Писатели и графоманы

      Никогда не писал критику, да и это, в общем, не критика, а попытка разобраться что ли. Разобраться, кто же такие писатели, а кто графоманы, чем они отличаются, как их распознать, как отделить, что есть графомания, а что настоящая литература. Где же эта грань?
   Для начала выскажу своё, возможно спорное и не профессиональное мнение.
   Писатель, это тот, кто пишет, издаётся, печатается. Его книги в продаже, возможно, покупаются и читаются. В общем, писатель - это профессия, на которую учатся, получают образование в специальных учебных заведениях. Или мастерство писателя достигается огромным трудом, работой над собой, то есть, тоже учёбой.
   Графоман же, как правило, просто пишет. По велению души и сердца, ему хочется писать, делиться, рассказывать. Его тоже могут печатать, читать, хвалить. Но это не писатель, вернее это не его профессия – писать. Это его, графомана желание, даже потребность.
   Да, спорно. По такой логике выходит, что Толстой, Чехов, Гоголь и Лермонтов графоманы? Но весь мир знает их как великих писателей. Почему так? В чём секрет? Что же всё таки это – писатель и графоман, в чём их отличие?

                ***
   У меня есть знакомая писательница, назовём её Анна. Довольно известна в определённых кругах, литературное образование, полторы сотни изданных на «Эксмо» романов. Разве это не показатель, того, что Анна писатель? Справедливости ради скажу, читал, но немного, направление для меня не интересное. Женские романы, криминальные, психологические детективы. Пол жизни проработав в милиции, на живой работе, читать надуманные криминальные истории, вот правда, не интересно и всё. Но опять же, справедливости ради скажу. Пишет красиво, описание, обороты, сюжет, интрига, всё есть. Уверен многим, ну или хотя бы кому то, нравится, читают, верят, переживают. Мне же не интересно, наверное, потому что вижу немного по другому.  С профессиональной точки зрения, что ли. Ну не бывает так, и всё.

                ***
   И вот попадает мне в руки новый роман Анны, только что написанный, ни кем не прочтённый. Почему попадает, история отдельная. Дело в том, что сюжет, совершенно реальный, основанный на исторических фактах, документах и рассказах, дал писательнице я сам. Вернее, несколько моих рассказов она превратила в роман, наполнив сюжет красивыми описаниями, профессионально дополнила, создав из моей графомании шедевр.
Действие романа охватывает временной промежуток более чем в сто лет. С середины девятнадцатого века, практически до середины двадцатого. От жизнеописания сибирской деревни, до блокады Ленинграда и немного дальше.
   И вот тут, при прочтении романа, а прочёл я внимательно, несколько раз, случился со мной историческо-литературный шок. Я перестал что либо понимать вообще. Что же есть литература, творческое, писательское видение сюжета, фантазия автора, а что такое графомания.

                ***
   Оказывается, жарким летом, в середине девятнадцатого века, в сибирской деревне, детей угощали мороженным. Ну, ладно. Авторская задумка.
   Далее. Огромный пожар в Иркутске, сгорело больше половина города (исторический факт 1879 год). Но оказывается, такое случилось, потому что было мало пожарных машин, всего двадцать. Это уже как то напрягло.
   Сразу после пожара, на следующий день, в Иркутск рванули спекулянты с окрестных сёл, продавать продукты и товары первой необходимости, по баснословным ценам. Ну и конечно мародёрничать. Что тащили мародёры, просто шедевр. Консервированные персики, абрикосы и зелёный горошек в банках.
   В доме забайкальского рядового казака, оказывается, имеются покои, причём отдельные для детей, для жены, а так же людская. Прислуга, называющая казака «Барин!». В селе, середина девятнадцатого века – аптека, но после мороженного, уже не удивительно.
   Лично мне это показалось перебором. Но такие переборы на каждой странице шедевра. Перечислять все не имеет смысла, но некоторые всё же, хочется отметить.
   Прогулка от Благовещенска до Иркутска, расстояние сто пятьдесят вёрст. Лезу в интернет, нахожу – 2678 км. Это сколько же в одной версте? Седьмого февраля, 1920 года. Китаец в лодочке переправляет семью через Амур из Благовещенска. Но извините, в феврале Амур во льду, как же на лодочке?
   После прочтения части, посвящённой блокаде Ленинграда, элементарно захотелось помыться, желательно вымыть душу.
Профессор университета, съевший умершую жену, пригласивший на жаркое друга. Доктор, рассуждающий, что печень умершего от голода человека, вкуснее смешанная с мозгами.

                ***
   Нет, я конечно не писатель. Тем более не критик. Всё же я законченный графоман. Так писать, иметь такую фантазию, мне не дано, это точно.
   А вот нужно ли так писать? Тут у меня вопрос. На мою попытку высказать своё мнение, писательница Анна, отреагировала без восторга, если можно так сказать. Заявила, что все сведения она почерпнула в интернете, что всё так и было, а моё непонимание, это просто серость и невежество. Всё потому, что не писатель я, и никаким опытом, фантазией, умением заинтересовать читателя не обладаю.
   Возможно и так. Возможно, мы графоманы и правда далеки от настоящих писателей профессионалов.
   Очень бы хотелось узнать мнение других, как графоманов, так возможно и писателей.


Рецензии
По-моему, критерий разделения писателей и графоманов - простой: есть, что сказать людям или нечего сказать, а сказать всё равно хочется. Этот критерий ничего не объясняет, скажете? Тогда скажу дальше: величина личности. У одного опыт, чувства, нравственная позиция, у другого - суетливое кудахтанье, ни о чём. Поставьте рядом первого и второго, вживую - и увидите человека и бледную немочь.
В моей юности вокруг была тьма-тьмущая пишущих, и ни одного из них не хотелось почитать, хотя чуть ли свои опусы не навязывали. Если по жизни мне человек не может ничего сказать интересного, то что, тем более, интересное он может написать?
Простите, что вклинился без приглашения в ваш междусобойчик, но Мик вроде как сказал, что хочет разобраться и понять разницу...

Евгений Мартин   01.08.2018 20:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, за комментарий. Согласен. Есть что сказать - скажи, если это нужно услышат. А лить воду, и перелопачивать, сто раз перелопаченное, совершенно не интересно.
С уважением.

Мик Александров   03.08.2018 13:56   Заявить о нарушении
Мик, с тех пор, как мы с вами о теме графоманов обменялись мнениями, мне ещё кое-какие новые соображения в голову пришли. Написал сегодня утром миниатюру "Графоман", желчь излил. Теперь, наверное, перестанут раздражать - пока что всё, что в них заметил, выразил.

Евгений Мартин   09.08.2018 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.