Зачем толочь воду в ступе?

По страницам коллективных сборников и альманахов
Публикация в журнале ДВИНА, полная версия

За последние годы у меня скопилось  более пятнадцати коллективных сборников и альманахов, изданных районными и городскими литобъединениями: Архангельска – ЛитО «Поморье» (руководитель и составитель Василий Матонин), Северодвинска (составитель ЛО «Творчество»), Нарьян-Мара (Любовь Царькова), Вельского (ЛитО «Вель»  – руководитель и составитель Николай Васильев), Холмогорского (сост. Галина Рудакова), Мезенского (сост. Наталья Тихонова), Виноградовского (сост. Сергей Гнездов) и Верхнетоемского (сост. Владимир Тюпин) районов, а также сборники по итогам районных и других литературных  конкурсов.
Одни порадовали, другие опечалили  и, кроме недоумения, ничего не оставили в душе. Вот о последних хочется сказать более подробно.
Рыночная экономика привела к тому, что издательское дело  из государственного превратилось в частное. Плати деньги – и издавай что угодно. Без корректора и редактирования текста. Редактирование – тяжёлый труд, и авторы жалеют денег на это.  Вот и сходят с потока книги, на которые без слёз смотреть невозможно. Жаль и потраченных меценатами средств, и обманутых ожиданий читателя.
Более всего, пожалуй, приводят в недоумение некоторые коллективные сборники. Ведь их обычно составляют руководители литобъединений либо библиотекари. И причина кроется в недостаточной компетентности составителя либо в напористости, порой доходящей до наглости, авторов, которым не дай бог отказать. Не удивительно, что по одной этой причине многие совестливые составители зареклись издавать коллективные сборники.
Когда я отказалась делать сборник к юбилею Ломоносова (а предложенный мне исходный материал был в своей массе «ниже плинтуса»), для руководителя ЛитО «Емца» я сразу стала «врагом народа». Никогда не забуду и свой опыт составления сборника «Радуга над Емцей» к юбилею ЛитО «Емца». Сколько пришлось потратить сил и нервов, доказывая, что не стоит брать в сборник стихи  абсолютно всех членов ЛитО за 20 лет его существования, во всяком случае то, что было на тот момент мне предложено. Пришлось запросить и перебрать всё, написанное авторами, чтобы выбрать у каждого лучшее. Порой это было единственное стихотворение. Но и такое нашлось не у каждого.  Некоторым я предложила  вместо стихов написать  рассказ или воспоминания из своей жизни. Но, так или иначе, отношения с руководителем ЛитО становились всё хуже, дело дошло до угроз в мой адрес (вплоть до обещания написать президенту – ни больше ни меньше!), лишь бы «букет был полный». Масла в огонь подливало ещё желание руководительницы во что бы то ни стало «запихнуть» в сборник свою прозу, в которой обязательно в качестве изюминки предлагался юмор, что называется, «ниже пояса».
Одновременно пришлось делать сборник стихов безвременно ушедшего Дмитрия Попова. И опять та же картина, опять некоторые отзывы и посвящения автору я ставить в книгу отказалась. В результате жалобы на меня до сей поры лихорадят председателей областной писательской организации и тех писателей, которые бывают в наших краях.

