7. Хамство

Самое смешное, что в периоды ожидания Мессии (а их мы знаем два - ветхозаветный и новозаветный), хамство есть неотъемлемая часть духовного роста.
Потому что в период ожидания Мессии мир автоматически делится на две части:
- тех, кто ждет, старательно надраивая душу до блеска медного таза;
- тех, кто не ждет, старательно удобряя почву под виноградник своей кровью и плотью.
Это - описание образа "Ной в ковчеге".

Что же такое хамство? Если читать Ветхий Завет буквально, то - отрицание духовных заслуг, заслуг перед Богом, кого бы то ни было вышестоящего из за сучка, "который все портит": Ной напился пьяным. После потопа. Представим себе на секундочку, что такое "богообщение" - Бог в тайне, в тишине, в покое. Ной - общается с Богом, иначе как бы он смог не только узнать про потоп, но и выстроить ковчег "по плану Бога"? Ной - умеет слушать.

И что он слышит во время потопа?

Может кто-нибудь представить, что такое "единовременная смерть всего человечества"? Сколько там было просьб о помощи, страданий "мои дети тонут!", жажды жизни, когда - некуда бежать и негде спастись? Это можно представить только под артобстрелом, когда бомбят мирных жителей, а ты - сидишь в окопе и ждешь команды, а ее все нет.
И то - вряд ли поймешь...

Если проще: Ной слышал такое, от чего нас бы мгновенно отвезли в дурку. Он - всего лишь напился. И валяясь голым и пьяным, пытался пережить очевидное: "Мы - спаслись. Одни во всем мире".

Не понимание этого - вот причина хамства в библейском понимании этого слова, а не в современном: "эй, ты, кошелка! те чё тута?". Вряд ли есть необходимость делать вскрытие Хаму, но на всякий случай: он просто дико тупил. Отец - тот, кого надо не просто слушать, а - держаться за него всеми фибрами души и инстинкта выживания, потому что он - единственный в мире, спасшийся от смерти, - этот самый человек - валяется пьяным и голым.

Это - невозможно пережить иначе, чем через идиотизм: "О, папа. Голый. Пьяный. Надо с этим что-то делать" (читай - ужас кошмарный, давящий на макушку, потому что вот только-только за это самое Господь истребил все человечество!). Пошел и воспроизвел словами ситуацию, не прибавив к ней ничего от себя, не дав ничего отцу в глазах Господа. Братья - Сим и Иафет, тоже ступили, потому что единственное, что смогли придумать - это "зажмуриться": сделать все, что угодно, лишь бы не видеть этого ужаса, не прикасаться к нему сознанием, развернуться спиной и вот так, пятясь, прикрыть отца.
Ной разделился надвое: самоочевидный тупизм происходящего взял себе Хам, самоочевидный тупизм "зажмуривания" взяли себе Сим и Иафет, поскольку они хотя бы постарались хоть что-то дать отцу в глазах Господа, то и развязка ситуации была вполне логичной: по слову Ноя Господь благословил тех, кто хоть что-то дали, и - увы! - проклял Хама, как раба неключимого, зарывшего в землю единственный талант.

Если же читать Ветхий Завет так, как делал это Апостол Павел, то получается еще интереснее: каждый из нас имеет в себе Ноя (того, кто прислушивается к Господу, дабы - вовремя соорудить ковчег, и взять в него всех, кого Господу угодно, и перейти Иордан, и претворить воду в вино, и умереть, и воскреснуть), но каждый имеет в себе и Хама, и Сима с братом.
В то время, как фарисейски наблюдаешь за падением современных нравов, радуясь высоте своего чистого положения незапятнанной совести, - ты валяешься пьяным и голым, и благо, если твое собственное хамство вынудит тебя похвастаться достоинством, а знание Ветхого Завета и Евангелия (Сим, Иафет) - заставит покраснеть и попятиться назад тропою самооправданий: "нет-нет, я не осуждаю! Никого не осуждаю! Да, я - спасаюсь, жду Господа, стараюсь не грешить, но - никого не осуждаю!", а потом, когда Ной проспится и все четверо соберутся воедино, придет истинное бесстрастие:
- Да, я спасаюсь.
- Но, блин, как мерзко трубить об этом всем подряд.
- И единственное, что может меня оправдать - это вера в Господа и понимание, что я - урод: закрывать глаза реальность нельзя, даже если видеть ее - невыносимо, но...
- Господи, пусть мой Хам служит моим Симу и Иафету! Показывает тому, что во мне хоть как-то Тебя любит, те периоды, когда я голый и пьяный и отнюдь не похож на праведника! И пусть Сим и Иафет воюют Хама, чтобы в итоге остался Израиль, живущий в земле обетованной! Даже если это будет после смерти - Ноя. Моисея. Иисуса.

Состояние "царство разделившееся в себе - не устоит" - надо уметь разделять себя.   Не впадая в отчаяние: "во мне нет ничего, кроме Хама, а если и есть немного Ноя - то пьяного и голого", а - трезво понимать: Ветхий Завет есть механизм изгнания из себя бесов, Новый - силы для этого. Нужно только правильно понимать смычку между ними - Господь делает все для нашего спасения.
Господь делает.
Не мы.


Рецензии