Интернациональный Душанбе. Как все случилось?

(отрывок из автобиографической повести)

    Там, в далёкой красивой стране,
    Мной оставлена сердца частица,
    Чтоб туда наяву, не во сне,
    Я однажды могла возвратиться.

    ( О.Благодарёва  - автор на Рroza.ru)

Стояло лето 1985 года. Я летела из сытой, чистой и уютной Германии в город моего  детства. Мы с мужем в это время работали в  Группе  Советских войск в Германии (ГСВГ) и  для того, чтобы получить несколько дополнительных дней к своему отпуску, схитрили, указав, что  его  проведём в  Душанбе.

Этот город я считаю своей Родиной. Я выросла в этом солнечном городе и  с тех пор, как из него уехала, мне  всегда хотелось вернуться в то счастливое время, когда  он был для меня самым родным и любимым на планете Земля.

Ничто не заставило мою память забыть Душанбе: ни годы, проведенные вдали от него; ни европейские города с великолепной архитектурой, где я уже успела побывать; ни сытая и обустроенная Германия, где я в это время жила и работала - моё сердце, как и прежде, принадлежало только ему.

Отправляясь в эту волнительную для себя поездку, я   надеялась окунуться хотя бы на несколько дней в среднеазиатскую атмосферу любимого города: я скучала по тёплому  климату и пестрым базарам, где прилавки завалены   фруктами и овощами,  мечтала посетить свою улицу, дом и,  конечно, встретиться с друзьями, которые там ещё жили...

А ещё много лет меня мучил один и тот же сон. Снилось: я прилетаю в Душанбе,  прихожу на свою улицу Лахути, подхожу к дому, но не могу  зайти во двор. И вот я брожу вокруг деревянного забора, заглядываю во всякие мелкие  щелочки, дырочки, вижу во дворе своих родных,  ужасно хочу к ним, зову их, плачу, но  у меня ничего не получается...  Они меня не слышат,  не знают, что я  с ними рядом и  занимаются своими обыденными делами, а я наблюдаю за ними со стороны... Тогда я  иду к соседям и уже от них, через невысокий забор  опять  громко кричу, чтобы  мне открыли ворота и пустили к себе, но вокруг меня  вакуум... Я рыдаю от безысходности. Просыпаюсь вся в слезах... Осознаю, что всех моих близких, кого я  только что видела во сне, уже давно нет в живых. После таких ночей наступала  меланхолическая ностальгия...

...Лунный свет над окнами струится,
Звезды в небе водят хоровод
Мне теперь ночами часто снится
Город детства – вновь к себе зовет.
Город Солнца, Город Света,
Душанбе – столица лета,
Изболевшейся душой тянусь к тебе ...
Что, скажи, на свете сталось?
Я с тобою не осталась,
Мой любимый город – Душанбе...
( Автор- Larissa из Интернета)


  Короче говоря, чтобы загасить эту тоску, мы воспользовались   прекрасной возможностью  бесплатного проезда, и  я решила слетать на несколько дней  в столицу Таджикистана, где прошли самые чудесные мои  юные годы. 

Но правильно будет сказать, что  родом я совсем из другого  края. Недалеко от Киева в живописной местности под названием «Пуща-Водица» среди соснового леса  был у нас дом.  Рядом  располагалось красивейшее озеро, где плавали красные рыбки, я это хорошо помню, но дедушке врачи посоветовали поменять климат и он все своё семейство вывез в Душанбе. Мне  в это время было  два года.

Подлетая к Душанбе, и глядя в иллюминатор самолёта, я  планировала, куда мне следует отправиться в первую очередь.
 
Хотелось успеть везде: сходить на свою улицу и посмотреть на маленький, беленький домишко,  весь увитый  тенистым виноградом  и закрывающий наш дворик от знойного южного солнца,  не спеша походить по родным улицам и, наконец, встретится со своими многочисленными подружками  и друзьями. Много чего  мне хотелось успеть сделать за эти три дня.
 