Вот сборник «Сотвори на земле доброту» северодвинского ЛЧО «Творчество» (2008 г). Кроме недоумения и жалости, ничего он у меня не вызвал ни тогда, ни сейчас. Не буду говорить о песнях и прозе, а стихи  откровенно разочаровали. Открываешь книгу и думаешь: да есть ли это объединение на самом деле? Или только на бумаге? Не похоже, что  там с авторами занимаются. Да и кто будет это делать? Даже хороший  поэт  не всегда может учить других или отбирать произведения, достойные публикации.
 Перелистаем сборник. Цель его – восславить  любимый город к юбилею, поэтому предпочтение отдано посвящениям - весьма сложному жанру, где мало кто может  избежать штампов. В предисловии написано: «Все представленные авторы, несомненно, талантливы». А что мы видим на самом деле?
 Из двадцати трёх авторов отметить можно Бориса Комарова и Станислава Петухова. И пять молодых авторов, стихи которых стоило выделить в отдельный раздел. А опусы остальных никуда не гожи.  Штампы, глагольные рифмы, лексические ошибки, бесконечные и бесцветные описания природы,  словом, отсутствие поэзии. Отметить можно лишь отдельные удачные строки. 
Вот такое, к сожалению, впечатление.
Недавно мне в руки попал новый, второй сборник поэзии и прозы Приморского района «Белые чайки родного Приморья», 304 стр. (первый был издан в 2014 году). Составитель – руководитель  ЛитО Приморского района «Призвание души» Татьяна Москвина.
В сборнике пятьдесят два автора, половина книги отдана стихотворцам и столько же – прозаикам (рассказы и воспоминания), и двадцать страниц – приморским художникам.
Уровень текстов столь низкий, что всё, до сей поры казавшееся слабым, рядом с этим выглядит не так уж плохо.  Потому что назвать стихами большую часть того, что  предлагается  читателю, язык не поворачивается. Рассказы и воспоминания в книге интересные. А вот многие стихотворцы даже понятия не имеют о ритме и рифмах! Да пусть бы и так, если бы там была поэзия! А то ведь  сплошные штампы, сто раз повторенное, банальное. Либо  плач по разрушенной деревне, либо посвящения великим людям и датам, которые, как известно, надо писать или гениально, или никак.
С большим трудом заставила себя пролистать  все тексты, но так и остался вопрос: зачем надо было включать в сборник авторов, не имеющих понятия о стихосложении, умеющих только толочь воду в ступе? Содержание некоторых напоминает кое-как зарифмованную газетную статью.  Ладно бы издавали для себя, любимых, на память родне, тиражом в десяток-другой экземпляров, а то ведь – 1000 штук! Тысяча читателей испьёт из этого «затхлого источника» и, если не отравятся, то долго будут плеваться.   
Авторы, наверное, неплохие люди, но они не поэты, им не дано быть таковыми.  Спрашивается, зачем же составитель подставляет их, делая  такую плохую услугу, и публикует по сути самопародии?
Нина Андреева:
«Мне спать сегодня не даёт луна./ Ярка. Кругла, как блин, она.
Глядит и хлопает глазами, / А я всё думаю о маме…»
«С детства у Вити привычка трудиться, / Этой привычке нам всем бы учиться…»
 «Теперь в любое время года / Бывает третий тип погоды…»
 «Я в город ехать не спешу,/ там отопленья нет, я знаю…»
Любовь Елезова:
 «Не мычит корова в стойле/ И не хрюкает свинья./
Сердце сжалося от боли,/ Здесь всё детство прожил я».
Миропия  Замятина:
«Не спится по ночам. И я пишу,/ Смотрю по сторонам и не спешу».

У многих авторов стихи – это неумеренный пафос, бесконечные восторженные возгласы, ничем не подкреплённые, по сути.

Татьяна Быкова:
«Вихрем врывается в душу весна./Многим сейчас ну совсем не до сна!»
«Настолько ночи белые прекрасны!»
«Каким чудесным было это лето! /Теплом и светом всё вокруг согрето!/
И ночи белые для тела и души – / Тихи, спокойны, слишком хороши!»
«Как утром тишину люблю!..»
Вячеслав Баранов:
«Российский Север, ты красив, дружище, / И это меня радует вдвойне!»
 «Приморье милое, мой край загадочный!/ Лет много минуло с поры той сказочной!/
Мне стала близка тогда земля твоя,/ И породнился вдруг с тобой навечно я».
 «Окинешь гладь реки – краса безмерная!»
 «Хороши ночи белые,/ В них краса, благодать!
Пульхерия Понамарёва:
«Дорогой, любимый Север,/ Север,  родина моя!/
Ах, как я тебя любила,/  Свою жизнь всю отдала».

Умение толочь воду в ступе всегда было присуще графоманам. И хоть банальными, хоть наивными назови такие стихи, ¬– очевидно, что авторы с трудом подбирают слова, хоть и вкладывают  в стихи  свои чувства и эмоции (по их выражению, «пишут душой»).
Для их произведений характерно обилие лишних, ни о чём не говорящих слов, банальностей и штампов, отсутствие ритма, размера и рифмы:

Анатолий Бурых:
 «Опять холода опустились на землю,/ И снова зима к нам пришла./
Озёра и реки оделись в кольчуги / Прозрачного, крепкого, чистого льда».
Пётр Голубин:
 «Всю свою жизнь с тобою рядом/ Мы шли как братья по пути/
Ты согревало своим светом/ И не сказало мне: «Плати!»
Тамара Дроздова:
«Место, где ты родился и рос,/Не забудется никогда./
Ты же  к нему душою прирос, /Так было и будет всегда…
«По знакомой сторонке иду не спеша./ Мне легко. Отдыхает душа./
Здесь я в детстве играла в мяч,/ А вот тут наперегонки с подружкой неслась…»

