Миръ дому твоему

          В XIV веке Русь разделилась на Литовскую и Ордынскую (Московскую). Юг литовской Руси (нынешняя Украина) находился в черноземной лесостепи. Освоению славянами-земледельцами плодородных степных районов препятствовали кочевые орды с которыми наши предки вели борьбу. Несмотря на набеги кочевников, регулярно опустошавшие целые области Украины, люди снова возвращались на степную границу, поскольку самые плодородные в мире черноземы находились именно там и обеспечивали обильный урожай способствующий быстрому восстановлению разоренных земель. Благоприятные природные условия не требовали большого числа работников для занятия земледелием. Люди селились на границе степи небольшими хуторами часто состоявшими из членов одной семьи. Занимались не только хлебопашеством, но и животноводством, разнообразными промыслами. Продавали излишки своей сельскохозяйственной продукции. Были относительно зажиточны. Подобный уклад жизни повлиял на формирование психологии, которую иногда называют «хуторской». Ее особенностью является превалирование частнособственнических интересов над коллективными.

          Московская Русь зарождалась среди глухих лесов и топких болот населенных отсталыми угро-финскими племенами. Враждебные степные кочевья почти не угрожали ей до нашествия монголов. Но заниматься земледелием в лесах было крайне трудоемким и малоприбыльным делом. Для этого требовалось вначале вырубить лес (из него строились курные избы), затем сжечь кустарники, бурелом, выкорчевать пни и в богатой полезными минералами золе сеять зерна, в основном, ржи, так как она менее прихотлива по сравнению с пшеницей. Несколько лет удобренная золой земля давала хорошие урожаи, а затем переставала родить. Земледельцы вынуждены были сниматься с места и углублялись в лес расчищая новые площади для посевов. Такие тяжелые работы не могла выполнять малочисленная группа людей. Требовался большой коллектив объединенный общей целью – выживанием. Этот коллектив обычно состоял из нескольких семей образованных сыновьями отца, считавшегося старшим в роду не только по возрасту, но и по своему социальному положению. Все должны были безусловно подчиняться ему. А после его смерти – старшему из его сыновей.

          Земледельческие работы проводились на слабо родившей земле, в неблагоприятных погодных условиях. Из-за долгой, холодной зимы заниматься ими можно было лишь три-четыре месяца в году. Дожди выпадали обычно не во время посева, а во время сбора урожая. Скудность урожаев не позволяла накапливать излишки. Чаще всего они отсутствовали. Добытый урожай равными долями делился между едоками обеспечивая необходимый прожиточный минимум. Примитивные сельскохозяйственные инструменты и утварь находились в общем пользовании членов общины называемой миром. Русский «міръ» на протяжении многих веков представлял собой группу людей живущих без накопления богатств, пользующихся общим инвентарем, беспрекословно подчиненных одному лидеру. Этот мир не обживал насиженное место, не строил добротные дома, не обносил их плетнями и заборами, а находился в непрерывном движении осваивая лес в почти беспрепятственном восточном направлении пока не вышел к берегам Тихого океана.

          По большому счету, это был мир не изобретательных производителей, а потребителей скудных даров природы (пока этими дарами не стали драгоценные металлы и энергоресурсы Сибири), мир подчиненный лидеру (большаку) ведущему послушную полуголодную общину к новым пищевым ресурсам и оставляющую за собой пустошь.

          Когда русские остановились и двигаться дальше уже было почти некуда они стали осмысливать пройденный путь, и свою роль в сообществе народов. В средине XIX века в России появилась идеология славянофильства. Славянофилы обоснованно и твердо объявили об особом историческом пути России. Они утвердились в мысли о спасительной роли православия как единственно истинного христианского вероучения и отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины (міра) и артели. Частнособственнической, накопительской идеологии Запада они противопоставили нестяжательность, открытость и бесхитростность русского характера. Спор с ними повели так называемые западники.
 
          Этот спор с переменным успехом продолжается по сегодняшний день. Правда, сегодня западники в России не в чести. Однако, как знать, какие философские идеи возобладают в российском обществе через десять-двадцать лет? Шатания из одной идеологической крайности в другую является одной их исторических особенностей России!

          18 октября 1918 года в советской России произошла последняя крупная реформа орфографии. Из русского языка исчезли «и» с точкой, фита и ять.

          В результате, смысл некоторых слов, которые ранее имели совершенно точное значение благодаря написанию, можно понять лишь из контекста.

          Например, слово «мир» в русском языке имеет два значения. В старой орфографии «миръ» означал прекращение спора или войны, а «міръ» - русскую общину, а также вселенную во всей ее необъятности.

          Сегодняшние соседи России хотят мИра с россиянами, но мІра в своем доме не хотят. Весь мир вздохнет с облегчением, если русский «мiръ» остается исторической особенностью России, лишь ее уникальным достоянием!

          г.Киев
          25.02.2018г.


Рецензии
Сергей Викторович, спасибо! Все интересно. Я долгое время жила на Украине...в Прикарпатье...Стрый, Сколе, Дрогобыч, Моршин, Тркскавец, Ужгород...везде там побывала...люблю этот край красивый, а там меня все называли пани, файна и горска жила в Стрый под Львовом...затем долгое время жила в Киеве...Василькове...люблю когда цветут каштаны на Крещатике...Днепр, Владимирскую горку...как же хорошо там раньше было...
Желаю...Мир Вашему дому, здоровья и удачи во всем.

С уважением и теплом, Лилия.

Лилия Зенкова   22.05.2018 10:06     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за теплые слова, Лилия!
С наилучшими пожеланиями,

Сергей Викторович Савченко   22.05.2018 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.