Сутра сердца

СУТРА СЕРДЦА

Благословенная Мать, Сердце Праджняпарамиты
(На санскрите: Бхагавати Праджня Парамита Хридая)
Текст, переложенный мной на стихи, на основе санскритского и китайского переводов.

Первый поворот колеса дхармы (учения) Будда совершил недалеко от города Бенарес, в Оленьем парке, где он впервые передал пяти подвижникам четыре благородные истины: о том, что жизнь есть страдание и как от неё освободиться.

Сутра сердца ознаменовала второй поворот колеса дхармы. Она отрицает четыре благородные истины («нет ни страдания, ни причины страдания, ни прекращения страдания, ни пути») и поясняет, что ничего этого нет, потому что всё пусто. Эта совершенная мудрость сосредоточена в мантре «Сутры сердца», называемой также махамантрой: гатэ, гатэ, парагатэ, парасамгатэ, бодхи, сваха — что означает полное избавление от иллюзий.  Акцент делается на отрицании и это прямо ведёт к нигилизму. Уровень шока буддистов хинаяны того времени от данной сутры Е.А. Торчинов считает равным уровню шока христианина от гипотетического христианского текста, в котором бы «Христос провозгласил, что нет ни Бога, ни сатаны, ни ада, ни рая, ни греха, ни спасения».

Основной темой третьего поворота стало учение о «только сознании» — читтаматра. Согласно этому учению всё проявленное происходит из ума, который, в свою очередь, происходит из «единого ума» — экачитта.


***
Однажды Благословенный
пребывал в Раджагрихе,
на суровой Горе грифов
с  большой общиной монахов
и общиною бодхисаттв.
Постепенно Благословенный
погрузился всецело в самадхи,
которое называлось
«проявленность глубины».
Вместе с ним был бодхисаттва
арья Авалокитешвара.
Он ясно узрел картину
глубокого совершенства
и увидел все пять совокупностей 
пустыми от собственной сути.
В это время мудрец Шарипутра,
вдохновляемый силою Будды,
обратился к Авалокитешваре
со следующим вопросом:

«Если какой-нибудь сын
или дочь благородной семьи
пожелают выполнить практику
 совершенства внутренней мудрости
то с чего им нужно начать?»

Так он его вопрошал,
и арья Авалокитешвара
промолвил ему в ответ:
«Шарипутра, когда этот сын
или дочь благородной семьи
пожелают выполнить практику
совершенства внутренней мудрости,
им следует пять совокупностей
пустыми от собственной сути
внутренним взором узреть. 

Форма суть пустота.
Пустота – это форма.
Пустота – не иное, чем форма,
форма также насквозь пуста.
Подобным же образом чувства,
представления и побуждения
и иные формы сознания
есть не более, чем пустота.

Посмотри кругом, Шарипутра,
ты увидишь: все дхармы пусты,
и не грязные и не чистые,   
не имеют характеристик,
не рождаются, не прекращаются,
их не больше, но и не меньше.

Посмотри вокруг, Шарипутра,
в пустоте ты не различишь
чувств, видений и побуждений.
Нет ни зрения, нет ни слуха, 
нет ни вкуса, ни обоняния,
ни объектов для восприятия,
ни иных постигаемых дхарм.

Нет ума, но нет и безумия,
нет познания, нет заблуждения,
достижения и недостижения,
ибо нечего достигать.
Нет ни горечи, нет ни сладости.
Нет ни выгоды, ни потери.
Нет движения, нет неподвижности.
Нет ни старых нигде, ни мертвых,
также нет нигде и живых.
Пусто небо, пуста земля.
Нет страданий и нет пути,
избавляющего от страданий,
Пусто всё. Нет ничего.

Шарипутра! Ты бодхисаттва,
для тебя все сандхи пусты.
Опирайся на посох мудрости
равно как на её отсутствие.
Исключи из ума омрачения
и тогда ты забудешь страх;
избежав нелепых ошибок,
ты раскроешь своё совершенство,
как уход из пустой иллюзии
того мира, где царствует скорбь.

И поэтому следует знать:
эту мантру великого сердца,
не имеющую себе равных,
увлекающую в беспредельное,
успокаивающую страдания.
И она произносится так:
ТАДЬЯТХА: ОМ ГАТЕ
ГАТЕ ПАРАГАТЕ
ПАРАСАМГАТЕ
БОДХИ СВАХА!

Повторяй её, Шарипутра!
Через мантру все бодхисаттвы
обретут запредельную истину».

В это время Благословенный,
вышел из глубин медитации.
И одобрил он бодхисаттву
махасаттву Авалокитешвару.
Он сказал: «Превосходно! Отлично!
Это так, благородный сын.
Совершенство глубокой истины
практикуется именно так,
как ты нам сегодня поведал,
и пускай татхагаты ликуют».

Услыхав такие слова,
Шарипутра и Авалокитешвара,
все собравшиеся на Горе,
и миры бессмертных богов,
полубоги - гандхарвы, асуры –
все возрадовались, ликуя,
и восславили сутру сердца.


Рецензии
Как Красиво написано...
СПАСИБО!!!

Зиновий Винокур   21.09.2019 21:06     Заявить о нарушении
Благодарю вас.

Вадим Филатов   22.09.2019 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.