь фактически управлялась не канонически избранными предстоятелями. В 1589 году Константинопольский патриарх Иеремия II за сундук царского серебра и собольи шкурки продал автокефалию Московской митрополии, вернув русских в лоно канонического православия.

          А что же тем временем происходило с Киевской Церковью?

          По мере распространения власти Литвы над землями Белой и Червоной Руси, освобожденными от Орды, возникла необходимость в переподчинении православных епископов, служивших там, непосредственно  Константинопольскому патриарху, так как Киевский митрополит перебравшись во Владимир попал в зависимость от ордынских ханов с которыми Литва вела войны.

          После долгой и изнурительной церковно-дипломатической борьбы на Руси, в которой принимали участие ставленники Литвы, Польши и Московии канонический центр руского православия вернулся в Киев.

          В 1470 году новгородцы отправили своего кандидата на утверждение в архиепископский сан не к Московскому митрополиту, а к митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси, что послужило причиной первого разорения Новгорода стрельцами царя Ивана III.

          Надо сказать, что на все эти события наложила отпечаток Флорентийская уния 1438 года, по которой Константинопольский патриарх признавал главенство Римского Папы над православной церковью, а Московская митрополия этого не признавала.

          Через восемь лет после падения Новгорода, в 1478 году под Москвой пала Тверь. Пребывавший в то время в Твери митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Спиридон был схвачен слугами Ивана III и заточен. Отойдя от практических дел, он занялся писательством. Он описал «Житие Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия», а в последние годы своей жизни, выполняя заказ отца Иоанна Грозного, Василия III, сочинил легендарное «Послание о Мономаховом венце», в котором доказывал происхождение московских князей от римского императора Августа.

          По условиям подписанного гетманом Богданом Хмельницким союзного соглашения с Московией в 1653 году Малороссия наделялась политическим и экономическим суверенитетом, который постоянно сужался до тех пор, пока императрица Екатерина II окончательно не стерла все различия в территориально-административном управлении между Малороссией и Великороссией.

          Та же судьба постигла и Киевскую митрополию. В 1686 году она была выведена из-под юрисдикции Константинопольского патриархата и передана Московскому патриархату. Достигнуто это было вопреки желанию Константинопольского патриарха с помощью подкупа и при грубом вмешательстве в церковные дела турецкого визиря заинтересованного, в то время, в укреплении политических связей с Москвой. Однако, надежды турок оказали тщетны. Москва подписала с Польшей «вечный мир» в том же году, фактически вступила в войну с Турцией, а польский король обязался переподчинить все православные кафедры правобережной Украины Киевской митрополии.

          Главным условием переподчинения Киевской митрополии Московскому патриархату было сохранение широких прав автономии Киевской Церкви, что было подтверждено гетману Ивану Самойловичу московскими государями Петром и Иоанном Алексеевичами.

          Но со временем, были нивелированы особенности украинского церковного пения, украинского произношения богослужебных текстов, украинской печати церковных книг. Права автономии у Киевской православной церкви отобрали и она стала обычной епархией РПЦ.

          Попранные РПЦ права украинского православия были отчасти возвращены ему в октябре 1990 года, когда епископат Русской православной церкви предоставил УПЦ «независимость и самостоятельность в управлении», и отменил название «Украинский Экзархат».

          Архиерейским Собором РПЦ было также постановлено, что глава УПЦ избирается собором архиереев РПЦ, имеет титул «Митрополита Киевского и всей Украины», а также в пределах Украины носит титул «Блаженнейший». Назначение правящих и викарных архиереев, основание и отмена епархий в пределах Украины, согласно решению Собора РПЦ, отводится Синоду УПЦ, а предстоятель УПЦ избирается епископатом УПЦ и благословляется Патриархом Московским. Предстоятелем УПЦ оставался бывший украинский экзарх – митрополит Филарет (Денисенко).