Наш дом, стоял среди таких же небольших домиков, где соседями были татары, узбеки, таджики, немцы, евреи ( почему-то их там называли бухарскими), одним словом- полный интернационал. В Душанбе и улица  раньше была, которая  именовалась  - Интернациональная.   Мы дети, вместе играли, не разбираясь,  кто есть кто: моя лучшая подруга-  Фаина Гарифуллина была татаркой, напротив, с родителями жили три девочки еврейки, и я только в старших классах случайно узнала, что они были еврейками, но не обратила на это никакого внимания. Нашей общей подругой была таджичка - Сабушка.   Национальность для нас совершенно не имела значения: я- русская, она - татарка, они-  евреи, он- таджик, какая разница?

 Друзей  никогда не выбирали по признаку  национальности, а по другим всем известным критериям…Душанбе времен СССР был самым интернациональным городом в мире и мы жили как одна дружная семья, имя которой -«душанбинцы».

 Когда соседи узбеки праздновали обрезание, они  нам в дом принесли огромное блюдо плова. А когда мы праздновали православную Пасху, то угостили  крашеными яйцами и куличом наших соседей татар. Наши соседи провели себе водопровод, это считалась большой роскошью по тем временам, и стоило огромных денег, но нам было сказано, что ворота их дома открыты для нас в любое время суток.  Зато мой дедушка передвинул забор, потому что им были необходимы несколько метров  нашей  территории – они строили себе новый дом. Попросить  за это деньги даже в голову не приходило.
 
У моей мамы были две подружки:  армянка - тетя Феня и осетинка- тетя Рая. Последняя  работала поваром в ресторане «Вахш» и научила  нашу семью квасить баклажаны и помидоры без рассола, испробовав которые, не забудешь их умопомрачительного вкуса на всю жизнь. Правду говоря, вкусно готовить меня научили именно соседи- армяне и осетины. У тёти Фени был единственный сын Саша, мой ровесник. Он вырос, женился на немке и уехал в Германию жить.  Тетю Феню уже в преклонном возрасте он взял к себе.  Мы её с  мамой провожали из Москвы, а ровно через полгода она возвратилась. Она не смогла там жить, так сильно ностальгировала по Душанбе.  Невозможно представить европейскому гражданину, что из цивилизованного Потсдама женщина вернулась  в трущобный  район Душанбе ( район самозастроя, где все дома строились из глины с примесью соломы и назывались кибитками).

Из детства  я помню один случай, благодаря которому  я утвердилась во мнении, что ни в коем случае нельзя делить людей   в зависимости от их национальности. У меня самой (во всяком случае, насколько я знаю свою родословную, а знаю её я хорошо) нет примесей других кровей  и все предки -это  депортированные потомки русских  купцов из Самары.
Мой старенький дедушка  получил травму глаза, а поскольку я и мои два братика жили с дедушкой и бабушкой, то переживалось это болезненно, как в моральном плане, так и материальном. Нет, не подумайте, мы не голодали,  в Средней Азии при обилии фруктов и овощей, такого понятия не существует-  лепешка и дыня на ужин- и ты  по горло сыт. Эта  привычка есть хлеб с дыней или арбузом у меня сохранилось  с тех пор. Однако через некоторое время наша семья стала остро испытывать недостаток денег. Родители на наше содержание присылали денежные переводы, но, видимо, этих средств не хватало.  Дедушка  целыми днями стал ходить устраиваться на работу, но все было тщетно, нигде его не брали. Очень часто мы слышали тихие обсуждения между стариками, куда бы еще  ему сходить. Тут они  вспомнили о мальчике Якове, с родителями которого они  когда-то жили по соседству. Яков, получив образование, из бесшабашного паренька  вырос до начальника - то ли совнархоза, то ли совнаркома- уже не помню. Однажды дедушка рано утром отправился разыскивать Якова.  Был уже вечер, когда он с сеткой-авоськой, где лежала огромная дыня-  подарок от Якова, вернулся домой. Дедушку Яков встретил душевно,  расспросил обо всём, а когда узнал причину прихода, то пообещал помочь.  Через несколько дней к дедушке пришел посыльный с запиской от Якова, и дедушка отправился  по адресу, указанному в записке. В центре нашего города в то время  строился ЦУМ и туда приняли моего дедулю ночным сторожем. Этот случай из очень далёкого детства, когда моему русскому дедушке Николаеву Григорию Никоноровичу в тяжелую годину,  помог еврей Яков, прочно отложился в моем сердце чувством благодарности  и, хотя мне было в это время лет пять или шесть,  я запомнила его на всю жизнь.  Еврейский, армянский, таджикский вопрос- для меня не существует. Не приемлю антисемитизм, а пренебрежительное отношение к людям из-за  национальности, считаю лакмусовой бумажкой, по которой можно определить, относится человек к приличному обществу или нет. Без всякого сомнения, каждая нация имеет свои обычаи, их следует уважать, и если живешь среди такого социума, то необходимо придерживаться  традиционных устоев.  Ну, например, у  таджиков женщины и мужчины  сидят за отдельными столами, постороннему  мужчине нельзя заходить в дом, квартиру, где присутствуют одни женщины-  разве тяжело этого придерживаться и не лезть со своим уставом в чужой монастырь?

