Теория разумного фатализма

Фатализм — это вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого лежит  убеждённость в неизбежности событий.
Верить в судьбу у людей с высшими образованиями считается смешным и опасным. Это такая ересь современности. Ну правда, это ведь смешно: что, я своей жизни не хозяин? Я и только я определяю, что со мной случится дальше и в каком порядке. Только я решаю, куда пойти и что мне сделать. И все последствия моих решений, все, что произойдет со мной дальше, есть результат того, что я делаю сегодня. Поэтому фаталистические взгляды вызывают добрую снисходительную улыбку просвещенных умов.
Просвещенные умы доказывают правоту своих суждений с помощью логического аппарата, что, конечно же, очень разумно. Они говорят: вот я занимался спортом, поэтому мое тело рельефно, красиво и я здоров. Причина и следствие. Я хозяин своей жизни. Все, что я делаю, является источником того, что я потом получаю.
Однако, каждое правило проверяется возможностью через него объяснить исключения. Если правило хорошо, оно объясняет то, в каких случаях и почему оно не работает. Например, рак детей. Что ребенок мог сделать такого, что заболел? Если он младенец. Он ведь тоже хозяин своей жизни? Каждый человек хозяин? Значит, и младенец хозяин. Так какие его действия могли к этому привести? Образованный человек ответит вам, что в данном случае это - генетическая предрасположенность и заболеть может каждый. Но если перевести это в плоскость рассуждения о судьбе – значит, не всё, что с нами случается, определяем мы своей свободной волей. Ведь заболеть может каждый.
И наоборот. Люди выигрывают в лотерею. Или выздоравливают, когда врачи разводят руками и говорят, что ничего нельзя сделать.  Или рожают детей с диагнозом «бесплодие». Или им возвращают украденные деньги. Эти удивительные случаи происходят как в отношении плохого, так и в отношении хорошего.
Есть мнение, что фатализм опасен для человеческой психики. Как это я буду жить спокойно, если я буду знать, что моей жизнью управляет что-то еще? ¬¬¬Если я не хозяин своей жизни, зачем вставать с кровати каждый день? Зачем куда-то идти и прилагать усилия? Всё и так свершится без моей воли и произойдет именно тогда, когда нужно.
Но есть и другой аспект, про который мало кто задумывается, пока этот вопрос не встанет перед ним, как враг: как ты будешь жить, думая, что во всем, что со тобой происходит, существует твоя вина?  Если ты попал в чрезвычайную ситуацию, торнадо или цунами, и находишься на грани гибели – это твоя вина. Зачем поехал? Сам виноват!  Если ты делал человеку только хорошее, а он сделал тебе подлость – это твоя вина.  Надо было внимательнее смотреть! Если кто-то их близких заболел – это твоя вина. Надо было медицинское образование получать. Есть много того, о чем мы спрашиваем себя: как это могло случиться? Как это могло случиться? Чем я это заслужил?
И может оказаться так, что вашей вины в этом нет. Только вот принять это в теории «все, что я получаю есть следствие моих действий» невозможно.
Поэтому существует теория разумного фатализма, которая позволяет жить, соблюдая логические правила, но не делая себя человеком – виной каждый день.
Мы отчасти хозяева своей жизни, а отчасти – нет. Спровоцировать торнадо я не могу, но могу создать ДТП, сев за руль в пьяном виде. И эти вещи, конечно же, надо различать.
Теория разумного фатализма ни в коем случае не оправдывает нашего безответственного или безнравственного поведения.  Аспект разумности в том, что если ты порежешь палец, скоро почувствуешь боль, а если выпьешь из бутылочки с надписью «Яд», скоро ощутишь легкое недомогание. Есть много полезных правил разумного поведения, которые ценны именно тем, что позволяют получить предсказуемый положительный результат.
Теория разумного фатализма охватывает скорее те аспекты, где мы чрезмерно применяем логический аппарат, используя его там, где он не действует и не уместен.
Если неизлечимой болезнью заболел младенец – это не тот случай, чтобы применять логику причины и следствия и исступленно искать свою вину. Если ты родился с короткими ногами, то это не твоя вина, что ты не можешь заниматься балетом. Не ищи здесь логику своего преступления согласно правилу «я получаю лишь то, что заслужил».
В жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые не можем себе объяснить. Как правило, это ситуации плохие, трагические. Потому что если ситуации происходят нежданно хорошие, мы кричим: «Чудо!» и радуемся безо всяких объяснений. Если внезапно происходит хорошее, все счастливы и никто не тратит бессонных ночей на то, чтобы мучительно постичь, как это произошло. Нам не нужно объяснение счастья. Нам нужно объяснение горя. Поэтому если происходит плохое, необъяснимое, внезапное несчатье, мы не кричим грустно: «Анти-чудо!» и не ложимся спокойно спать. Мы знаем, что мы творцы своей судьбы и начинаем неистово анализировать, каким таким своим проступком мы могли это спровоцировать, заслужить и заработать.
Мы живем в рациональном мире, и это хорошо. С детства нас учат правилам разумности и самоконтроля. Не бегай и не вспотеешь, а значит, не заболеешь. Но если на тебя падает сверху бетонная плита, как понять, она упала оттого, что ты бегал или нет?
Теория разумного фатализма учит нас не впадать в отчаяние именно от иррациональных ситуаций.  Смертей, болезней, несчастной любви, предательств, аварий. Ведь в мире, в котором мы живем, есть много того, что мы не контролируем. Жаль, что в той степени, в которой нас учат анализировать рациональное, нас никто не наставляет, как нам вести себя, сталкиваясь с необъяснимым. Мы пытаемся применить привычный инструмент, но он не работает в этой ситуации, и мы оказываемся беззащитными в своих попытках пережить этот опыт.
Теория разумного фатализма спасает нас от того, что сталкиваясь с необъяснимым, мы чувствуем свою вину за то, что наш логический аппарат не смог решить эту проблему успешно. Поэтому важность разумного фатализма нельзя переоценивать. Ведь это способ прожить свою жизнь в гармонии с миром, разумным с одной стороны, и непредсказуемом с другой. Это способ ограничить свой разум в причинении боли его владельцу. И это способ наконец-то твердо сказать самому себе: «Я в этом не виноват».


Рецензии