          Через год после этих событий, уже в независимой Украине, Митрополит Киевский и всея Украины Филарет обратился к тогдашнему председателю Верховной Рады Украины Леониду Кравчуку с такими словами: «самостоятельность Украинской Православной Церкви в независимом украинском государстве является канонически оправданной и исторически неизбежной».

          Заручившись поддержкой украинского государства, митрополит Филарет собрал в ноябре 1991 года Поместный Собор УПЦ. Церковный Собор постановил обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату русской православной церкви с просьбой даровать Украинской православной церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию. На эту просьбу украинского епископата последовал отказ, что привело к расколу украинской православной церкви и образованию УПЦ Московского патриархата – канонической и УПЦ Киевского патриархата – канонический статус которой до сих пор не определен, так как она не признана большинством православных церквей мира.

          Русский православный епископат, в значительно большей мере нежели его паства, был шокирован стремительным развалом СССР и не мог смириться с логически следовавшим за этим стремлением национальных церквей к автокефалии. На сегодняшний день Московский патриархат терпеливо ожидает восстановления «русского мира» в границах Российской империи, возлагая в этом огромные надежды на действующего президента Российской Федерации, и оказывает ему всемерную поддержку. http://www.proza.ru/2016/07/28/1019

          До тех пор, пока в правящих и церковных кругах РФ жива надежда на восстановление империи, а Россия еще не утратила желания и не исчерпала всех возможностей для возвращения Украины в зону своего влияния, автокефалия УПЦ не сможет обрести каноничности.

          Процесс интеграции Украины в Московское государство после Переяславской Рады рано или поздно должен был привести к вхождению Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Столь же неминуемо и ее возвращение в юрисдикцию Константинопольского патриархата, если украинцам удастся отстоять суверенитет своей страны.

          Пока же православные верующие Украины приходят в храмы и признанного, и непризнанного другими церквями патриархатов, не обращая особого внимания на их каноничность, что, безусловно, ослабляет позиции православия во второй по величине, после России, православной стране.

          Такое положение дел в самой России длилось почти 140 лет. Остается надеяться, что к Украинской православной церкви Киевского патриархата признание Вселенской Церкви придет быстрее.

          г.Киев
          04.10.2017г.


Рецензии
Ну не так была принята христианская вера, как у вас написано. Там было много составляющих - кроме веры в конец света. Более того, большинство коренных римлян не приняло христианства и оставалось верным своим родным богам. Хронология борьбы коренных римлян с христианством частично отражена в моем разделе в "Хронике темных событий в христианском мире":
http://www.proza.ru/2009/11/05/1310
Коренные римляне до такой степени ненавидели христианство и были верны своим богам, что Константину было опасно оставаться в Риме - он вынужден был сбежать оттуда. Но коренные римляне оказались в этническом меньшинстве. При этом они были богаче и образованней остальной части населения, и остальной части населения нужен был предлог, чтобы отобрать у коренных римлян их собственность. Христианство и стало этим предлогом. Помимо демографической проблемы в Риме уж очень распространилась "теория прав человека". В Риме, в среднем, хотя и неравномерно и с откатами, росли социальные выплаты беднякам, а также права рабов - в 3-ем веке хозяин не мог жестоко наказать раба за провинность - он должен был подавать на раба в суд. Более того, хозяин был обязан трудоустраивать квалифицированных рабов по специальности и нельзя было отправить раба-архитектора чистить канализационные трубы. Рабы получили счета в банках и т.д. Трудоустроить раба по специальности не так-то легко, как и доказать его вину при отсутствии свидетелей. При этом доходы государства все время сокращались из-за эрозии почв и набегов чужих племен. И наступил момент, когда государству уже было не под силу тянуть бремя социальных расходов, а у хозяев возникла потребность как-то обуздать "обнаглевших" рабов. Поэтому возникла потребность в идеологии, позволившей бы государству отказаться от социальных выплат и отнять у рабов их права. Этим учением и стало христианство, объявившее, что жизнь на Земле не играет роли, а важно после смерти попасть в рай.

Ольга Славянка   05.06.2018 14:58     Заявить о нарушении
Что такое "коренные римляне"?

