Эссе 1 Борьба миров и темная эпоха

Борьба миров и темная эпоха. Великая троица.

Эссе 1

 Святитель Григорий Палама и Время

Эссе

19 февраля / 4 марта - Неделя 2-я Великого поста, святого Григория Паламы, архиепископа Солунского …

Святой Григорий Палама, Мейстер Экхарт и Преподобный Сергий Радонежский это великая тройка духовидцев и мистиков XIII-XIV веков. Что двигало этими личностями? Что и как сотворил для духа мира каждый из них? Это можно постичь только в связи с эпохой и обстановкой, в которой они творили вечное.

И так святой Григорий Палама и его Время.

Паламитские споры возродили дух Правоверия. Раскол единой Хрстианской Веры 1054 года на толки Правоверия (ортодоксальная вера) и Католицизма означал, не только и не сколько уход части верующих в Католицизм, но и официально взаимно эти толки были объявлены (и совершенно справедливо) непримиримыми ересями. Поэтому завоевание и полное разграбление Константинополя в 1204 году крестоносцами по благославлению Папы было для католиков богоугодное, героическое эпохальное событие, а для Правоверия это обозначало неминуемую дальнейшую гибель теократической Византии и Авторитета Высокой Эстетики восточного духа Веры, и начало процесса перерождения Правоверия в современное, потерявшее Дух Высокой Эстетики, практически уже по мирски этическое Православие

В 1329 г. с юга Италии в Константинополь прибыл ученый итальянский грек по имени Варлаам Калабриец «из приверженности истинной вере». В Константинополе Варлаам сделал молниеносную блестящую карьеру.

А Византия и ее Ортодоксальная Церковь с 1204 года, года завоевания и разграбления Константинополя крестоносцами, фактически находились под протекторатом Рима. В 1333 г. в Константинополь прибыли два папских легата-доминиканца и провели совещание о воссоединении Церквей. Ключевым вопросом была проблема filioque. Варлаам был назначен возглавлять греческую сторону на этих переговорах.  По случаю предстоящей дискуссии Варлаам опубликовал 21 короткий трактат, в которых весьма жестко критиковал Фому Аквинского. Варлаам, позволил себе иронизировать над схоластическим методом доминиканцев (из легатов - Фома Аквинат был доминиканцем, а Вильгельм Оккам - францисканцем), и легаты, оскорбленные, уехали. Тексты Варлаама разошлись очень широко. Попали они и на Афон. И около 1335 г. Варлаам получил очень вежливое письмо от неизвестного ему до того времени афонского монаха Григория Паламы.

Здесь в своем отрицании интеллектуального реализма западной томистической мысли Варлаам столкнулся с мистическим духом восточной исихастики. Это и было начало Великих мировоззренческих паламитских споров.

Калабриец решил узнать, кто такие эти исихасты, на которых ссылался Палама. То, что он увидел, глубоко возмутило его гуманистический склад ума. В интерпретации Варлаама монахи были попросту невеждами, предававшимися созерцанию собственных пупов, которое они выдавали за опыт богообщения. Ничего большего калабрийский профессор в них не увидел. Гуманист и гностик Варлаам не понял и не прочувствовал, что выступая на стороне афонских монахов, св. Григорий Палама защищал не просто один из способов молитвы, но и целое, и главное цельное, мировоззрение, а также его вечный неугасимый дух.


Сегодняшний типичный взгляд православной богословской мысли тонет в многообразной конкретике огромного наследия и Паламы и самих паламитских споров. Но здесь за лесом частностей, пусть и крайне важных, теряется мистическая и мировоззренческая суть духовных пророчеств Паламы. Как пример статья памяти святого от Протопресвитера  Георгия  Металлиноса, выдержки из которой я привожу: -
  «Значение богословия Григория Паламы для современного мира»

«В основе своей спор между Варлаамом и Паламой сводился к вопросу, насколько подлинное знание Бога может отличаться от аристотелевских дефиниций. Палама утверждал, что никакая философия не может нам дать видения Бога.

 Нельзя себе представить Православие вне исихастской традиции. Исихазм - квинтэссенция Православного предания.

Исихазм - основа и фундамент догматико-богословских решений Вселенских соборов, как пути очищения, просвещения и обожения в Святом Духе, а не умственной-спекулятивной научной процедуры.

Познание Бога на пути обожения - путь доступный всем, образованным и необразованным, мудрым и немудрым, а не только лишь философствующим, как утверждал Варлаам Калабриец (1290-1359) в 14 веке. Ему и противостоял главный защитник исихастского предания святитель Григорий Палама (1296-1359), крупнейший православный богослов своего времени и великий Отец Православной Церкви».

