Письмо 802. 31 10 13. Капелька удовольствия

Капелька удовольствия по-французски
.
31 октября 2013 г. в 12:21 именно в этот день мне захотелось поделиться этим материалом с друзьями на ФБ...
материал написан в 2001 г. Для журнала " Берег"...
Но 31 10 13 четыре года назад меня по=прежнему волновало Лазкурное побережье...я была о-ча-ро-ва-на... 31 10 17, Мск.





Зачем человеку знать историю? Историю стран, народов, иных цивилизаций (если таковые существовали и существуют вообще)? Ис­тории прошлого - это цепь событий, мыслей, действий, которые оп­ределяют наше настоящее. Именно "истории" ( в смысле синтезиро­ванных рассказов, легенд) повествуют о культурном, социальном, экономическом, наконец, эмоциональном опыте человечества.

 

Люди оставляют после себя мысли, чувства, мироощущение, сле­зы, горе, любовь и радость, запечатленные в произведениях ис­кусства, камне, цвете, звуке, геометрии улиц, архитектуре зданий старинных городов. Каждый город имеет свой запах, свою энергети­ку, своеобразную смесь информации тонкого уровня, доступную толь­ко очень чувствительным натурам...

 

Папский дворец (Palais des Papes) и романский собор Нотр-Дам-де-Дом (Notr-Dame-des-Doms) в Авиньоне - символы власти духовенства, расположенные на холме Роже-де-Дом (Rocher des Doms) на берегу Роны и окруженные высокими стенами с круглыми башнями, поражают мрачностью средневековья. Знойное полуденное солнце раскалило каменные плиты Со­бора, под которыми хранятся останки городской знати и верхушки духовенства. Особый запах древности волнует и мистически воздействует на воображение, воскрешая из прошлого бесконечный ряд исторических событий и жес­токих насилий, совершенных во имя золота и власти. Жутко и тре­вожно в суровых чертогах Папского дворца... В романтичном уголке Франции "улавливался" не только изысканный аромат развлечений и удоволь­ствий...

 

Но многоликая и многоязычная толпа на площади перед мрачным авиньонским Дворцом разрывала цепь ощущений из прошлого, утверждая современное демок­ратическое многобразие чувствования жизни. В этот июльский день старинный Авиньон "сошел с ума". Актерс­кие труппы из разных стран мира ошеломляли туристов и местных зе­вак буйством выражения человеческой сущности. Африканские ритмы сменялись изысканностью звуков и гармонией французской поэзии. Трубадурши с синими и зелеными губами в немыслимых одеяниях при­танцовывали на высоких ходулях под негритянские ритмы в ожидании своей очереди привлечь внимание публики. По улицам в открытом ав­томобиле в стиле "ретро" разъезжали мужчины, одетые в женские платья и женщины, переодетые в мужчин, разбрасывая приглашения на международный театральный фестиваль.

 

Бедная Лиза в сопровождении кавалера меланхоличного вида из московского театра "У Никитских ворот" скромно бродили по улочкам и площадям Авиньона, почти безразлично раздавая приглашения на свой спектакль. Их странное безразличие еще более вызывало стремление в очередной раз попытаться понять загадочную для большинства иностранцев русскую душу. Своеобразный "черный квадрат" - понимай как хочешь или как можешь. А "ларчик" открыть можно, достаточно понаблюдать внима­тельно за нами, русскими. Даже удовольствие мы воспринимаем через страдание. Необъяснимое томление и грусть испытывает русский ин­теллигент при восприятии прекрасного. Вечный зов бессмертной ду­ши не дает покоя даже в минуты экстаза. В страдании находит русс­кий человек источник вдохновения. Именно из этого источника чер­пает он силы для своих великих творений, именно в нем находит не­иссякаемый запас творческой энергии.

 

На террасе Музея Пикассо в Антибе представлена постоянная коллекция замечательных работ выдающегося скульптора Germain Ric­her, в которой представление о судьбе человечества отождествляет­ся со страдающими или спокойными и радостными образами: одни люди приходят на землю, чтобы страдать, другие, чтобы радоваться жизни. Послед­ние в скульптурной коллекции имеют явное внешнее сходство и чер­ты, присущие жителям Средиземноморья. Что это? Пророчество или ясное понимание судьбы и рока? А Русь не даром называют многост­радальной. Попадая на любвеобильную почву благополучной Франции, русская душа оказывается обесточенной. Нет простоты в осознании явлений земной жизни, всегда чувствуется глубинный план бытия. Может быть память прошлого? Или предчувствие будущего? Кто зна­ет?

