Письмо 802. 31 10 13. Капелька удовольствия
.
31 октября 2013 г. в 12:21 именно в этот день мне захотелось поделиться этим материалом с друзьями на ФБ...
материал написан в 2001 г. Для журнала " Берег"...
Но 31 10 13 четыре года назад меня по=прежнему волновало Лазкурное побережье...я была о-ча-ро-ва-на... 31 10 17, Мск.
Зачем человеку знать историю? Историю стран, народов, иных цивилизаций (если таковые существовали и существуют вообще)? Истории прошлого - это цепь событий, мыслей, действий, которые определяют наше настоящее. Именно "истории" ( в смысле синтезированных рассказов, легенд) повествуют о культурном, социальном, экономическом, наконец, эмоциональном опыте человечества.
Люди оставляют после себя мысли, чувства, мироощущение, слезы, горе, любовь и радость, запечатленные в произведениях искусства, камне, цвете, звуке, геометрии улиц, архитектуре зданий старинных городов. Каждый город имеет свой запах, свою энергетику, своеобразную смесь информации тонкого уровня, доступную только очень чувствительным натурам...
Папский дворец (Palais des Papes) и романский собор Нотр-Дам-де-Дом (Notr-Dame-des-Doms) в Авиньоне - символы власти духовенства, расположенные на холме Роже-де-Дом (Rocher des Doms) на берегу Роны и окруженные высокими стенами с круглыми башнями, поражают мрачностью средневековья. Знойное полуденное солнце раскалило каменные плиты Собора, под которыми хранятся останки городской знати и верхушки духовенства. Особый запах древности волнует и мистически воздействует на воображение, воскрешая из прошлого бесконечный ряд исторических событий и жестоких насилий, совершенных во имя золота и власти. Жутко и тревожно в суровых чертогах Папского дворца... В романтичном уголке Франции "улавливался" не только изысканный аромат развлечений и удовольствий...
Но многоликая и многоязычная толпа на площади перед мрачным авиньонским Дворцом разрывала цепь ощущений из прошлого, утверждая современное демократическое многобразие чувствования жизни. В этот июльский день старинный Авиньон "сошел с ума". Актерские труппы из разных стран мира ошеломляли туристов и местных зевак буйством выражения человеческой сущности. Африканские ритмы сменялись изысканностью звуков и гармонией французской поэзии. Трубадурши с синими и зелеными губами в немыслимых одеяниях пританцовывали на высоких ходулях под негритянские ритмы в ожидании своей очереди привлечь внимание публики. По улицам в открытом автомобиле в стиле "ретро" разъезжали мужчины, одетые в женские платья и женщины, переодетые в мужчин, разбрасывая приглашения на международный театральный фестиваль.
Бедная Лиза в сопровождении кавалера меланхоличного вида из московского театра "У Никитских ворот" скромно бродили по улочкам и площадям Авиньона, почти безразлично раздавая приглашения на свой спектакль. Их странное безразличие еще более вызывало стремление в очередной раз попытаться понять загадочную для большинства иностранцев русскую душу. Своеобразный "черный квадрат" - понимай как хочешь или как можешь. А "ларчик" открыть можно, достаточно понаблюдать внимательно за нами, русскими. Даже удовольствие мы воспринимаем через страдание. Необъяснимое томление и грусть испытывает русский интеллигент при восприятии прекрасного. Вечный зов бессмертной души не дает покоя даже в минуты экстаза. В страдании находит русский человек источник вдохновения. Именно из этого источника черпает он силы для своих великих творений, именно в нем находит неиссякаемый запас творческой энергии.
На террасе Музея Пикассо в Антибе представлена постоянная коллекция замечательных работ выдающегося скульптора Germain Richer, в которой представление о судьбе человечества отождествляется со страдающими или спокойными и радостными образами: одни люди приходят на землю, чтобы страдать, другие, чтобы радоваться жизни. Последние в скульптурной коллекции имеют явное внешнее сходство и черты, присущие жителям Средиземноморья. Что это? Пророчество или ясное понимание судьбы и рока? А Русь не даром называют многострадальной. Попадая на любвеобильную почву благополучной Франции, русская душа оказывается обесточенной. Нет простоты в осознании явлений земной жизни, всегда чувствуется глубинный план бытия. Может быть память прошлого? Или предчувствие будущего? Кто знает?
А события июльского вечера в Авиньоне шли своим непредсказуемым ходом. Интернациональная актерская труппа при помощи мимики и жестов изображала мятежного человека в плену современных нравов, невозможность быть свободным от общества, вырваться из порочного круга условностей. Действо сопровождалось естественными, понятными без перевода, эмоциональными криками, идущими из глубины человеческого существа.