У таджиков, нам, россиянам, многому следует поучиться. Когда моему отчиму, артисту  «Союзгосцирка» Петру Рублеву  наконец-то дали квартиру, и мы уехали из Душанбе, то на новом месте жительства среди своих одноплеменников мы чувствовали себя неуютно. Было впечатление, что мы прибыли из    другого государства.  Поразило многое- это открыто курящие девушки, много алкоголиков и настоящих пьяниц, отсутствие на улицах  урн для мусора, не было  цветов у проходных многочисленных заводов, в то время как Душанбе утопал в розах, но главное- сидящие в транспорте молодые люди, около которых, стояли женщины и старики! Мой братик учился в Москве, а когда  на выходные дни  на электричке приезжал домой, то его возмущению не было предела. « Как они могут сидеть, обсуждая вчерашний футбол, когда рядом стоит пожилая женщина с сумками». В Таджикистане такое НЕВОЗМОЖНО. Там вы не увидите стоящего в транспорте  пожилого человека, женщину -молодёжь тотчас встает, как только они входят. Национальность в данном случае не имела значения. Нет детских домов, а в случае несчастья детей разбирают родственники,  отсутствуют дома престарелых. Соседа не оставят в беде. Я помню время, когда еще в Душанбе можно было встретить на каталках  воинов ВОВ. Многие были без рук или ног,  остались после лечения в госпиталях доживать свой век в теплом Таджикистане. С каким великодушием и заботой к ним относилось все местное  население!  Таджики- очень гостеприимный народ, последнее выставят на стол, если придёт гость.      

...В 1961 году в космос полетел Гагарин.  Этот день -12 апреля я отлично помню. Я с братиками была в гостях у своих купеческих родственников. Мы закидывали головы в небо, в надежде увидеть там космический корабль. У нас детей, да и взрослых,   не было ни малейшего сомнения, что космический корабль с человеком на борту могла запустить только наша страна  – самая лучшая страна на всем белом свете!  Это была самая настоящая всеобщая  радость, никто  не придумывал национальную идею, она просто  осуществилась!      Это было незабываемо,  например, как если бы  сегодня все Нобелевские премии получили россияне!  Сейчас твердят: « У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Это хорошая мысль, я её поддерживаю, но патриотизм должен на чем-то основаться, должно быть, такое состояние души как в незабываемый день полета Гагарина в космос! 

В то далёкое время все жили как одна дружная семья и в памяти всех душанбинцев, столица Таджикистана времён СССР, сохранился  как самый интернациональный город в мире!  В то время, теперь уже далекое, между людьми царила атмосфера доброжелательности и уважения, это было славное время, прежде всего,  оттого, что отношения  между людьми, невзирая на национальность, вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз, были  более чистыми, сердечными, искренними, без примеси  фальши и низменных инстинктов, чем   нынешние времена, где всё подчинено миру бизнеса и чистогана...  Тогда еще люди не стояли перед дилеммой: или ты или тебя, а наоборот - если не ты, то кто?

