20. Бездуховность

Клеймо современного общества.

- Какая бездуховность! - только и остается кричать, вздымая руки горе, наблюдая МакДоналдсы, липосакции, ботоксы и выпрямления волос у женщин и завивку у мужчин.

Долго не могла понять - если общество преисполнено духами нечистыми, духами блуда, гордыни, осуждения, зависти и прочих злоб, то - отчего наше время клеймят словом "бездуховность"? Вполне таки духовное общество, только не Святым Духом преисполненное, а...

В итоге открыла Полный Церковно-славянский Словарь (сост. пр. Г. Дьяченко, 1900г, у меня - репринт), читаю:

Духовный - а) в противоположность телесному - свойственный духу, как существу бесплотному, или подобный духу, чуждый плотских потребностей, нетленный, вечно живой, тонкий (Первое послание к Коринфянам, 15, 44, 46). б) в противоположность естественному мышлению и действованию - происходящий от Духа Св., находящийся под влиянием Духа Св., живущий духом, как высшею частью существа человеческого, на кого, собственно, действует Дух Св., благодатный, святой (Послание к Римлянам 1, 11, 7, 14, Первое послание к Коринфянам 2, 15, 3, 14, 37. Послание к Галатам 6, 1, Послание к Ефесянам 1, 3); Духовная - духовное учение, духовные дарования. Духовно, духовным образом (Послание к Коринфянам, 2, 14); таинственно, в таинственном смысле (Апокалипсис 11, 8).

Немного подумав, делаю какие-то странные выводы: духовность в отношении человека-и-или-общества есть разумное и логическое слияние оных. Это означает, что человек должен сознавать, что он исполнен духа злобы, блуда, зависти, ненависти, должен желать этого соединения для достижения каких-либо целей. Человек либо общество. А в наше время хоть кто-то желает этого? Сомневаюсь даже насчет Гитлера - он любил ближних своих и положил душу свою за них, так же, как Ленин положил душу свою, так же, как гинеколог, делающий аборты - кладет душу свою на алтарь медицины, потому что более всего любит своих клиентов, а и на самом деле - в наше время врагу не пожелаешь рожать по ребенку в год, как это делали наши дремучие и необразованные предки-крестьяне и "белая кость" дворян, жирующих на порабощении ближних своих.

Мало кто в состоянии познать духов злобы и желать соединяться с ними - подозреваю, что и колдуны (всяких повидала - и "целителей", и вуду, и таро) желают добра и только добра, да и Господь равно светит и добрым, и злым - странная гармония мироздания, забазированная - на чем?

Складывается ощущение, что наше общество не бездуховно. Оно "поддуховно", ибо не соединяясь осознанно с духами, которых никто вообще-то и знать-то не желает, да и кому это интересно? Представим себе, что у домашней (любимой!) кошки - глисты. Кто-то будет под микроскопом разглядывать их? Глистогонку, слабительное, энтеросорбенты, через две недели повторить, повторные анализы, и - облизывай спокойно кошку дальше в свое удовольствие. Кошка - интересна, глисты - нет... То же самое и с бесами, демонами, дьяволом - кому они интересны? Да никому! И в этом - полная гармония мира и Господа, забазированная - на чем?

Общество - ПОДдуховно. Потому что, увы, над каждой диетой висит сеть причинно-следственных связей по типу: "кушать надо, иначе протянешь ноги, готовить некогда, иначе останешься без зарплаты, в ресторан ходить дорого, значит - Макдонадлс, но - это вредно, значит - диета и фитнес". Над каждым абортом висит в точности такая же сеть, даже повторяться не буду. Над каждым умышленным убийством взрослого человека, над каждым походом в кино (здесь - немного мягче, здесь уже область духовности, и выбор кинотеатра, артиста, режиссера и стоимости билета - это уже элемент духовной работы).

И на каждую такую сетку накинута маскировка "ради...".

Не бездуховно наше общество. Оно - в параллельности к духам. Закрыто второй природой от духов, пребывает в бесстрастии и покое-размеренности современного мироустройства. Мало кто в состоянии отследить размер шага, который сделало человечество за сто лет научно-технического прогресса - эти сто лет по насыщенности переменами соотносимы с девятнадцатью столетиями от РХ.

Вопрос не в бездуховности. Вопрос в другом - а живо ли наше современное общество?


Рецензии