Мое мнение

Вот в последнем абзаце и вскрывается неверное понятие (или объяснение) сути спора и самих паламитских споров. Это столкновение природной агностической мистики духа и ущербной мистики гностицизма, закономерно вырождающегося в итоге сегодня в прямой сатанизм. И здесь столкнулась гностическая мысль Варлаама, мигрирующая в итоге к современному человекобожию и атеизму, как прямому богоборческтву, и агностическая мысль Паламы, отстаивающая мистический путь самого природного духа и через него характера явления «познания», как такового, и как Абсолюта мира. А здесь у Протопресвитера Георгия  Металлиноса и иных авторов нет отражения цельной сути духа мистики святого Григория, а все разбито на поверхностно правильные фрагменты той борьбы идей.

Материалистическое знание против внутренней связи духа познания, как постоянной со-вести с творцом, вот суть различия пропасти мировозрений Варлаама, и нынешних материалистических гностиков-атеистов «варлаамов», и агностического мировоззрения святого Григория Паламы и наследия его духа исихазма, как и самих паламитских споров. И характерно, что Преподобный Сергий Радонежский, прорицая и созидая Русский Нравственный Канон, посылал своих представителей в Константинополь для сверки своих прозрений с духом «паламитов», и в итоге принял исихазм, полностью совпадающий с природным духом Русского Мiра. И тот же Царь Иван IV Васильевич Грозный без колебаний восстановил русское «нестяжательство-исихазм» и устранил влияние инорасовых «стяжателей» иосифелян. Этот природный русский дух сегодня жив лишь в нашем старообрядчестве.

Далее статья: -

«Святитель Григорий изучил богословие в единственной подлинной богословской школе - на пути аскезы и покаяния

Святоотеческое учение против еретического заблуждения

Святители Фотий Великий (±820-±891) и Григорий Палама выработали верное отношение к западному христианству, ставшее основой Православного предания. По этому пути в критический момент пошел и святитель Марк Эфесский (1394-1445).
Палама также осознавал, что на Западе появился новый вид христианства, абсолютно чуждый духу Святоотеческого предания.

Борьба за сохранение учения о различении сущности-энергий

 Вклад святого Григория Паламы в области богословия очень значителен и приобретает сегодня особую важность в свете продолжающегося экуменического диалога.  Первоочередной задачей стала борьба за сохранение святоотеческого учения о разделении божественных энергий и сущности, нетварности божественной Благодати (энергии Троического Божества).

Филиокве

 Из западного схоластического учения об отождествлении сущности и энергии в Боге проистекают все ереси и заблуждения западного христианства. Например, догмат Filioque, который является хулой на Святую Троицу.

Вера в то, что Бог общается с миром посредством тварных энергий ведет не только к ересям, но и к обмирщению. В соответствии с этим учением нет подлинных Таинств.

Отношения Бога и человека в Православии носят онтологический характер

Православное учение о нетварной Благодати вдохновляет оптимизмом. Православные знают, что Бог находится с миром в общении. Согласно православному учению отношения Бога и человечества носят не опосредованный и нравственный, а онтологический и непосредственный характер.

Святоотеческое богословие не мирская полемика, а пастырско-целительный курс для больных частей организма - еретиков и пребывающих в заблуждениях.

Противоборствуя Варлааму и его кругу, а также противостоя мусульманам, святитель Григорий, несмотря на все опасности, не пошел ни на какие компромиссы в области веры и не проявил соглашательского духа ради достижения личной выгоды».

А вот знаковый комментарий на эту статью и мутный процесс возни вокруг экуменизма и встреч-итогов Патриарха с Папой римским, когда РПЦ устами Митрополита Илариона фактически дезавуирует различия ересей Католичества, Протестанизма и нынешнего Православия: -

«Если бы догмат о различении сущности и энергий был положен в основу диалогов и наши собеседники смогли бы принять это различение - многие препятствия были бы сняты и путь к консенсусу стал бы очень простым». Это сделало бы более очевидными такие заблуждения как Папский примат...»

Если даже, предположим, что католики враз откажутся от всех своих ложных догматов, то и все равно православными не станут! А куда придётся подевать «наработки», сформированные за тысячелетия(!) еретической догматики?!»

В заключении этой части скажу, что совсем с св. Григорием, Мы с Вами не прощаемся, его наследие огромно и многообразно, так что до встречи в следующей части с Мейстером Экхартом, Преподобным Сергием Радонежским, его нравственным Каноном и их духовной мистикой.


Рецензии