Сергей Викторович Савченко   06.06.2018 20:56   Заявить о нарушении
Коренными римлянами можно считать жителей Италии, говоривших на латыни и поклонявшихся римских богам. В дальнейшем Италия присоединила провинции, где традиции были не похожими на римские. В качестве некоренных жителей можно считать жителей Сирии, Иудеи, Карфагена и т.д. Константин - имя греческое. Император Константин не был коренным римлянином. И имя его матери Елены тоже греческое. Для Константика и Елены римская культура не была родной. Христианство первоначально стало распространяться в Иудее и Сирии. Первые христиане почти сплошь были евреями.

Ольга Славянка   07.06.2018 09:35   Заявить о нарушении
Необыкновенно занимательно... если не считать многих мелочей:

— имя «Константин» — по происхождению всё-таки ЛАТИНСКОЕ, см. в т. ч.
http://en.wikipedia.org/wiki/Constantine_(name)
что для ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знающего латынь человека, особенно т. н. ‛переводчика’, довольно очевидно: ЛАТ ‛constans’ = РУС «постоянный, неизменный», см.
http://linguaeterna.com/vocabula/show.php?n=10548

— после смерти попасть в рай можно только после ПРАВЕДНОЙ жизни на ЗЕМЛЕ, так что земная жизнь для христианина очень даже ИГРАЕТ роль.
Г-жа О. Сл-янка просто-напросто плохо знает то, о чём пытается судить — с результатами вполне предсказуемыми.

— Константин НЕ бежал из Рима: он (как и многие другие римские императоры) всего лишь перенёс свою резиденцию в Византий, а потом сделал из него новую столицу. В Риме он был всего несколько раз за жизнь.

— в 3-м веке в Риме собственно рабов осталось очень мало, некого было «обуздывать».

— само понятие «коренной римлянин» — странное и туманное, и определение г. О. Сл-янки мало что проясняет: а житель Италии, говорящий — естественно! — на латыни, но при этом христианин (а число христиан среди ВСЕХ народов со временем только росло, несмотря на гонения) — НЕ «коренной римлянин»?

И т. д. Невежество «критикесс» ничего, кроме грустной улыбки, не вызывает...

Деким

Деким Лабериев   28.07.2018 00:11   Заявить о нарушении
Перед тем, как давать ссылку на источники на английском языке, неплохо бы выучить английский язык, в котором господин, бессовестно присвоивший себе имя римского рода "Лабериев", явно не силен. По указанной им ссылке о происхождении Константина написано следующее:

He was the son of Flavius Valerius Constantius, a Roman Army officer of Illyrian origins. His mother Helena was Greek.

Он был сыном Флавия Валерия Константина, римского армейского офицера иллирийского происхождения. Его мать была гречанкой.

В той же Википедии написано:

The Illyrians (Ancient Greek: Ἰλλυριοί, Illyrioi; Latin: Illyrii or Illyri) were a group of Indo-European tribes in antiquity, who inhabited part of the western Balkans.

Иллирийцы (по-древнегречески Ἰλλυριοί, на латыни Illyrii or Illyri) - это группа индоевропейских племен в древности, которые проживали в западной части Балканского полуострова.

====
Константин не был коренным римлянином. После того, как Каракалла пожаловал римское гражданство всем свободным жителям Римской империи, для многих граждан Рима латынь вообще была иностранным языком. У них исчез стимул ассимилироваться в римскую культуру, поэтому с этого момента в Риме распространяются чужие для римлян религиозные культы. Рим перестал быть единым культурным центром.

"Коренными римлянами" можно называть жителей Рима итальянского происхождения, для которых латынь была родным языком, римские боги - родной верой и римская культура - родной. Среди первых христиан в Риме фактически таких нет. Святой Павел, с которого фактически началось распространение христианства, был полуевреем.