 

А события июльского вечера в Авиньоне шли своим непредсказу­емым ходом. Интернациональная актерская труппа при помощи мимики и жестов изображала мятежного человека в плену современных нра­вов, невозможность быть свободным от общества, вырваться из по­рочного круга условностей. Действо сопровождалось естественными, понятными без перевода, эмоциональными криками, идущими из глуби­ны человеческого существа.

 

Одновременно со стороны Папского дворца слыша­лись магические звуки труб и барабана, отбивавшего завораживающий ритм. С исторических ступеней медленно и торжественно спускалась процессия, возглавляемая женщиной. Она бережно несла в руках круглый сосуд внутри которого плескалась красная рыбка (вероятно, как символ хрупкости земной жизни). Люди, одетые в белое, и звуки странного многотрубного музыкального инструмента, который они несли на своих плечах, производили магическое впечатление. Участники процессии остановились, достали серебряные ложечки и зачерпнув ими из символической чаши жизни (или судьбы?) несли собравшимся на пло­щади людям живительную влагу, напитанную общим ритмом и гармо­нией магического действа. Мгновение, и в моей ладони оказалась  застывшая небесно-голубая капелька. Чистая капелька слезы? росы? дождя? Прозрачно-голубая капелька - символ чего-то светлого... Памяти о необыкновенном июльском дне, проведенном в Авиньоне, или о великом единстве прошлого и будущего?

 

Вероятно, не случайно земля Прованса приняла многоликий моло­дежный театральный фестиваль. Прованс располагает к проявлению многообразия человеческих эмоций, очищает каждую струнку души и заставляет звучать мелодию сердца, ликвидирует нап­рочь ложный стыд. Замурованная в тело душа обнажается до предела. Внутренняя свобода  естественно, без ложного стыда, выры­вается наружу чтобы слепые прозрели, закомплексованные раскрепос­тились...

 

Есть много способов разбить искусственную стену однообразия и застывшую маску скучно-привычного и удобного притворства. Мно­говековую депрессию души и притупленное восприятие мира можно "вылечить" ощущениями. Например, вкусив авиньонские эклеры и клубничные тарталетки, чувствуешь, что радость жизни постепенно возвращается, что жить - хорошо, а хорошо жить, как подтверждает опыт, - еще лучше. Вкус и аромат дыни, пропитан­ной жарким солнцем Прованса, странным образом ассоциируется с француженкой, продавшей ее. С ее певучим голоском и обворожительной улыбкой губ, глаз и всего тела. Да, да, даже тело, оказывается, может улыбаться, если оно непритворно выражает радость жизни. Сказочная земля Южной Франции будоражит воображение, питает живитель­ной влагой ощущений душу. Романтично? Но ведь этого-то, как раз, и не хватает. Уж слишком серьезно мы привыкли создавать себе проблемы, а затем так же серьезно, с натугой и болью их решать.

 

Создается впечатление, что «самовыраженность» как «самоценность» культивируется во Франции. Люди не живут и даже не работают, они играют, играют в жизнь, живут играючи. Жизнь - это праздник,  удовольствие,  поиск новых ощущений, которые пополняют «банк данных» души. Франция лелеет красоту, художников, поэтов, красивых людей. Они украшают жизнь, дела­ют ее более насыщенной и совершенной. Все необычное и нетрадици­онное приобретает значимость. В Лувре выставлена удивительная скульптура Гермофродита из белого мрамора. Тело  существа с совершенными по красоте линиями изящно распростерто на роскошном ложе. Непритворную негу и глубокое удовлетворение выражает его застывшее на века лицо. Существо явно любит и любимо. Иначе не может быть такой безмятежности в выражении лица и позе при недвусмысленности поло­жения и происхождения. По всей вероятности, гермафродитное су­щество нашло свое место в ие­рархической структуре ценностей не слишком морализованного и сво­бодного французского общества. Французы общаются, любят друг дру­га. Наверное, "одинокий волк"- не для Франции. Все располагает к общению с прекрасным в самом себе и друг в друге.

 

ДА, действительно, существует  международное разделе­ние труда между нациями не только в обыденном смысле на произ­водящих пшеницу, овес, руду. Германия "производит" власть и день­ги. Люксембург предпочитает жить по-европейски удобной, рацио­нальной и обеспеченной жизнью. Франция "воспроизводит" красоту...

 

Прекрасное небо Франции, изумительные пейзажи, сказочные замки Луары, золотые подсолнухи Прованса и виноградники Бургундии. Кто смотрит на землю, а кто на небо... Люди занимаются и живут лю­бовью, творчеством, красотой, удовольствиями. Удовольствие во Франции превращается в дорогой товар, а торговля удовольствиями в доходную сферу бизнеса. Раскрытие тонких ощущений тела и души - не для толстокожих и бедных... За удовольствие надо платить...

 

07 03 2001

Этот материал был написан для международного журнала «Берег»…


Рецензии