Почему я так сильно ненавижу омегаверс?

Я, дорогие мои читатели, органически не перевариваю омегаверс. Я ненавижу его иступлённо, яростно и болезненно; концентрированная ненависть к этому мерзостному жанру переполняет мой уже не очень юный организм, и даже расстояние между атомами, из которых я состою, в буквальном смысле этого слова пропитано лютым отвращением ко всем этим «брутальным альфам», «прекрасным, беззащитным омежкам», бесполым евнухам-бетам и прочим извращённым радостям странного мира шаблонных гендеров.
 Понимаю, что самые толерантные из вас, прочитав описание, закроют эту работу со словами проклятия в адрес её автора. Хотя, возможно, многие любители омегаверса пожелали мне сдохнуть уже после прочтения заголовка. Однако, мои возмущённые фикбуковцы, не спешите считать меня гомофобкой: я как раз таки и являюсь тем человеком, который отстаивает права геев на самоопределение в спорах с типичными представителями мужской части населения постсоветского пространства, чья лагерная психология не позволяет взглянуть на мир шире. Среди моих знакомых и пациентов есть несколько представителей нетрадиционной ориентации – как правило, это умные, интересные, интеллигентные люди, с которыми легко находить общий язык. К слэшу же я отношусь нейтрально: если в реальной жизни существует явление однополой любви, то, безусловно, это явление имеет право быть отражённым в произведениях авторов, которым это интересно… «Так почему же Вы так не любите омегаверс?» - недоуменно спросят меня те, кто ещё не догадался, к чему я клоню. А потому, уважаемые, что омегаверс – это не слэш вовсе. И даже если он замаскирован под самый что ни на есть махровый тип рассказов гомосексуальной направленности, в сущности своей омегаверс со слэшем не имеют ничего общего. 
  Гей, лесбиянка, феминистка, чайлдфри – это позиция в жизни. Личностная позиция, к которой человек пришёл добровольно, путём осознанных размышлений и умозаключений, на основе  природных склонностей и особенностей характера. Это – сознательный выбор, на который каждый взрослый человек имеет неотъемлемое право. В омегаверсе же нет никакого сознательного выбора. Там каждому гендеру чётко приписана определённая модель поведения, которой он неукоснительно следует, и всё это феерически подкрепляется нарочито животной физиологией… Скажите, такое положение вещей ничего вам не напоминает?
  В традиционном обществе место человека определялось не его личными качествами, интеллектом и особенностями характера, а, как правило, его половой принадлежностью. Даже сейчас, несмотря на многие прогрессивные тенденции, мы оказываемся неспособными преодолеть некоторые средневековые предрассудки. Девочек до сих пор воспитывают довольно специфичным образом, внушая им с детства, чего именно они должны хотеть от жизни. В итоге мы получае то, что получаем: толпы фанаток «Сумерек» и обожательниц «Пятидесяти оттенков серого», где безвольная, бесхарактерная, ничем не примечательная главная героиня находит себе тряпку-миллиардера, который будет её пороть. Чем не воплощение сокровенных фантазий большинства ванильных барышень?
 

  Я не держу своего читателя за идиота, поэтому не стану разжёвывать мысль, которая и так очевидна: омегаверс – это явление, которое транслирует самые закостенелые стереотипы о поведении представителей обоих полов. Это – замаскированный гет с законсервированными  патриархальными представлениями о «суровых альфах» и «слабых прелестницах-омегах» -непременно отдоминированных своим хозяином, непременно получающих удовольствие от своего униженного положения… Абсолютно неспособных к волевым решениям. 
