После дождя

               Вместо предисловия.

Эта история, произошедшая более четырех десятков лет назад, время от времени всплывает в моей памяти, заставляя вновь и вновь вспоминать и заново переживать мельчайшие подробности случившегося. В свете обострившегося сейчас до чрезвычайности интереса ко всяким загадочным и малообъяснимым явлениям природы, со временем она приобрела какой-то удивительный, фатально-мистический смысл.
Многих участников этого происшествия уже давно нет в живых, но те, кто здравствует и поныне, могут засвидетельствовать безусловную правдивость всего мною изложенного…
                .  .  .  .  .  .  .
              Дождь начался внезапно, как это обычно бывало душным летним днем в маленьких провинциальных белорусских городках начала 60-х годов, насыщенных в это время года скукой и вязкой, липкой испариной. Грязные свинцовые тучи, уплотнявшиеся с утра с легким громыханием в один клубящийся ком, наконец блеснули яркой молнией и сразу после оглушительного раската грома, прокатившегося по всему небу, застучали крупными каплями дождя по серому шиферу крыш, иссохшейся земле и пыльной листве.
           Все наперегонки бросились в дом – и взрослые, доселе скучавшие в этот воскресный день на скамейке, и мы, трех-четырехлетняя мелюзга, уже успевшая изрядно промокнуть.
Столпившись сначала в сенях и с опаской поглядывая на небо (уж не град ли?), большинство укрывшихся с неохотой стало разбредаться по враз потемневшим комнатам большого и гостеприимного кирпичного дома в попытке найти себе какое-нибудь занятие на время дождя.
Допризывная молодежь устроилась по обыкновению с колодой карт за столом в столовой, кто-то присел у подоконника, задумчиво глядя в окно. Женщины принялись хлопотать у печки, народ семейный удалился в смежный зал. Мы, любопытствующая малышня, обступили покрытый скатертью карточный стол и, едва выглядывая из-за его края, с упоением стали наблюдать как суровые короли били наглых молодых валетов.
Прошло некоторое время, уже было сыграно несколько партий подкидного дурака.  Дождь закончился и появившееся солнце заискрилось всеми красками лета на омытой дождем листве. «Откройте окно, душно» - попросил кто-то из женщин. Окно распахнули и в комнату сразу ворвался удивительно свежий воздух, наполненный ароматами зреющего яблоневого сада, цветочной терпкостью и той необычайной легкостью дыхания, которая наступает сразу после грозы. Все с упоением вдыхали этот эликсир бодрости и молодости жизни…
     ...Он появился неожиданно, как бы ниоткуда – светящийся шар, размером  чуть больше футбольного мяча, переливающийся яркими цветами: от желто-оранжевого до малиново-красного. Медленно и бесшумно из глубины сада он направился прямо в открытое окно. Сидевший у окна замер в неподвижности, сидевшие за столом застыли в оцепенении с картами в руках. Шар влетел в комнату и плавно пролетел над столом – я невольно присел, давая дорогу непрошенному гостю. На мгновение задержавшись, как бы оценивая обстановку, шар сделал плавный изгиб и направился в смежную комнату. Сидя на корточках и касаясь головой бахромы, я невольно юркнул под скатерть, как под спасительный балдахин. В столовой воцарилась гоголевская «немая сцена». Прошло около минуты.
«Ушла», - наконец выдавил из себя кто-то. Потом послышался невнятный разговор и чей-то слабый мужской голос из соседней комнаты: «Ой, сердце, сердце…».
 Я по-прежнему сидел под столом, ожидая развязки…
«А где же Тадик?» - растерянно произнес кто-то из женщин. Я вынырнул из- под стола. Вопреки ожиданию, мое появление вызвало не удивление, а взрыв всеобщего хохота, мгновенно разрядившего напряженную атмосферу страха и растерянности – все наперебой бросились смеяться и подшучивать надо мной, чувствуя себя героями, проявившими мужество и самообладание в этой непростой ситуации.
Неожиданно веселый хохот был прерван каким-то непонятным шипением, смешанным с треском, и звуком, похожим на удар хлыста, донесшимися снаружи, сквозь  распахнутое окно. Затем раздался оглушительный пушечный выстрел, от которого дом содрогнулся так, что казалось с него сорвало крышу. В панике все выбежали на улицу. Перед их взорами предстала печальная картина: на земле валялись огрызки сорванных со столба проводов, продолжавших еще гореть и шипеть как змеи, а на противоположной стороне улицы, на теле могучего трехобхватного красавца-тополя значительно выше уровня оборванных проводов зияла огромная, диаметром около полутора метров, рана, обнажившая голый ствол.  Часть кроны была сломана, часть обожжена и еще догорала…
Этот тополь, со своей долго не заживающей раной, быстро стал уличной достопримечательностью, давая возможность местным жителям выдвигать свои версии произошедшего события…
                .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
                Вместо эпилога (часть околонаучная, но интересная!)