Открывается сборник стихами Татьяны Москвиной, составителя. Тут, как говорится, каков поп, таков и приход. Уровень – ниже некуда:
«На писателя можно равняться, жить по совести, множить добро,/ его словом живым напитаться, чтобы выстоять бедам назло…»
Список подобных цитат можно продолжить, но не буду утомлять читателя однообразием. «Напитаться  живым словом» как-то не получилось.
Впрочем, есть  всё же в сборнике несколько стихотворений. Их авторы Анатолий Бармин («Переморфизмы»), Владимир Сковородкин, Евгений Шарков,  Нина Гоголева и молодой поэт Виктор Павлов («Аннабелли», «Если»). Их стихи отличает своё видение мира, художественные образы, настроение, философский смысл. Любови Елезовой иногда удаются стихи для детей. Стихи молодых авторов (разделы «Начало большого пути» и «Поэтические строки из детского дома») дают надежду. Пусть эти ребята развиваются дальше, совершенствуют стиль, образность и красоту своих произведений. Жаль только, что затерялись они среди не сортовой вторичной продукции.
Всё, что опубликовано, может быть подвергнуто критике. На это не надо спрашивать разрешения у автора. Любой человек вправе написать отзыв о книге. После выхода какой-либо критической или просто научной статьи в  газете «Графоман» мне, как члену редколлегии, начинают звонить и писать упомянутые в статье авторы и их друзья, и суть пожеланий можно выразить так: критика не должна обижать. Но возможно ли это? Думаю, всё зависит от умения автора держать удар. Сложно не расстроиться, когда твои стихи разбирают в газете или журнале. Но по большому счёту - это ведь стимул работать дальше и не торопиться издавать книжки-скороспелки, выставлять на суд читателей и критиков сырые, недоработанные стихи. Подчас авторы обижаются  даже на приватный «разбор полётов». Почему же не приходит в голову обижаться на учителей, проверяющих школьные сочинения? Ведь, по сути, разницы-то никакой, поскольку  в отзывах отмечаются недостатки  произведений, а не личности автора.
Говорят, поэты выходят из графоманов. Наверное. Однако очевидно, что не каждому графоману суждено стать поэтом. Одни очень быстро минуют этот период развития, другие застревают там навсегда. Поэтому очень важен разбор произведений внутри литературных коллективов. Они дают развитие и рост. Благодаря Интернету можно найти  много информации по стихосложению, поучаствовать в конкурсах с разбором произведений, почитать лучшие произведения современных авторов. Как знать, может, именно они и научат правильной поэтической речи.
               


Рецензии
Я была на фестивале "Под Рубцовской звездой"-2018 и помню всех "моих" прозаиков - семинаристов. Если забуду имя-лицо, то назовите мне текст - текст останется навсегда. Да, тут не так, там не так, и я была резка, но: туда вложено НЕЧТО, что бесценно. Опыт, мысли, чувства, индивидуальность, наблюдения. Все это безумно интересно. Люди уйдут, но вот это останется. Гораздо страшнее, если все это пропадет.
Единственный способ сохранить - все-таки издать на бумаге. Да, не хватает редакторов. Да, нужны деньги. Некоторым самому книгу не творчески вытащить - ищите помощников. Но нельзя допустить, чтобы это все было брошено. Прошу: издавайтесь!
На архангельской земле все еще идет литературный процесс на уровне литобъединений - сохраните его. В городах он тлеет! Поэтому тем более нельзя его гасить непримиримой критикой. Ведь если выжжешь уважение к пишущему - графоманов станет меньше, но и гений не выскочит. Литобъединение - это же братство. Как выгнать из него родного человека за то, что он глуховат? А великая русская литература, уверяю, переживет несовершенство наших публикаций.

Ольга Смирнова-Кузнецова   27.02.2018 01:17     Заявить о нарушении
Издавать или нет дело личное, никто теперь не запрещает. Были бы деньги, а издать можно всё. Но если книга издана, любой имеет право высказать о ней мнение.

Галина Рудакова   27.02.2018 19:22   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за неравнодушное чтение, прозаиков мы тоже стараемся поддерживать всеми силами. Но надеяться только на редакторов нельзя. Все люди занятые, а некоторые у нас столько пишут, что можно заниматься только чтением их произведений, забросив все свои дела. Многие в Союз вступали, когда не было Интернета, не было в деревнях мастер-классов, никто не помогал. Моё пожелание поэтам и прозаикам - изучать русский язык, чтобы писать грамотно.

Галина Рудакова   27.02.2018 20:31   Заявить о нарушении
А чем занимается наше АРО СПР, можно следить здесь http://vk.com/club158874991

Галина Рудакова   27.02.2018 20:35   Заявить о нарушении
Перечитала обе рецензии, просто удивительно, что А.К. сподвигла вас написать ответ на мою статью, а не ввела вас в курс дел. Не рассказала, какая работа проводится в области и в ЛитО, в газете "Графоман" и в ЛИнтО "Брусника". Где несколько лет уже идёт конкурс с подробным разбором и обсуждением всех стихов. И только ленивый не будет учиться. Но в сборник, о котором я писала, собраны стихи людей, которые вообще ни в какие объединения не ходят, и стихами назвать их вирши было бы слишком громко. Увы, если не называть ничьих имён, то ничего никогда не изменится. В Приморском районе есть поэты, стихи которых не стыдно включить в любой сборник. Но составитель этим не озаботился. Вообще на графоманах нынче хорошо зарабатывают. На всякого мудреца довольно простоты.
На издание любого сборника кто-то даёт деньги - а в результате, при таких составителях, достойные авторы этой возможности не получили и не получат, - вот что обидно.

Галина Рудакова   07.03.2018 08:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.