 В статьях по сабжу я не раз встречала мысль о том, что омеги – это те же женщины, только с другой физиологией. Позволю себе привести отрывок из одной популярной статьи о том, что же такое омегаверс, написанной в 2012 году – на заре становления жанра в рунете:
"Что же до их положения в обществе… Сюда можно применить мусульманскую религию, согласно которой мужчина - господин, а женщина подчиняется (сначала отцу или брату, а потом мужу). В омегаверсе альфа считается мужчиной, а омега чаще всего выступает в роли женщины. Следовательно – альфа занимает положение в обществе: может работать на высоких должностях, заниматься бизнесом. А омега или заниматься творчеством (что встречается редко), или занимать низшие должности: учитель, няня в садике, младший менеджер. Их карьера невозможна. В связи с этим многие омеги не хотят быть ими и скрывают свой пол, маскируясь под бет (иногда скрывание пола зависит и от того, что омега просто не принимает свою сущность, отвергая ее). " (конец цитаты)
 В реальной, нашей с вами, жизни женщина может иметь любимую работу, где она наравне с мужчинами реализует свой потенциал как личность. При этом она занимается тайским боксом, балуется фикрайтерством и живёт с любимым человеком, которого частенько радует домашними вкусностями… В омегаверсе мы такого не встретим. Омегаверс не склонен отходить от шаблонов. И если, не дай бог, там объявится успешная и сильная женщина, она тут же займёт в сюжете место «члено-бабы», неспособной найти себе никого, кроме разве что безвольной омежки с традиционно «женской» сущностью. Однобокие персонажи под копирку – краеугольный камень всего жанра.
 В реальной жизни женщина может стоять во главе крупного учреждения, при этом оставаясь хорошей женой и мамой. Организаторские способности – вещь универсальная: её, как талант, не пропьёшь… Но ведь женщинам не положено иметь волевой характер и хороший мозг, верно? Это ведь совсем не романтично! Поэтому в омегаверсе, как правило, способность к деторождению и успешному продвижению по карьерной лестнице являются вещами взаимоисключающими. И, надеюсь, большинство из вас всё-таки понимает, что подобное узколобое видение женской роли в обществе не лезет ни в какие ворота.
  Таким образом, очевидно, что омеги – это скорее женщины в патриархальном понимании: красивые, слабые, иррациональные, мнимо сопротивляющиеся драконовскому напору своих крутонравных обожателей. Не знающие точно, чего конкретно хотят от жизни, ведомые собственными инстинктами. Квинтессенция гендерных стереотипов, господа.
 Конечно, сейчас на просторах Фикбука можно встретить множество произведений, где омеги занимают высокие должности и являются полноправными членами общества. Но, ребята, кого мы пытаемся обмануть? Подобные сюжеты смотрятся вяло и неправдоподобно и, как правило, заканчиваются «укрощением» властной омежки каким-нибудь особенно брутальным альфой, который, позвякивая стальными яйцами, на руках уносит её в закат – подальше от забот и проблем, неотступно сопровождающих делового человека… Хэппи-энд. Все на своих местах.
 Многие из Вас, опять же, встречали сюжеты с трогательными, ранимыми альфами и сильными, волевыми омегами. Признаться, авторов, создающих подобных персонажей, понять весьма проблематично… Да какой же он, простите, альфа, если он «трогательный и ранимый»? Такой персонаж является, скорее всего, геем-активом с собственным сложным характером, но уж никак не омегаверсным «альфачом». Вы, уважаемые, описываете слэш, только почему-то заворачиваете его в диковинную оболочку.
 Из всего вышеперечисленного вытекает довольно странный, но весьма очевидный вывод: суть омегаверса – в рожающих мужчинах. Ведь, получается, только в этом состоит его отличие от других жанров, если убрать его главную, изначальную фишку - гендерную предназначенность характеров и социальных ролей...
Всё это довольно странно, господа. Неужели для того, чтобы пофантазировать о возможности мужчин выполнять женские репродуктивные функции, пришлось выдумать целый жанр? Ещё раз повторюсь: я совершенно не имею ничего против геев, и, думаю, некоторые из них действительно находят в чтении омегаверса своеобразное утешение… Только вот популярен жанр почему-то в большинстве своём среди девочек-гетеросуксуалок. И здесь мы снова возвращаемся к нашим неутешительным баранам: гендерной стереотипированности классического омегаверса.