Много позже, будучи уже вполне взрослым человеком, встречаясь во время редких наездов в Беларусь с участниками этих событий, я задавал им один и тот же вопрос, стараясь понять: что же это было? И в большинстве случаев получал один и тот же ответ: шаровая молния. Наверное, с точки зрения тех знаний о шаровых молниях (70-х – 80-х гг.), они были правы…
Сегодня же, с точки зрения современных знаний о природе шаровых молний, учитывая большое количество рассекреченного фактического материала, все не так однозначно. Постараюсь изложить свою точку зрения максимально корректно и аргументированно:
- Шаровая молния, являясь физическим воплощением статического электричества и его высшей фазы (плазмы) формируется, как правило, в момент либо до начала грозы, т.е. в момент накопления электрических потенциалов, либо в момент непосредственно самой грозы (одновременно с линейной молнией), т.е. в момент разряда электрических потенциалов.
Описываемый объект появился уже после грозы, когда воздух был разряжен – гроза прошла, а весь ее потенциал ушел на формирование в атмосфере озона (известный физико-химический процесс, когда в результате мощных электрических разрядов происходит доокисление кислорода воздуха О2 до озона О3), чем и объясняется необыкновенная легкость дыхания после грозы.
- Являясь сгустком плазмы высокой энергии, шаровая молния вызывает вокруг себя яркое свечение, подобно большой электрической лампочке.
Однако, этот объект никакого яркого свечения (кроме своего внутреннего) не вызывал.  Когда он летал по комнатам светлее там не становилось.
- Подчиняясь своей электрической природе, шаровая молния очень чутко реагирует на всякие “электронасыщенные” предметы, зачастую либо появляясь непосредственно из них (например «выдуваясь» из электророзеток), либо заканчивая свое существование (взрываясь) при соприкосновении с ними (радио- и телеантеннами, телевизорами, телефонами и т.д.).
Этот же объект никак не реагировал на наличие в доме холодильника, теле- и радиоприемника, антенн, электрических розеток и т.д.
- Шаровая молния очень подвержена флуктуациям потоков воздуха (отсюда совет: не бежать и не двигаться при встрече с ней, чтобы не увлечь за собой потоком воздуха). Кроме того, она обладает высокой проникающей способностью и может беспрепятственно проникать сквозь любые стены (деревянные, кирпичные), а уж закрытые двери и окна для нее вообще не преграда.
В моем случае объект никак не реагировал на перемещение потоков воздуха (он не увлекся за мной, когда я присел), вполне свободно влетел в соседнюю комнату и, сделав там «круг почета», на той же высоте покинул обе комнаты тем же путем, каким и влетел, независимо от направления сквозняков.
- И последнее. Шаровую молнию очень трудно упрекнуть в любви к роду человеческому. Многочисленная статистика смертельных исходов после встречи с нею - яркое тому доказательство.
В описываемом случае «вежливый» пролет объекта по дому, наполненному более чем полутора десятками человек, и непричинение вреда никому их них (легкий сердечный приступ одного из присутствующих – не в счет!) наводит на мысль если не о разумности объекта, то, во всяком случае, о четком выполнении какой-то заранее заложенной в него программы: на электроприборы не реагировать, живых существ не трогать, осмотреть помещение и покинуть его тем же путем, не вступая в контакт.
Дальнейшее взаимодействие объекта с электропроводами столбов уличного освещения можно объяснить ошибкой в сканировании пространства из-за густо посаженных у дома деревьев (каштанов). Провода он попросту не заметил, а не «притянулся» к ним, как это можно предположить. Удар в верхнюю часть тополя объясняется как последовавшей затем потерей ориентации в пространстве, вследствие полученного повреждения, так и дальнейшим стремлением уйти от столкновения с жилым домом.
Все приведенные мною аргументы говорят не в пользу версии о шаровой молнии. Тогда, что же это было?
Мой ответ – неопознанный летающий объект. Но не тот НЛО в его упрощенном бытовом понимании (летающая тарелка с гуманоидами, космический аппарат пришельцев и т.п.), а объект несомненно наделенный интеллектом (разумным или искусственным), имевший четкую программу действий, но потерпевший катастрофу…
А может быть это - перст судьбы, знак божий?
В то наше, советское, атеистическое время в это трудно было поверить – но взорвись он внутри дома, вряд ли бы кто-нибудь остался в живых, судя по  колоссальной  высвободившейся энергии.

Чудны дела твои, Господи!

                Тадэуш Мотас


                2005г.


Рецензии
Здравствуйте! Очень хороший рассказ-быль! Спасибо! Прямо порадовали. Язык сочный, сюжет увлекательный. Удачи!

Ирина Тихомирова Исетская   02.12.2022 08:28     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за прочтение и оценку.

С почтением пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   02.12.2022 08:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.