Когда произошёл тот надлом, что  народы, заселявшие Советский Союз решили начать движение из  него? Мне представляется, что именно в те самые времена, когда отдельные нации стали забывать о русской помощи.  Забыв,  что именно русские  специалисты, приезжающие из России по направлению из институтов, техникумов в отсталые республики, не имевших   там таких кадров, помогали строить электростанции, металлургические заводы, комбинаты, а когда подняли    хозяйство  и местный народ зажил гораздо богаче, то эти нации стали обосновывать  свои права  на самоопределение.

Старые аксакалы хорошо помнили, что до приезда  русских,  жизнь у них была бедной, что это приезжие Иван- да- Марья  искренне и бескорыстно помогали республике встроиться в общее хозяйство Великой Державы. Русские не были колонизаторами, а наоборот, несли цивилизацию в отсталые республики СССР


В то самое время  и была настоящая дружба народов! Русскоговорящий человек (национальность не имела значения и не уточнялась - это мог быть хохол, еврей, армянин...) считался среди местного населения символом чести и совести, мира и дружбы, и пользовался безграничным уважением.
 
Постепенно в республиках образовалась национальная интеллектуальная и политическая элита. Произошёл подъём культуры, науки, образования, но в то же время приезжие русские  не разрушили фундаментальные традиционные жизненные ценности: многодетные семьи, иерархичность, религию, культуру...

На развитие союзных республик во все времена СССР из общей копилки ВВП по команде Политбюро КПСС давали больше, чем эти республики сами зарабатывали и принцип «каждому по труду» не относился лишь к РСФСР и Белоруссии.  Только эти две республики  были «с сошкой» и производили больше, чем потребляли. Остальные тринадцать «сестер» ходили «с ложкой». Области СССР, заселённые преимущественно русским народом, оказались в положении доноров. Каждый житель РСФСР, производил в год  товары и услуги на 17500 долларов, в то время как  потреблял на 11800 долларов.   Таким образом, каждый русский человек перечислял почти 6000 долларов в год в пользу других национальных республик.   В это самое время зажиревшие   националистически настроенные кланы  начали вести подлую пропагандистскую работу, вдалбливая местному  населению, что республика кормит Россию и натравливали их  на русских.

В результате лживой пропаганды в коллективном бессознательном,  русские  превратились в колонизаторов, в то время как, на самом деле,  были стопроцентными цивилизаторами.

Вот что пишет М. Н.Полторанин о том времени в своей книге: «  Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса».

«Стало хорошим тоном проходиться с трибун по имперским замашкам Москвы и болтать об эксплуатации русским народом окраин Союза. Какая эксплуатация?! Те же узбеки хорошо помнили ташкентское землетрясение 66-го, когда в городе было разрушено 36 тысяч жилых домов и общественных зданий. Прилетели Брежнев с Косыгиным, осмотрели руины и перебросили в Узбекистан все стройуправления России вместе с техникой и материалами. А Россия сказала: «Потерпим!». Шесть лет возводили русские люди в Ташкенте микрорайоны, дворцы, спортивные комплексы. Были массовые переброски строительных армий в Киргизию и Казахстан. Россия только вздыхала: «Потерпим!». Мне пришлось быть однажды свидетелем спора между Кунаевым и Рашидовым: в чьей столице больше отделанных мрамором фонтанов — в Алма-Ате или Ташкенте. Рашидов, кажется, назвал цифру «130». Кунаев задумался и сказал, что Алма-Ата их скоро догонит. «А мы опять перегоним», — засмеялся Рашидов. Я видел часть этих фонтанов, на фоне дворцов — богатое зрелище. И видел утопающие в бездорожье деревни русских «эксплуататоров» — в Калининской, Вологодской, Псковской и Ленинградской областях. Избы, крытые осиновой щепой, в каких жили наши предки еще тысячу лет назад».

