Опора на смерть

«......мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?»

«Преступление и наказание»  Ф.М. Достоевский


Странные мысли иногда меня посещают. Пару дней назад, стоя в пробке, подумал о том, на чем в действительности держится мое существование. Начал задавать самому себе вопросы.
На вере Богу? Нет. Невозможно выстраивать существование на том, что не проявляет себя с очевидностью. К Богу невозможно обратиться всякий час и всякую минуту даже и в молитве. На недосягаемом и неизвестном невозможно выстроить что-либо.
На любви? Но большая любовь, любовь всей жизни, в отличии от сексуальных отношений – явление исчезающе редкое в современном мире. Она или есть, или ее нет. Ее невозможно найти. Это дар. И если Судьба этот дар не принесла, остается только с этим фактом примириться. Тут не помогут никакие изощренные сетевые поиски, как и перебегания из одной постели в другую.
Дружба? Такое же редчайшее явление, как и любовь. И даже еще более редкое, поскольку подразумевает долговременный бескорыстный союз двух душ, стоящий превыше власти, денег, личных интересов и смерти. 
На всеобщем благе? Больше, чем не подгребать под себя жизненные ресурсы, не вводить в заблуждение ближних и дальних, никого не грабить и не насиловать, но прикладывать усилия для того, чтобы быть честным, милосердным и справедливым, вряд ли больше возможно одному человеку.
Создавать материальные и духовные блага? Да. Это – без сомнения достойная жизненная миссия. Однако, насколько она может быть опорой их творцу, если общество плоды этой деятельности не востребует? Или же вовсе отвергает, неважно по какой причине! Вывод - создание качественных материальных и духовных благ, может быть опорой только в том случае, если обществом или некоторой группой в достаточной степени востребовано.
Наслаждения? Почти все они скоротечны. Некоторые из них разрушительны, другие обременяют, или сжирают жизненные ресурсы, такие как - деньги, здоровье и время. Вероятно, некоторая мера удовольствий и наслаждений человеку физиологически необходима, чтобы он не погрузился в ледяное болото уныния и тоски. Однако, трудно найти в наслаждениях такую меру, чтобы не переходить границу, за которой оно становится из поощрения ядом. Из жизнеописаний знаменитых опиатных наркоманов, гурманов и сластолюбцев, можно сделать вывод, что и наслаждения не могут служить опорой, фундаментом существования.
Смерть? Я представил себе, что некому имярек осталось жить ровно сто дней. Этот срок не в силах изменить никто и ничто. По его истечении, он безболезненно покинет этот мир. Уснет навечно. Перейдет на другую сторону. Чтобы прожить эти последние сто дней, ему уже не нужно приобретать ничего, кроме еды, тепловой и электро\энергии и некоторых услуг (врача, парикмахера, проститутки, электрика или сантехника и других, если потребуются). Если трудовая деятельность ему не отвратительна или же у него нет достаточных средств для прожития этих ста дней, он будет ходить на службу. Или же будет заниматься только тем, что посчитает необходимым. Он будет есть, что захочет, спать, сколько посчитает нужным, никому не позволит себе хамить, или же использовать. Он будет общаться только с теми, кто ему дорог и необходим, с теми кого он любит и ценит. Может быть, он захочет прожить эти сто дней в путешествии, или в постели с любимой. А может, удалится в безлюдные леса и пустыни, чтобы Мать Природа помогла ему встретится с самим собой. Теперь он будет провожать каждый уходящий день, и встречать начало нового. Он больше не будет разменивать себя на мелочи и ерунду, вроде компьютерных игр, посиделок в социальных сетях, бесплодной болтовни по телефону, посещение клубов и баров,  и прочего подобного. Не будет никого обманывать, обкрадывать, унижать или пытаться использовать. Шелуха социального гипноза будет слезать с него слой за слоем. Подлую бытийную мелочность вытеснят великодушие и щедрость.
С каждым ушедшим днем, не имея уже надежды ни на лучшее будущее, ни на внезапный приход большого случайного счастья, ни на что-либо внешнее, в его душе и теле будут возрастать два человеческих качества – Воля и Разум. Потому что, вряд ли человеческое существо посчитает для себя возможным и достойным навечно покинуть этот мир зависимым, несвободным и пожираемым страхами и тревогами ничтожеством. И за эти три месяца с хвостиком, он успеет из социального робота стать Человеком. А после его не станет.
Значит, собственная смерть может быть экзистенциальной опорой. Это не «смерть-советчик» Кастанеды, которая неизвестно когда «ударит». И не абстрактный девиз «Memento mori» латинян. Это портал силы, к которому возможно прикоснуться, чтобы уловить всем существом дуновение Вечного Ничто.
Ни у кого из нас не может быть абсолютной уверенности, что у нас есть даже эти краткие сто дней. Поэтому, история последних ста дней имярек – это история каждого из живущих на планете. А может быть - метод и способ жизни. 


Рецензии