Святой Иероним, первым переведший Библию на латынь, был выходцем из Далмации:
"Софро́ний Евсе́вий Иерони́м (лат. Sophronius Eusebius Hieronymus; 342, Стридон, Далмация — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем; Святой Иероним) — иллирийский[1][2] церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается в православной и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви. Память в католической церкви — 30 сентября, в Русской православной церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю), в Элладской православной церкви — 15 июня по григорианскому календарю".

Блаженный Августин, чьи сочинения придали христианству завершенный вид, был выходцем из Африки:

http://www.patriarchia.ru/db/text/910868.html

"Блаженный Августин родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование он получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия († 397, память 7 декабря). Под руководством святителя Амвросия Августин изучил Священное Писание. Слово Божие произвело в его душе коренной перелом - он принял святое Крещение, раздал все свое имение бедным и постригся в иноческий образ. В 391 году епископ Иппонийский Валерий посвятил святого Августина в сан пресвитера, а в 395 году - в сан епископа и назначил викарием Иппонийской кафедры. После смерти епископа Валериана святитель Августин занял его место.
Много трудов за 35 лет своего епископства блаженный Августин посвятил борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан.
Блаженным Августином написано много творений (по удостоверению ученика и жизнеописателя его Поссидия, число их доходит до 1030), из которых наиболее известны: "О граде Божием", "Исповедь", 17 книг против пелагиан и "Христианская наука". Блаженный Августин прежде всего заботился о том, чтобы его сочинения были понятны и назидательны. "Пусть лучше, - говорил он, - порицают нас грамматики, чем не понимает народ". Скончался блаженный Августин 28 августа 430 года".

====
И т.д. Среди первых христиан и лидеров христиан коренных римлян фактически не было.

О том, что в Риме в правление Константина было много рабов, известно хотя бы по указам самого Константина, разрешившего хозяевам убивать своих рабов, что в языческом Риме было запрещено. У меня сейчас нет времени цитировать сочинения, в которых упоминаются рабы в ту эпоху.

***
НО для сведений Публики:
Господин "Лабериев" - это клакер, защищающий христианство и очень недовольный тем, что я составила хронику темных дел христианской церкви на протяжении всего ее существования, с которой советую всем ознакомиться. Он фактически не разбирается ни в одной обсуждаемой области, но имеет навыки работы с поисковыми серверами, так что по любой теме ищет в Интернете мнение оппонентов, помещает первое попавшееся в качестве возражения, далее с очень умным видом объявляет, что это первое попавшееся мнение высказано профессионалом. По сути, его деятельность является флудом и цель ее утопить дискуссию, так чтобы у читателей не было бы времени читать возражения на его "доводы", а у меня не было бы времени опровергать их. В моем разделе он поместил уже сотни страниц подобного флуда, который я держу у себя ради свободы слова, хотя у иных читателей вызывает недоумение, почему я сего гсоподина до сих не заблокировала..

Ольга Славянка   28.07.2018 10:41   Заявить о нарушении
>> Перед тем, как давать ссылку на источники на английском языке,
>> неплохо бы выучить английский язык...

Кто же г-же О. Сл-янке мешает? Я ведь вот почему пишу:

>> По указанной им ссылке о происхождении Константина написано следующее:
>> He was the son of Flavius Valerius Constantius, a Roman Army officer of Illyrian origins...

Это — написано НЕ в статье, приведённой мною, а вот в этой:
http://en.wikipedia.org/wiki/Constantine_the_Great
Я же привёл вот эту:
http://en.wikipedia.org/wiki/Constantine_(name)
в которой речь шла только об ИМЕНИ, которое — всё же — латинское. Греческий вариант имени заимствован из латыни. Я писал только об этом.

А г-же С. неплохо бы повнимательнее читать, что ей пишут.

>> Константин не был коренным римлянином.

Непонятно, что значит «коренной римлянин»:
— (1) житель г. Рима, N поколений предков которого жили там же,
— (2) житель Италии (Рим — это отнюдь не вся Италия, даже в древности),
— (3) гражданин Рима?..