А что в это время Россия?  Будучи, действительно, кормушкой, она, как всегда, стеснялась  сказать правду,  кто у кого «сидит на шеи» и в этом  отчасти её вина! А надо было  без ложного стыда с бухгалтерской скрупулезностью подсчитывать до последней  копейки  вливания из союзного бюджета в отсталую  аграрную окраину, превращая её в средне- индустриальную страну. Все учесть: и затраты на  строительство приезжими советскими специалистами Нурекской ГРЭС, которая питает до сего времени весь Таджикистан электроэнергией и постройку самого крупного в Средней Азии текстильного комбината и многое, многое другое...

Надо было открыто   публиковать во всех средствах массовой информации, школьных учебниках, что улучшением условий  жизни местное население обязано  России и приводить  статистические показатели превышение потребления над производством в республиках( раз) : Грузия -  в 4;Эстония –   в 2,3;Армения – в 3;Литва –  в  1,8;Латвия – в 1,6;Казахстан –  в 1,8;Узбекистан – в 2,6;Азербайджан –  в 2;Таджикистан в 3 раза!  Таким образом,  русский крестьянин, рабочий, инженер и каждый из 147 миллионов жителей РСФСР оплачивали  безбедное существование  республикам СССР, чтобы покрыть там разницу между производством и потреблением. В это самое время там без всякого стеснения было принято ряд решений, ущемляющих представителей не коренной национальности. Национальная дискриминация проявлялась во всём: в кадровой политике; в приёме в вузы в пользу лиц местной национальности; в русофобских настроениях местного населения, а к русским стала проявляться повсеместная  нетерпимость, высокомерие и расцвёл пышным цветом национализм.

К  «маленьким, но гордым» пришло национальное самосознание, и они  решили от русских избавиться. Погнали  из своих земель потомков  «русских оккупантов»,  детей и внуков тех, кто освобождал Таджикистан от басмачей, кто поднимал феодальное  хозяйство,  а  теперь неожиданно помешал   хорошо жить.  Уголёк, который медленно тлел, постепенно разгорелся до размеров  межнационального пламени. Начался массовый отток русскоязычного населения( имеется ввиду все русскоговорящие нации) из Таджикистана.

Мои друзья уезжали из Душанбе дважды. Первый раз выехали из него, когда только всё начиналось. Но приехав в Россию, почувствовали свою ненужность, не сумев  зацепиться, вернулись назад.  А второй раз уже бежали, побросав абсолютно всё: квартиру, гараж и машину, лишь только чтобы остаться в живых. Продать собственную квартиру было весьма  проблематично, появились объявления, написанные корявым почерком: " Не покупайте квартиры у Саши  и Маши, всё равно  они будут наши".   Грянула настоящая трагедия и  по Душанбе прокатилась волна погромов русскоязычного населения.  Кто как мог  в спешке уносили свои  ноги, было не до нажитого скарба…

Знакомая учительница, опасаясь за жизнь двух дочерей-подростков,  оставив буквально всё нажитое,  большим семейством еле выбрались из Душанбе. Жизнь пришлось начинать  с нуля  в убогом домишке в селе на Брянщине. Её мама  высококлассный архитектор была когда-то по распределению из института направлена в Душанбе. 

Оказывается, существовало специальное Постановление Политбюро ЦК КПСС, согласно которому,  во все национальные республики  направлялись лучшие выпускники институтов. И таких семей сотни тысяч...

Это сейчас таджики предпочитают думать, что никто не выгонял  русских, они, мол, сами уехали... Появились стихи в интернете: «...теперь, как говорят, он рвёт рубаху и плачется: не знал, не понимал, что обманули именем Аллаха, что он, мол,  землю дедов защищал», а  в 1991 году,  как когда-то в глубокой древности по Великому шелковому пути шли караваны с товаром  в  кишлак Душанбе, наоборот, из него  потекли  сотнями тысяч караваны русскоязычных  беженцев.  Люди бежали  в  Россию, но   в  тоже время в никуда, поскольку «мыкались», самостоятельно обустраивались на местах. Это было совсем не то, как поступает нынешняя великодушная Россия с беженцами из  Донецка и Луганска.