Одновременно со стороны Папского дворца слышались магические звуки труб и барабана, отбивавшего завораживающий ритм. С исторических ступеней медленно и торжественно спускалась процессия, возглавляемая женщиной. Она бережно несла в руках круглый сосуд внутри которого плескалась красная рыбка (вероятно, как символ хрупкости земной жизни). Люди, одетые в белое, и звуки странного многотрубного музыкального инструмента, который они несли на своих плечах, производили магическое впечатление. Участники процессии остановились, достали серебряные ложечки и зачерпнув ими из символической чаши жизни (или судьбы?) несли собравшимся на площади людям живительную влагу, напитанную общим ритмом и гармонией магического действа. Мгновение, и в моей ладони оказалась застывшая небесно-голубая капелька. Чистая капелька слезы? росы? дождя? Прозрачно-голубая капелька - символ чего-то светлого... Памяти о необыкновенном июльском дне, проведенном в Авиньоне, или о великом единстве прошлого и будущего?
Вероятно, не случайно земля Прованса приняла многоликий молодежный театральный фестиваль. Прованс располагает к проявлению многообразия человеческих эмоций, очищает каждую струнку души и заставляет звучать мелодию сердца, ликвидирует напрочь ложный стыд. Замурованная в тело душа обнажается до предела. Внутренняя свобода естественно, без ложного стыда, вырывается наружу чтобы слепые прозрели, закомплексованные раскрепостились...
Есть много способов разбить искусственную стену однообразия и застывшую маску скучно-привычного и удобного притворства. Многовековую депрессию души и притупленное восприятие мира можно "вылечить" ощущениями. Например, вкусив авиньонские эклеры и клубничные тарталетки, чувствуешь, что радость жизни постепенно возвращается, что жить - хорошо, а хорошо жить, как подтверждает опыт, - еще лучше. Вкус и аромат дыни, пропитанной жарким солнцем Прованса, странным образом ассоциируется с француженкой, продавшей ее. С ее певучим голоском и обворожительной улыбкой губ, глаз и всего тела. Да, да, даже тело, оказывается, может улыбаться, если оно непритворно выражает радость жизни. Сказочная земля Южной Франции будоражит воображение, питает живительной влагой ощущений душу. Романтично? Но ведь этого-то, как раз, и не хватает. Уж слишком серьезно мы привыкли создавать себе проблемы, а затем так же серьезно, с натугой и болью их решать.
Создается впечатление, что «самовыраженность» как «самоценность» культивируется во Франции. Люди не живут и даже не работают, они играют, играют в жизнь, живут играючи. Жизнь - это праздник, удовольствие, поиск новых ощущений, которые пополняют «банк данных» души. Франция лелеет красоту, художников, поэтов, красивых людей. Они украшают жизнь, делают ее более насыщенной и совершенной. Все необычное и нетрадиционное приобретает значимость. В Лувре выставлена удивительная скульптура Гермофродита из белого мрамора. Тело существа с совершенными по красоте линиями изящно распростерто на роскошном ложе. Непритворную негу и глубокое удовлетворение выражает его застывшее на века лицо. Существо явно любит и любимо. Иначе не может быть такой безмятежности в выражении лица и позе при недвусмысленности положения и происхождения. По всей вероятности, гермафродитное существо нашло свое место в иерархической структуре ценностей не слишком морализованного и свободного французского общества. Французы общаются, любят друг друга. Наверное, "одинокий волк"- не для Франции. Все располагает к общению с прекрасным в самом себе и друг в друге.
ДА, действительно, существует международное разделение труда между нациями не только в обыденном смысле на производящих пшеницу, овес, руду. Германия "производит" власть и деньги. Люксембург предпочитает жить по-европейски удобной, рациональной и обеспеченной жизнью. Франция "воспроизводит" красоту...
Прекрасное небо Франции, изумительные пейзажи, сказочные замки Луары, золотые подсолнухи Прованса и виноградники Бургундии. Кто смотрит на землю, а кто на небо... Люди занимаются и живут любовью, творчеством, красотой, удовольствиями. Удовольствие во Франции превращается в дорогой товар, а торговля удовольствиями в доходную сферу бизнеса. Раскрытие тонких ощущений тела и души - не для толстокожих и бедных... За удовольствие надо платить...
07 03 2001
Этот материал был написан для международного журнала «Берег»…
Свидетельство о публикации №217103102327