Если (1): надо точно посчитать N — не мало ли?
Если (2): а это важно?
Если (3): гражданином Рима, если верить той же г. О. Сл-янке, Константин таки был.

>> для многих граждан Рима латынь вообще была иностранным языком.

Разумеется.

>> У них исчез стимул ассимилироваться в римскую культуру

У жителей римских провинций этого стимула особо и не было никогда: у многих была своя древняя культура, на которую позже наложилась греческая. Поэтому многие провинции никогда по-настоящему не были латинизированы (а вот эллинизированы, раньше — были).

>> "Коренными римлянами" можно называть жителей Рима итальянского происхождения,
>> для которых латынь была родным языком, римские боги - родной верой и римская культура - родной.

Латынь была родным языком сначала для Лация, а потом — для значительной части Италии.

А что касается, ах!, «римских богоў» и «римской культуры», в 3 веке в средней и южной Италии, в Сицилии христианство уже было очень распространено.

>> Среди ПЕРВЫХ христиан и лидеров христиан коренных римлян фактически не было.

Само собой.
Но речь не о первых христианах, а о рубеже 3—4 вв. н. э., когда христианство уже широко распространено и роль его — несмотря на гонения — всё возрастает.

>> ...Константина, разрешившего хозяевам убивать своих рабов

Источник? «У меня сейчас нет времени» — не аргумент.
Известно, что Константин ввёл умеренное обращение с рабами и ограничение их наказаний.

>> НО для сведений Публики:
>> Господин "Лабериев" - это клакер [...]

Шельмование — приём непорядочных.
А вообще это — беспардонное враньё: по существу ответить ведь нечего.

Деким

Деким Лабериев   01.08.2018 20:59   Заявить о нарушении
Перед тем, как затевать дискуссию, следует спросить хозяина раздела, хочет ли он иметь у себя несколько сотен страниц флуда, потому что господину «Лабериеву» совершенно все равно, что писать: смысл его действий состоит в том, чтобы сделать столько утверждений, неважно, правильных ли нет, чтобы у меня не было времени на них ответить.

Я пока не решаюсь затевать такую дискуссию в чужом разделе – пока я терплю ее только у себя.

Я в свое время под своей настоящей фамилией перевода для издательства средневековые латинские тексты. Поскольку они неграмотны, есть непонятные слова, часто в виде транслитерации слов из других языков, мне приходилось много времени искать информацию и читать средневековые тексты. Потом я под этим псевдонимом перевела сочинения Катулла – опять-таки мне приходилось прочитать очень многих авторов в поиске слов, которых нет в словаре. Я помню, что они писали, но я не помню, на какой странице и по какому адресу. Я часто не помню имен авторов, их были десятки. И как человек, потративший многие сотни часов на изучение античной и средневековой культуры, я понимаю, что все, что тут пишет господин клакер под ником «Лабериев» - это пропагандистский бред человека, у которого есть навыки работы с поисковыми серверами – и только. В частности, он не может разобраться, что по адресу, который выскакивает при нажатии им указанного адреса, выскакивает:
http://en.wikipedia.org/wiki/Constantine_the_Great

и не написано, что Константин – римское имя. Наоборот, там написано, что родители Константина не были коренными римлянами:
Flavius Valerius Constantinus, as he was originally named, was born in the city of Naissus, (today Niš, Serbia) part of the Dardania province of Moesia on 27 February,[28] probably c. 272 AD.[29] His father was Flavius Constantius, an Illyrian,[30][31] and a native of Dardania province of Moesia (later Dacia Ripensis).[
Флавий Валерий Константин, как его первоначально звали, родился в городе Ниш (в Сербии), в части провинции Дардания, 27 февраля , возможно, 272 г. нашей эры. Его отец, Флавий Константин был иллирийцем и коренным жителем/ аборигеном Моэзии, провинции Дардании (в дальнейшем называемой Дакия Рипенсис)

До этого я уже переводила, что мать Константина была гречанкой. Латынь была для Константина иностранным языком. Гражданином Рима он, конечно, был – но после 212 г. многие – или большинство граждан Рима говорило не на латыни и поклонялись не римским богам. Римляне были для Константина поработителями его родины, которые несправедливо нажились на этом порабощении, никакой симпатии у него к коренным римлянам и их богам не было.
Первоначальное население Сицилии относилось к семитским народам. Затем туда завезли много рабов.
Христианство вначале распространялось среди евреев, рабов и отбросов общества. Рабам оно нравилось, поскольку оно позволяло считать хозяев людьми второго сорта.