Нет статистических данных, сейчас никто  не сможет сказать, сколько людей погибло с 12 по 14 февраля 1990 года, но очевидно, многие сотни, а возможно и тысячи. Большую резню предотвратили русские военные, расквартированные в Душанбе.  Правительство Израиля  сразу отправило в Душанбе самолёты, чтобы вывезти всю еврейскую общину, а русские выбирались, кто как мог….

Вторая волна эмиграции охватила русскоязычное население после обретения республикой государственной независимости в сентябре 1991 года.

Таково моё видение и многих моих друзей -душанбинцев проблемы  приведшей к массовому оттоку русскоязычного населения  из Таджикистана. Если к концу 80-х годов в  Таджикистане  русскоязычного населения  было  около полумиллиона, то к концу 90-х  уже всего   0,4%, а сейчас их там почти  не осталось. Таджикистан покинула самая образованная его  часть.

Чего достигла националистическая элита,  сделав Таджикистан только  для таджиков? Действительно, русские мешали им хорошо жить? Только один статистический факт: в настоящее время  Душанбе занимает 212 место в рейтинге городов мира по качеству жизни.



Недавно с мужем едем за городом, на перекрёстке у светофора голосует паренёк из Средней Азии, говорю, давай подвезём, ему в нашу сторону. Ответ : " Ну, его на...  Их отцы вышвырнули всех русских оттуда, а им надо было на коленях благодарить всех, кто к ним приехал, без них они  сейчас были бы  провинцией талибского Афганистана. Вот ты  там жила, ответь мне: зачем они это сделали?!  Чтобы через двадцать лет приезжать дворниками на заработки в Россию? Им что жилось тогда хуже, чем сейчас?"

Я до сего дня не могу дать чёткого ответа на этот простой ответ:  ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,  ЗАЧЕМ?

 Но уговорила подвезти. Оказалось, паренёк из Термеза, в семье семь детей, он самый  старший, приехал на заработки. Так жалко… У наших соседей дом строили рабочие из Узбекистана. Угощала их яблоками и огурцами, так они на обед покушают огурцы с лепёшками, а деньги экономят и отправляют домой. Не курят, не пьют, с утра до позднего вечера одна работа, а спали в рядом сколоченном на скорую руку деревянном домике. Разве не жаль?

 Что с нами всеми произошло, если за другой цвет кожи и разрез глаз мы начинаем оскорблять и унижать человека? Как получилось, что эта инфекция постепенно заражает все наше общество? Что с этим дальше делать? Я, к сожалению, не знаю ответа на эти вопросы,  но до сего времени мне снится моя  улица Лахути в солнечном городе Душанбе, где все национальности: русские и украинцы, евреи и татары, таджики,  осетины, башкиры, дружили между собой и не знали, что такое неприязнь и рознь на межнациональной почве. Будет ли такое когда- то  в России? Думаю, что уже нет, но  так  хочется верить в обратное...

  Повествование закончу словами Р.Рождественского, которые, по моему мнению, здесь будут уместны:

 «Для человека национальность -  и не заслуга, и  не вина
Если в стране утверждают иначе,  значит, несчастна эта страна!»

Информация для размышления к вопросу: КТО и КОГО КОРМИЛ В СССР.

Если ВВП на душу населения Армении в СССР в 2,5 раза превышал российский, то сегодня он составляет только 33% от него.

Азербайджанцы в СССР жили в 1,4 раза богаче россиян. А сейчас — едва дотягивают до 70% от уровня жизни в РФ.

Грузия скатилась еще глубже. В СССР, по уровню потребления, она была самой богатой из республик - в 3,5 раза превышая российский показатель. Сегодня эта цифра равняется только 37,9% от него.
В Молдавии дела еще грустнее - было 113,5% от уровня России. Стало 19,6%.


Рецензии
Как это ценно - из первых рук!

Нина Турицына   24.03.2018 17:22     Заявить о нарушении
Спасибо,Нина! Писала искренне, без всяких прикрас. С уважением,

Ирина Алешина   25.03.2018 11:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.