 В последнее время мне удалось прочесть несколько произведений в жанре «омегаверс», которые доставили мне удовольствие в стилистическом плане. Однако, какими бы блестящими писательскими способностями не обладал автор, его персонажи как будто заключены в рамки канонических образов «альфы» и «омеги», и это здорово мешает их прописать. А поскольку омегаверс исторически произошёл от определённых видов PWP, можно сделать закономерные вывод, что он просто не «заточен» под серьёзную проработку персонажей. Только животная страсть, только нефритовые стержни.
 В этом месте многие из вас, очевидно, тоже захотят со мной поспорить: ограниченность большинства работ не может означать полную никчемность всего жанра.
 Среди всей этой обличительной демагогии остаётся лишь один, наверное, самый важный вопрос: если омеги – это, условно говоря, женщины, то почему тогда этот жанр так часто имеет направленность «слэш»? Почему бы любителям поведенческих штампов не поставить на место сладостной омежки какую-нибудь симпатичную самочку? Боюсь, авторы статей по этому поводу всё ещё не пришли к единому мнению: слишком уж глубинными являются механизмы понимания популярности омегаверса среди маленьких девочек.  Вполне возможно, что юные барышни, ещё не осознавая себя как полноценную женщину, просто-напросто завидуют  женским персонажам, испытывая некое подобие ревности. В этом случае им помогает паллиатив – персонаж-омежка, такой же юный, такой же неопытный… С ним – недогероем недомужского пола – легче всего ассоциировать себя некоторым незрелым особам, избежав при этом страданий собственного честолюбия.
 Что ж, справедливости ради, нужно отметить, что гендерными штампами страдают не только омегаверсные произведения, и бороться с этим, увы, невозможно до тех пор, пока существуют отголоски патриархата в нашем сознании. Однако именно в этом диковинном жанре каким-то гротескным, гипертрофированным образом воплощены самые мерзкие пережитки домостроя. Гармоничные, осознанные отношения двух равноправных, полноценных личностей? Нет, ни в коем случае. Скорее, чьи-то извращённые понятия о романтике и настоящей страсти. Этакий упрощённый гет с уже готовыми, с детства знакомыми читателю принципами поведения.
  Являясь человеком небрезгливым, я даже не затрагиваю физиологический аспект вопроса: в конце концов, классический половой акт между мужчиной и женщиной может показаться кому-то отвратительным… Да и обычные роды, знаете ли, представляют собой зрелище отнюдь не для слабонервных. Настоящая мерзостность омегаверса не заключается в неестественности описываемых процессов, а лежит у основания самой его сути, эксплуатирующей веками навязываемые нам псевдоархетипы. Родилась омегой? Что ж, страдай, твоя судьба предопрелена! Ты ведь не можешь выбирать свой путь и делать свой выбор.
  Я глубоко сопереживаю героям фильма «Горбатая гора»; я всей душой симпатизирую милому аферисту-гомосексуалу из фильма «Я люблю тебя, Филипп Норрис!»… Но я ненавижу омегаверс. Ненавижу за лицемерие и неспособность развиваться как полноценный жанр, оставаясь лишь одним из видов литературной порнушки.
                ***
«Ну как, ты чувствуешь, как агрессия уходит из твоего разума?» - спрашивает меня тренер, помогая снять перчатку.
 Костяшки немного болят, несмотря на то, что бинтуюсь я неплохо… Да, ребята, мне намного лучше после написания этой статьи. Но сколько бы раз я не пыталась нокаутировать омегаверс, он всё равно останется живее всех живых, пока живы в нашем обществе гендерные стереотипы.
 Пойду, наверное, приготовлю своему парню что-нибудь вкусное.


Рецензии