Рабство не только не было отменено, но успешно перекочевало в Средние века, где оно законодательно просуществовало вплоть до 19-го века. В частности, рабство на Мальте отменил Наполеон. У меня в разделе есть информация об указах св. Константина в отношении рабов:

http://www.proza.ru/2009/11/05/1310

Там жизнь Константина описана довольно подробно. В этом разделе я собрала хронику преступлений и темных дел христианской церкви от ее учреждения вплоть до наших дней. Всем советую ознакомиться. Для тех, кто ленится перейти в мой раздел, я выпишу, что там написано по поводу указов Константина в своем переводе с французского языка (французский оригинал приведен в моем разделе):

«Претворяя в жизнь учение Библии, Константин резко ухудшил положение рабов: например, убийство раба путем нанесения удара стало считаться убийством только в том случае, если будет доказано, что было намерение его убить. Законодательство стало еще милостивее по отношению к жестоким хозяевам, когда Константин в 326г. запретил любое расследование поведение хозяина, чей раб умер в результате физического наказания. Наконец последовала уж совсем суровая мера, когда Константин не только запретил рабам обращаться к правосудию, то приказал, что любой раб или слуга, который подаст жалобу на своего хозяина (за исключением следующих преступлений: разврат, высокое предательство, обман налоговых органов), будет немедленно казнен, без свидетелей и без расследования. Список преступлений хозяев, о которых рабы должны были доносить, демонстрирует приоритеты христианских ценностей: в этом списке не фигурируют убийство, кража и насилие: для христианского императора эти преступления менее существенны, чем разврат: с этого момента обнаруживается новая странная навязчивая идея, столь характерная для христианства, в отношении несоблюдения сексуальных запретов».

Ольга Славянка   01.08.2018 23:26   Заявить о нарушении
Рукоплещу!..

>> ...как человек, потративший многие сотни часов ...,
>> я понимаю, что все, что тут пишет господин клакер ... это пропагандистский бред
>> человека, у которого есть навыки работы с поисковыми серверами – и только.

Какие могут быть сомнения: все, кроме г-жи «О. Сл-янки» — идиёты. (Поскольку «О. Сл-янка» — псевдоним, то я отныне буду заключать его в кавычки, как и г-жа «О. Сл-янка» — мой.)
Так их, Оленька! шельмуйте смелее!

>> В частности, он не может разобраться, что по адресу, который выскакивает...

Вот он-то как раз давно разобрался.
Лишь г-жа «О. Сл-янка» до сих пор не научилась переходить про ссылкам иначе, нежели примитивным щелчком.
Чтобы перейти по указанной мною ссылке, надо сделать следующее (БЕЗ щёлчка по ПОМЕЧЕННОЙ браузером части ссылки):
— пометить ВСЁ, что между > и <, вот тут: >http://en.wikipedia.org/wiki/Constantine_(name)<,
— скопировать в буфер (Ctrl-C),
— вставить в адресную строку браузера/навигатора Интернета (Ctrl-V),
— нажать Enter...
и ‘выскочит’ то, что я указал.

>> и не написано, что Константин – римское имя.

Перейдите уже, наконец, по МОЕЙ ссылке, так, как описано выше — и обрящете. А вообще-то и сами могли бы догадаться... если, конечно, ещё помните латынь. Похожего греческого корня — нет.

>> Христианство ... рабам ... нравилось, поскольку оно позволяло считать хозяев людьми второго сорта.

Сами придумали?

