Сарасате - скрипач и композитор. 1844 - 1908

Пабло Сарасате  - скрипач и композитор. Его игрой и музыкой восхищались. Родился он  10 марта 1844г.в Памплоне.  Мы знаем о раннем проявлении его дарования. А не было ли знаков судьбы, предсказывающих раннюю одарённость Сарасате? Давайте посмотрим.  Родился он в семье военного капельмейстера. По воспоминаниям самого Пабло, с ранних лет он начал обучение игре на скрипке под руководством отца. В 5 лет он уже играл для слушателей, а в 8 лет дал первый публичный концерт в Ла – Корунье. Однажды Пабло играл в присутствии королевы Изабеллы. Восхищённая его игрой, королева преподнесла скрипку работы Страдивари. Скрипка выдающегося мастера – мечта для скрипача.

В 1854г. (!) юный скрипач поступает в Парижскую консерваторию.   И успевает за 9 месяцев закончить её. Значит, был он хорошо подготовлен!   Пабло продолжает обучение в Парижской консерватории, которую заканчивает в 1859г с первыми премиями по специальности и гармонии. 1860г.- сольный дебют Сарасате в Париже. Чистота исполнения, богатая палитра звучания, виртуозная техника и лёгкость игры обеспечили ему мировую известность. Появляются и первые сочинения для скрипки самого  Сарасате. Современники выделяют Фантазию на темы из оперы «Кармен» и   блестящее исполнение Фантазии самим Сарасате. Восторженно приняты его Фантазии на тему оперы Верди «Сила судьбы», «Воспоминание об опере «Фауст», на тему оперы Шарля Гуно «Фауст». Сочинения Пабло Сарасате «Андалузская серенада».»Андалузский романс», «Наваррская хота», Фантазия на темы оперы Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» заслужили превосходной оценки скрипача и дирижёра  Ауэра (1845 – 1930), профессора Петербургской консерватории.  Он пишет: «Сарасате – феноменальное явление. Так как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала…  Всё он играет шутя. И всё у него звучит идеально».

О любви к Сарасате говорит и то, что в художественых произведениях слушают его музыку . Есть у Артура Конан Дойля рассказ «Союз рыжих». Здесь  Шерлок Холмс  и доктор Ватсон присутствуют на концерте Сарасате. А  герой одной из песен знаменитого Вертинского слушает его музыку. В 1867 – 1871гг. скрипач совершает турне по Северной и Южной Америке, посещает и Россию. В 1869г он приезжал в Одессу, в 1871 – гастроли в Петербурге и Москве.  Россия покорила Сарасате гостеприимством. Современники вспоминают, как галантен был скрипач с дамами. С собой у него всегда был набор вееров, которые он дарил им. 28 ноября 1881г. скрипач в Сант – Петербурге выступал вместе с Антоном Рубинштейном. И вновь покоряет Россию красотой и чистотой тона. В январе 1898г. снова триумф. Вместе с Ауэром Сарасате исполнил «Крейцерову сонату» Бетховена.  В последний раз Петербург слушал гениального скрипача в 1903году.  Тон его игры действовал ошеломляюще. Не эти ли концерты  вдохновили И.А.Ефремова вспомнить неповторимую игру и музыку Сарасате!  В  рассказе «Встреча над  Тускаророй» его герои слушают «Цыганские напевы».

Игру Сарасате сравнивают с игрой Генрика Венявского, польского скрипача и композитора – представителя романтичного  исполнительского искусства. Ауэр так вспоминает об игре скрипачей: они «обладали стремительной и точной, чрезвычайно длинной трелью являвшейся прекрасным мастерством». Сарасате бесподобно исполнял  концерт Мендельсона. Сен – Санс посвятил скрипачу свой Третий Концерт. Возможно, теперь сможем мы ответить  на вопрос, что же это за феномен Сарасате. Однажды Сарасате прочитал в газете, как один музыкальный критик назвал его гением. Он покачал головой:  В течение 37 лет я не менее 12 час. в день упражняюсь игре на скрипке, а теперь этот человек называет меня гением»! Для всех нас замечательно, что игра Сарасате была записана  на грампластинки.
Из последнего высказывания Сарасате вы поняли, что всей жизнью его была скрипка. Не имел он семьи и всю жизнь отдал скрипке. В 64г.. 20 сентября 1908г.  Сарасате не стало.  Были у него увлечения – он коллекционировал трости. Всё он завещал художественным и благотворительным организациям. По 1000 франков получили Парижская и Мадридская консерватории. Большая сумма завещана для премий музыкантам. Перед нами прошла жизнь, отданная скрипке!

Ред. 12.03.2018. 23:44


Рецензии
Слушайте Фантазию на темы оперы Бизе "Кармен!"

http://my.mail.ru/community/megafusion/53E343E2B7AECA2C.html

Людмила.

Людмила Дементьева   26.02.2018 18:35     Заявить о нарушении