Если б имела я сто языков и железное горло,
То и тогда б не могла дураков породу исчислить
И описать до конца многовидные глупости формы.
(Эразм Роттердамский, «Похвала глупости». Парафраз строк из «Энеиды»)

>> Рабство не только не было отменено, но успешно перекочевало в Средние века...

Это правда, однако именно Константин отменил право
— отца семейства — распоряжаться жизнью и смертью своих домочадцев,
— владельца раба — распоряжаться жизнью и смертью своих рабов: отныне убийство раба хозяином приравнивалось к убийству свободного человека (а до этого — это были разные вещи).
Да, право наказывать рабов у хозяев сохранялось, и наказание могло привести к смерти раба, при этом хозяин не нёс наказания, если не желал этой смерти... но обстоятельства смерти рассматривались, и если хозяин использовал для наказания неподходящее орудие (удавка, меч), то наказание он нёс.
Это никак нельзя считать ухудшением положения рабов, тем более, что были и многочисленные другие, не столь глобальные, положительные нововведения: освобождение рабов пред лицом церкви, запрет клеймения лица преступника, запрет продажи рабов отдельно от членов их семей и др.

Деким

Деким Лабериев   04.08.2018 01:13   Заявить о нарушении
И ещё пара вопросов.

>> [*] Коренные римляне до такой степени ненавидели христианство...

Вопросы:
(1) когда это было?
(2) до какой степени?
(3) почему?
(4) из каких источников это известно?

Пока на вопросы 1...4 нет ответов, [*] — не более чем голословная болтовня.

Деким

Деким Лабериев   04.08.2018 23:29   Заявить о нарушении
Очередная дезинформация господина "Лаьериева".

У меня сейчас нет времени разводить дискуссию на 100 страниц. Но в языческом Риме хозяева никогда не имели права убивать своих рабов. Более того, еще при Ромуле в Риме существовала "колонна плача", у которой раб мог жаловаться на своего хозяина и не возвращался тому до расследования. Святой Констатин лишил рабов права жаловаться на хозяев и фактически разрешил хозяевам убивать своих рабов.

Ольга Славянка   05.08.2018 14:27   Заявить о нарушении
Кто бы сомневался в ‘занятости’ г-жи «О. Сл-янки»...
Разумеется,
>> сейчас нет времени разводить дискуссию на 100 страниц...
однако её и не требуется.

>> в языческом Риме хозяева никогда не имели права убивать своих рабов

Неправда. У них долго было такое право, и многие — хотя и далеко не все — им довольно свободно пользовались. Вот Сенека,
см. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1364993174

«...
Август ... обедал у Ведия Поллиона. Один из рабов разбил хрустальную чашу; Ведий приказал схватить его, предназначая для отнюдь не обычной казни: он повелел бросить его муренам, которых содержал у себя в огромном бассейне. ... Мальчик вырвался из рук державших его и, бросившись к ногам Цезаря, молил лишь об одном: чтобы ему дозволили умереть любой другой смертью, только не быть съеденным. Взволнованный неслыханной доселе жестокостью, Цезарь приказал мальчика отпустить, а все хрустальные чаши перебить перед своими глазами, наполнив осколками бассейн...
...»

Катон: “Servus instrumentum vivum est”, «раб — живое орудие».

“Servus non habet personam”, БУКВ «раб не имеет персоны/личности», т. е. не является личностью (в правовом понимании);
аналогично: “Servus nullum caput habet”, «раб не обладает правоспособностью» (Институции Юстиниана), ранее: “servile caput nullum ius habet”, «рабская личность не имеет никаких прав».

Многие достойные римляне порицали жестокость в отношении рабов, однако ПРАВО распоряжаться жизнью и смертью не только рабов, но даже и домочадцев (у главы семейства, “pater familias”) — имелось. Раб был ИМУЩЕСТВОМ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ запреты на убийство рабов начинаются с Адриана; продолжает их Антонин Пий, а далее — Константин, г-жа ‘эрудитка’.

Деким

Деким Лабериев   06.08.2018 02:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.